Напоминание

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством специальных игр, упражнений, методических пособий


Автор: Ткаченко Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: авторская статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством специальных игр, упражнений, методических пособий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская статья

«Развитие

эмоционально-волевой

сферы

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

специальных

игр,

упражнений,

методических

пособий».

Автор: Ткаченко Светлана Николаевна

Детство-период

в

жизни

человека

,который

играет

огромную

роль

в

формировании

самосознания, эмоционально-волевой сферы.

Ребенок

воспринимает

окружающую

действительность

через

чувства,

ежедневно

переживает различные эмоциональные состояния, но объяснить, что с ним происходит

дать определение эмоциям и контролировать их не может, поэтому часто возникают

нарушения социальных контактов, конфликты. Маленький ребенок не умеет управлять

эмоциями.

Его

чувства

быстро

возникают

и

также

быстро

исчезают.

С

развитием

эмоциональной

сферы

у

дошкольников

чувства

становятся

более

рациональными,

подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок осознает свои эмоции, может

дать им объяснение. Необходимо научить ребенка не только понимать свои чувства, но и

переживания

других

людей,

различать

эмоциональные

состояния

по

их

внешним

проявлениям, через мимику и пантомимику.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и

общение с взрослыми и сверстниками, но источником переживания ребенка становится

все,

к

чему

он

прикасается.

Дети

активнее

познают

свои

эмоции

наглядно

через

конкретные образы.

Для формирования представлений об эмоциях, мы используем яркие, привлекательные

многофункциональные пособия, изготовленные своими руками.

Ребенок с желанием идет в детский сад, если знает, что ему там рады и его ждут.

Для этого в нашей группе существует утренний ритуал приветствия с использованием

пособия «Солнышко».

Дети произносят слова приветствия (« Я рад, Саша, что ты пришел в детский сад» или «

Доброе утро, Машенька» и др.) и передают «солнышко» друг другу.

« Дневник настроения», в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя

свое настроение в разное время пребывания в детском саду.

Педагог может оценить эмоциональное состояние ребенка, его эмоциональную реакцию

на то или иное событие в детском саду, взаимоотношение со сверстниками, создать

психологический

портрет

ребенка,

оказать

помощь

в

коррекции

эмоциональных

нарушений.

« Чудо - мешочек», стороны которого отображают разное настроение.

Детям можно предложить «поместить» в мешочек все плохие поступки и рассказать как

можно

«

превратить»

их

в

хорошие.

Игра

с «Чудо

-

мешочком»

формирует

представление о парности нравственных качеств (добрый - злой и др.)

Многофункциональное

пособие «

Кубик

настроения»

можно

использовать

для

мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из

личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне

кубика.

В различных игровых ситуациях можно использовать пособие

« Цветик - семицветик»

Можно предложить детям загадать желание не только для себя, но и окружающих ребенка

людей, природы, животных и др.

Данное методическое пособие способствует формированию нравственных эталонов и

активизирует речь детей.

Для знакомства детей с эмоциями ,мы используем пиктограммы, сигнальные карточки для

обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев

литературных произведений, событиям в жизни детей.

Для

развития

коммуникативных

навыков,

умения

выражать

свои

эмоции

словом

используются куклы «Весельчак» и «Нытик», при помощи которых дети ведут диалог друг

с другом, выражают сопереживания, сочувствие, желание оказать помощь.

Игры с использованием данных методических пособий обогащают эмоциональный мир

детей, способствуют самопознанию, установлению взаимодействия с внешним миром,

формированию эмоционально-волевой сферы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Творческий

мир. 2003 г.

2.

Бабаева Т.И.ЛогиноваВ.И Программа развития и воспитания

детей в детском саду.- С.Пб – 1995г.

3.

Баркина А.Н. Практическая психология для родителей, или как

научиться понимать своего ребёнка. – М.: АСТ – ПРЕСС. 2001 г.

4.

Запорожец

Н.

А.

Эмоциональное

развитие

дошкольника

М.:1985г

5.

Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль.

Академия развития. 1996 г.

6.

Князева

О.Л.

Программа

социально-эмоционального

развития

дошкольника «Я – ты – мы». – М.: Мозаика – синтез. 2003 г.



В раздел образования