Автор: Филиппова София Енгичаровна
Должность: воспитатель в гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Татарстан г. Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье сберегающие технологии обучения в группе продленного дня"
Раздел: начальное образование
Здоровье сберегающие технологии обучения в Группе продленного дня
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в
XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает
серьезную
тревогу
специалистов.
Наглядным
показателем
неблагополучия
является
то,
что
здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет
назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в
возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Свою роль в личностном становлении младших школьников и развитии детских заболеваний
играет и интенсификация образовательного процесса в различных формах.
Именно переутомление
создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных,
психосоматических
и
других
заболеваний.
По
данным
Госкомстата
России
заболеваемость
подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков
отмечено
по
всем
классам
болезней.
Довольно
высокий
показатель
заболеваемости
детей
туберкулёзом.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о
здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых,
взрослые
всегда
несут
ответственность
за
то,
что
происходит
с
детьми,
находящимися под их опекой. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят
значительную часть времени.
Во-вторых,
большая
часть
всех
воздействий
на
здоровье
учащихся
-
желательных
и
нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, медицина занимается лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить
здоровье
своих
воспитанников,
т.е.
профилактическая.
Поэтому,
главное
действующее
лицо,
заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология, - это:
условия
обучения
ребенка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии
— это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не
нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие
«здоровьесберегающая
технология»
относится
к
качественной
характеристике
любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья
учителя и учеников.
Данные
технологии
должны
удовлетворять
принципам
здоровьесбережения,
которые
сформулировал Н. К. Смирнов:
•
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства после
окончания уроков должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда
здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть
оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного
процесса.
5.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а
каждый день и на каждом внеурочном занятии.
6.
Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным
участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
7.
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям
учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту
обучающихся.
8.
Комплексный,
междисциплинарный
подход
—
единство
в
действиях
педагогов,
психологов и врачей.
9.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке,
действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
10.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Анализ
научно-методической
литературы
и
собственный
практический
опыт
позволяют
выделить
четыре
основных
правила
построения
урока
с
позиции
здоровьесберегающих
технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых,
это
учет
всех
критериев
здоровьесбережения
на
рациональном
уровне. Во-
вторых, главная
цель
учителя
-
научить
ученика
запрашивать
необходимую
информацию
и
получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к
познанию,
обучению,
осознание
того
что
он
хочет
узнать,
готовность
и
умение
задать
(сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними
из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют
его успешность в учебной деятельности.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности —
функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — для них характерен словесно-логический стиль познавательных
процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-
правополушарные
люди —
у
данного
типа
развиты
конкретно-образное
мышление
и
воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из
полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание
этих
характеристик
детей
позволит
педагогу
излагать
учебный
материал
на
доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально
доказано,
что
биоритмологический
оптимум
работоспособности
у
школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной
недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения,
которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами
деятельности.
1-4-я минута – 20%;
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35-40-я минута — 10%.
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной
организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в
частности, относятся:
недостаточная освещённость классов;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
перегрузка учебными занятиями.
В современной школе добавилось много других недостатков. Так, в школу всё активнее
входит компьтеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.
Ухудшение
нервно-психического
здоровья
в
выпускном
классе,
как
правило,
связано
с
высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника.
В
современных
условиях
усилилась
роль
«внутришкольных
фкторов»:
интенсификация
обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс,
который
испытывают
до
80%
учащихся,
снижение
двигательной
активности,
ещё
более
выраженная гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без
учёта воздействия на здоровье обучающихся.
В
числе
важнейших
причин
неблагополучия
здоровья
учащихся
необходимо
назвать
следующие:
- стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения
здоровья школьников;
-
перегруженность
учебных
программ
фактологической
информацией
и
чрезмерная
интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
- неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей
горячим питанием);
-
невозможность
(неспособность)
многих
учителей
в
условиях
современной
организации
образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-
воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния
здоровья.
Таким
образом,
каждому
учителю,
директору
школы,
воспитателю
ГПД
необходимо
учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Организационно-педагогические
условия
проведения
образовательного
процесса,
как
и
технология
работы
воспитателя
ГПД,
составляют
сердцевину
здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
- объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты
времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий,
занятий по выбору и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
-
занятия
активно-двигательного
характера:
динамические
паузы,
уроки
физической
культуры; спортивные занятия и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы
школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в
основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность
длительно
поддерживать
умственную
работоспособность
на
высоком
уровне
и
предупреждать
преждевременное
наступление
утомления.
