Напоминание

"Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет. Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р."


Автор: Курильченко Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет. Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

детей 5 – 6 лет. Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р.

Тема: Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р.

Цели: познакомить со звуками [р], [р,], обозначающими их буквами Р, р;

отрабатывать навык четкого произношения звуков [р], [р,]; развивать

фонематическое восприятие; учить выделять звуки [р],[р,] из ряда звуков,

слогов, слов; обучать навыкам чтения слогов по слоговым таблицам;

двусложных слов, с изученными буквами; развивать память, внимание,

мышление; воспитывать дисциплинированность, умение работать в

коллективе.

Оборудование: картинки слов со звуками [р], [р,]; звуковые домики;

картинки слов с изученными звуками; карточки с окошками, для определения

места звука в слове; фонарики красного, синего, зеленого цвета; игрушки:

собака, щенок; карточки на слияние слогов; печатные карточки слов для

чтения.

Ход занятия.

I. Организация начала занятия. Сюрпризный момент.

В город Звуков приехали новые жильцы. У них много разных вещей. Давайте

поможем им распаковать вещи?

II. Повторение знаний о гласных и согласных звуках.

Предлагаю из каждого домика пригласить по помощнику. Начнем с улицы

Певцов. Какие звуки на ней проживают? (Гласные)

Почему мы называем их гласными? (При произношении они не встречают

преграду, могут громко пропеваться). Придумайте имя с каждого гласного

звука. (Аня, Оля, Ульяна)

Какие звуки проживают на Громкой улице? (Согласные)

Почему их называют согласными? ( При произношении этих звуков, во рту

для воздушной струи встречается преграда) Придумайте имя с каждого

согласного звука. (Миша, Соня и т.д.)

III. Знакомство со звуком.

- Ой, а вещи кто – то охраняет. Отгадайте, кто это.

В будке живет,

Кости грызет.

Лает и кусается –

Как называется?

- РРРРРРРР!

Кто там очень громко лает,

Никого в дом не пускает?

Злая видимо, однако.

Ведь зовут ее - (собака)

1. Характеристика звука [р].

- Какой это звук? При произношении звука [р] рот приоткрыт, язычок

вибрирует за верхними зубками, голосок «звенит». Попробуйте произнести

этот звук громко и плавно. Не получается, есть преграда, этот звук согласный.

Что хочется сделать: сжать кулачок или погладить ладошку? (сжать кулачок).

Значит звук [р] твердый. Пощупали горлышко при произношении звука. Оно

звенит. Значит он звонкий.

Волшебный фонарик какого цвета возьмем для обозначения звука [р]?

(Синий)

2. Выполнение звукового анализа слова Ром.

- Зовут нашу собачку Ром. Чтобы он принял нас как своих друзей, нужно

зажечь на его ошейнике фонарики его клички - Ром.

[р] – согласный, твердый, звонкий – синий;

[о] – гласный – красный;

[м] - согласный, твердый, звонкий – синий;

IV. Работа с новым звуком. Развитие фонематического восприятия.

1. Определение звука в ряду звуков.

- Ром очень любит играть. Давайте и мы с ним поиграем. Я буду называть

разные звуки, а вы как услышите, что Ром зарычал, сразу садитесь и зажгите

фонарик. Какого цвета фонарик будем зажигать? (Синий)

- Р П А Р Р и т.д.

2. Определение звука в ряду слогов.

- АР ОЛ РА РУ АС и т.д.

3. Определение звука в ряду слов.

- Много вещей охранял Ром, но все ли они его? Давайте их назовем и

определим, есть ли в слове звук [р]. Если в слове есть звук [р], просигнальте

мне синим фонариком. (рыба, линейка, расческа, ручка, полка, помидор,

груша, кружка, краски, и т.д.)

V. Знакомство со звуком [р,].

- Смотрите, ребята, что я нашла. (Погремушку) . А это чья игрушка? Есть ли

в ее названии звук [р], а какой похожий звук вы услышали? [р,]Это игрушка

маленького Рика. Давайте разукрасим и его ошейник. Составим звуковую

схему слова Рик.

[р,] – согласный, мягкий, звонкий – зеленый;

[и] – гласный – красный;

[к] - согласный, твердый, глухой – синий;

1. Определение места звука [р,] в словах.

Рик большой шалун. Он раскидал с полок все хозяйские вещи, давайте

поможем вернуть их на место. На первую полку мы положим вещи, где звук

[р,] стоит в начале слова, на вторую – в середине, а на третью - в конце.

(Ремень, рюкзак, букварь, орех, мандарин)

VI. Физминутка.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот»-

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

VII. Знакомство с буквой.

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

-Какие слова со звуком [р] услышали?

- На что похожа буква «Р»?

1. Конструирование буквы «Р» из пальцев.

2. Чтение слогов с буквой «Р»

- Подружите гласные с согласным.

А А

У ...... Р ...... Р ...... У

О О

Ы Ы

3. Произношение чистоговорок с движением.

Ор – ор – ор – стучит мотор.

Ур – ур – ур – натянем шнур.

Ра – ра – ра – шагает дружно детвора.

Ры – ры – ры – отпустим в воздух мы шары.

3.Чтение слов.

Рома, рама, Мура, Шура,

VIII. Закрепление изученного.

Дидактическая игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по опорным словам:

— шар, подарить, красивый, Рома (Роме подарили красивый шар);

— пирог, Шура, приготовить, ароматный (Шура приготовила ароматный

пирог.).

IX.

Итог.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Какие гласные звуки живут на улице Певцов?

- Какие согласные живут на Громкой улице?



В раздел образования