Напоминание

"Современный урок, каким ему быть?"


Автор: Павлюк Ирина Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Малиновская СОШ Завьяловского района" имени Героя России Виталия Вольфа
Населённый пункт: п. Малиновский
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Современный урок, каким ему быть?"
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ «Малиновская СОШ Завьяловского района» имени Героя России Виталия Вольфа

Методический семинар

Тема: «Современный урок, каким ему быть?»

П. Малиновский, 2017 г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы очень рады видеть вас в нашей школе.

Надеемся на конструктивный обмен мнениями в рамках семинара.

Предлагаем поговорить о современном уроке - как основе эффективного и качественного

образования.

Очень хочется на нашей встрече не читать общие слова, которые каждый из нас может

прочитать в документах, а говорить о конкретных вещах, способствующих реализации

"нового" направления деятельности учителя.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, если

к

ним

приглядеться

с

различных

сторон.

Есть

уроки,

как

светлый

и

радостный

праздник!

Есть

другие

-

как

страшный,

мучительный сон.

В.Троицкий

Я думаю сложно с ними не согласиться. Знания учеников напрямую зависят от того,

как пройдет урок. Сейчас много говорят о том, что мы должны строить уроки по-новому.

Но что же собой представляет современный урок, каким он должен быть?

Это тема нашего методического семинара.

Я предлагаю сформулировать цель нашего семинара

Цель: Мы должны найти ответ на такой вопрос: как строить уроки, чтобы они не были

«как страшный, мучительный сон»

Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. На уроке все начинается с

учителя.

А каким должен быть современный учитель?

Я хотела бы услышать ваши мнения.

В

нашем

понимании,

учитель

сегодня

не

имеет

морального

права

быть

просто

промежуточным звеном между учеником и учебником. Современный учитель - это такой

профессионал, способный любой урок превратить в настоящую творческую лабораторию.

С современным учителем интересно всем - и детям, и коллегам по работе. Он должен

быть эрудированным и гибким в

п о в е д е н и и , увлеченным и умеющим

увлекать детей, открытым в общении. Он сам должен быть примером для подражания,

находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются

участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Из истории урока. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, т.е.

более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что в

наши дни урок остается основной формой организации учебных занятий. За период своей

профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Каждый

школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена

каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что

не подвергается сомнению даже смелых критиков.

Мы твёрдо уверены в том, что современный урок - это не развлечение. Урок - это этап

изучения какой-либо науки. Мы вкладываем особенный смысл в слово изучать. Изучение -

качественно новый процесс, требующий применения новых методов и форм. А будет ли

процесс изучения интересным - это зависит от мастерства учителя.

Современный урок должен строиться на трёх правилах.

Правило первое - предоставьте ребёнку свободу выбора. Пусть выберет свой способ

решения задачи. И пусть он обязательно поделится с одноклассниками своей находкой, это

послужит мощным стимулом для них.

Очевидно, что необычный урок привлекает не только формой, но и возможностью для

учеников участвовать в его содержании.

Поэтому правило второе - никогда не давать знания в готовом виде. Только постоянный

поиск истины, естественно, под руководством учителя.

Правило третье - для каждого ребёнка на уроке должна быть создана ситуация успеха.

Только похвала, пусть даже за одно слово, только желание видеть на уроке всех детей

может превратить слабо успевающего ребёнка в прилежного ученика.

И, наконец, завершенность - одно из требований к хорошему уроку!

Вопросы

методики

проведения

урока.

Не

маловажное

значение

как

пройдет

урок

принадлежит психологическому настрою учащихся на урок. Их мотивация. Если учитель

сможет сделать это грамотно, то и продуктивность урока будет выше.

Предлагаю вам посмотреть, как это делают наши учителя (видеофрагменты уроков).

Уроки

системно-деятельностного подхода подразумевают включение в деятельность

обучающихся с первых минут. Поэтому введение в тему, подведение к самостоятельной

формулировки

темы

учащимися

один

из

методических

приемов,

который

широко

используется учителями нашей школы.

Цель урока. Первым шагом при подготовке урока является проектирование цели. При этом

под целью понимается планируемый результат. Как-то известный американский сатирик

Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: "Кто не знает, куда направляется, очень

удивится, что попал не туда". А много веков тому назад римский писатель и философ

Сенека утверждал, что "для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер

попутный".

Все вы помните замечательное произведение Артура Конан Дойля «Приключения

Шерлока Холмса». При расследовании одного из преступлений Шерлок Холмс дает

задание доктору Ватсону - возьмите камень, разбейте в доме стекло и кричите пожар!

- Зачем? - спрашивает Ватсон.

- Я Вам позже объясню, - отвечает Холмс.

Ватсон взял камень, подошел к окну, кинул его в стекло, разбил его, вяло и скучно

промямлил: "Пожар", и не спеша отошел от дома...

Вот так получается, когда не понимаешь, для какой надобности решаешь задачу!

Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе

она сводится к утверждению: без цели - нет результата. Цели для учащихся должны

находиться в сфере интересов ребенка; ученик должен знать цель к чему он должен

стремиться по ее достижении.

Предлагаем вам фрагмент урока, на котором вы увидите применение

приема

«Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить».

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя

восприятия непонятными терминами.

На

современном

уроке

комфортно

всем:

учителю

и

детям.

Урок

предполагает

сотрудничество и взаимопонимание. Но в тоже время представляет собой сложнейший

психолого

педагогический

процесс,

акт

учительского

творчества,

к

которому

предъявляются

сотни

различных

требований.

Современный

процесс

образовательной

деятельности

диктует

новые

требования

к

уроку,

как

основной

форме

организации

учебного процесса.

В настоящее время существует много педагогических технология, но даже самая

замечательная не поможет учителю, если ученик не будет принимать активное участие на

уроке.

Хочу рассказать вам одну притчу.

Притча «Знать и понимать»

Сова знала все и даже более того. Ничем ее нельзя было удивить. Любое открытие она

принимала равнодушно и всегда говорила:

Все это я знала двадцать лет назад.

А знаешь?.. спрашивал кто-нибудь.

Давно знаю, отвечала она, сказал бы что-нибудь новенькое.

Даже самые ученые выглядели полными невеждами, когда Сова задавала им вопросы.

А ты знаешь? спрашивала она.

Что?

Ничего ты не знаешь и знать не можешь, отвечала Сова, даже говорить с тобой не стоит.

И вот однажды Сова узнала, что есть в лесу мышонок, который ничего не знает.

Вот это новость впервые удивилась Сова. Такого даже я не знала.

И захотелось Сове своими глазами увидеть необыкновенного мышонка. Долго она его

искала. Переловила много разных мышат и наконец, застала невежду мышонка возле его

норки. Она хотела его схватить, но мышонок успел юркнуть в норку.

Так это ты ничего на свете не знаешь? спросила Сова.

Не знаю! ответил Мышонок.

Но ты же знал, что Совы едят мышей?

Не знал! ответил Мышонок.

Зачем же спрятался от меня?

Чтобы ты меня не съела, ответил Мышонок.

Значит, ты кое-что все же знаешь! разочарованно сказала Сова. И не обманывай.

Просто я кое-что понимаю! сказал Мышонок.

Разве так может быть?! удивилась снова Сова.

Можно все знать и ничего не понимать! ответил Мышонок. И скрылся в норке.

Все равно я тебя поймаю! сказала Сова. Ты мне все объяснишь, невежда.

С тех пор Сова целыми днями сидит в дупле и думает. Думает, думает, а понять слова

Мышонка не может. Чуть стемнеет летит Сова ловить Мышонка, но тот как сквозь землю

провалился.

Много она переловила других мышей, но толку от них не добилась. Ничего она из них,

кроме писка, выжать не могла. Вот и мается Сова, вздыхает тяжко по ночам: «Ух-ух-ух!»

- Почему я Вам прочитала эту притчу?

Две разные вещи – знать и понимать

Когда ты думаешь, что ты ЗНАЕШЬ, убедись в том, что ты это И ПОНИМАЕШЬ

Знать иногда - тупое заучивание информации... Понимать - значит чувствовать глубинную

связь вещей... Понятое Знание становится твоей частью.

Приоритетной целью школьного образования сегодня вместо простой передачи ЗУН от

учителя к ученику становится развитие способности ученика умению учиться. В этом

помогают многочисленные методы и приемы обучения.

Системно-деятельностный подход, реализуемый в настоящее время предполагает активное

вовлечение

обучающихся

на

всех

этапах

урока.

Главным

направлением

в

работе

педагогического коллектива нашей школы на ближайшие годы становится осмысление,

освоение и внедрение его в практику работы.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное

усвоение материала. Вот почему учителям школы приходится совершенствовать те методы

и

средства

обучения,

которые

помогают

вовлечь

учащихся

в

познавательный

поиск:

помогают научить их активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и

развивают интерес к предмету.

Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы используемые учителями нашей школы

на разных уроках и разных этапах урока.

Предлагаем

вам

также

посмотреть

при

помощи

каких

приемов

можно

развивать

логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки уч-ся.

Я предлагаю вам высказать свое мнение о просмотренных фрагментах уроков.

Притча

«Однажды

собрались

вместе

люди,

чтобы

решить,

кто

из

них

достоин

права

называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос

поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой

танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает

любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали,

слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих

людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер

замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли

удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель –

достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать –

любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит,

выполнил самую главную цель своей жизни».

Рефлексия

1.

Считаете ли Вы тему семинара актуальной?

да, нет, другое__________________________________________________________

2.

Считаете ли Вы эффективным проведение семинаров в предложенной форме?

да, нет, другое__________________________________________________________

3.

Что

понравилось_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4.

Что не понравилось

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5.

Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе совещания:

интерес, раздражение, скука, беспокойство, эмоциональный подъём.



В раздел образования