Нельзя
забывать
и
о
том,
что
гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает
влияние на состояние и здоровье учащихся.
Для
предотвращения
наступления
у
школьников
утомления
необходимо
учитывать,
что
первые 3–5 минут любого занятия занимает «врабатывание», т. е. привыкание к учителю и
предмету. Оптимально устойчивая работоспособность для младших школьников длится около 10–
15
минут.
После
этого
на
несколько
минут
наступает
«предутомление»,
или
неустойчивая
работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления,
при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к
происходящему в классе. Это пока ещё утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно
от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться
только педагогическими методами.
Поэтому каждый воспитатель должен уметь проводить физкультминутки на своих занятиях,
учитывая
специфику
материала.
Обязательное
условие
эффективного
проведения
физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим
видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном
классе в течение одного учебного дня, организатору их проведения в школе – обычно учителю
физкультуры – необходимо составить примерную программу для каждого учителя и воспитателя
ГПД. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.
В
процессе
обучения
важно
сформировать
педагогику
сотрудничества.
Ведь
её
можно
рассматривать
как
создающую
все
условия
для
реализации
задач
сохранения
и
укрепления
здоровья учащихся и педагогов. Цель такой педагогики - разбудить, вызвать к жизни внутренние
силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной
мере
совпадает
с
механизмами
формирования
и
укрепления
здоровья
путём
наращивания
адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта
этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования
общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Поэтому
целесообразно
выработать
следующие
критерии
рационального
подхода
к
организации внеурочного занятия. В целом, базовая основа строится на таких факторах урока как
плотность,
количество
видов
учебной
деятельности,
частота
чередования
различных
видов
учебной
деятельности,
количество
и
чередование
видов
преподавания,
чередование
позы,
психологический климат и другие.
Критерии рациональной организации внеурочного занятия
№Факторы
внеурочного
занятия
Уровни
гигиенической
рациональности
внеурочного
занятия
рациональный
Недостаточно
рациональный
Нерациональн
ый
1 Плотность занятия
не
менее
60%
и
не
более 75-80%
85-90%
более 90%
2 Количество
видов
учебной
деятельности
4-7
2-3
1-3
3 Средняя
продолжительность
различных
в и д о в
учебной
деятельности
не более 10 минут
11-15 минут
более 15 минут
4 Частота чередования
различных
в и д о в
учебной
деятельности
смена
не
позже
чем
через 7-10 минут
смена через 11-15
минут
смена через 15-
20 минут
5 Количество
видов
преподавания
не менее 3-х
2
1
6 Чередование
видов
преподавания
не позже чем через 10-
15 минут
через 15-20 минут
не чередуются
7 Наличие
эмоциональных
разрядок (кол-во)
2-3
1
Нет
8 М е с т о
и
длительность
применения ТСО
в
с о о т в е т с т в и и
с
гигиеническими
нормами
с
ч а с т и ч н ы м
соблюдением
гигиенических
норм
в
произвольной
форме
9 Чередование позы
Поза
чередует ся
в
соответствии
с
видом
р а б о т ы .
У ч и т е л ь
наблюдает за посадкой
учащихся
Имеются
случаи
несоответствия
позы виду работы.
Учитель
иногда
контролирует
посадку учащихся
Частые
несоответствия
п о з ы
в и д у
работы. Поза не
контролируется
учителем
1
0
Н а л и ч и е ,
м е с т о ,
с о д е р ж а н и е
и
продолжительность
физкультминуток
На
20-й
и
35-й
мин.
урока по 1 мин. Из 3-х
легких упражнений с 3-
4-мя
п о вто р е н и я м и
каждого
1
физкультминутка
с
неправильным
содержанием
или
продолжительнос
Отсутствуют
тью
1
1
Психологический
климат
Преобладают
положительные эмоции
Имеются
случаи
отрицательных
э м о ц и й .
Ур о к
эмоционально
индифферентный
Преобладают
отрицательные
эмоции
1
12
Момент наступления
утомления учащихся
п о
с н и ж е н и ю
учебной активности
Не ранее 40 мин.
Не
ранее
35-37
мин.
До 30 минут
Таким
образом,
проявление
гуманного
отношения
к
детям,
перечисленные
в
качестве
факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в
них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к
детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка
на
свободный
выбор,
на
ошибку,
на
собственную
точку
зрения
–
оказывают
благоприятное
воздействие
на
психику
учащихся
и
способствуют
формированию
здоровой
психики
и,
как
следствие,
высокого
уровня
психологического
здоровья.
Все
это
необходимо
непрерывно
культивировать в рамках проведения занятий в группе продленного дня.