Автор: Ткаченко Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: авторская статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством специальных игр, упражнений, методических пособий
Раздел: дошкольное образование
Авторская статья
«Развитие
эмоционально-волевой
сферы
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
специальных
игр,
упражнений,
методических
пособий».
Автор: Ткаченко Светлана Николаевна
Детство-период
в
жизни
человека
,который
играет
огромную
роль
в
формировании
самосознания, эмоционально-волевой сферы.
Ребенок
воспринимает
окружающую
действительность
через
чувства,
ежедневно
переживает различные эмоциональные состояния, но объяснить, что с ним происходит
дать определение эмоциям и контролировать их не может, поэтому часто возникают
нарушения социальных контактов, конфликты. Маленький ребенок не умеет управлять
эмоциями.
Его
чувства
быстро
возникают
и
также
быстро
исчезают.
С
развитием
эмоциональной
сферы
у
дошкольников
чувства
становятся
более
рациональными,
подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок осознает свои эмоции, может
дать им объяснение. Необходимо научить ребенка не только понимать свои чувства, но и
переживания
других
людей,
различать
эмоциональные
состояния
по
их
внешним
проявлениям, через мимику и пантомимику.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и
общение с взрослыми и сверстниками, но источником переживания ребенка становится
все,
к
чему
он
прикасается.
Дети
активнее
познают
свои
эмоции
наглядно
через
конкретные образы.
Для формирования представлений об эмоциях, мы используем яркие, привлекательные
многофункциональные пособия, изготовленные своими руками.
Ребенок с желанием идет в детский сад, если знает, что ему там рады и его ждут.
Для этого в нашей группе существует утренний ритуал приветствия с использованием
пособия «Солнышко».
Дети произносят слова приветствия (« Я рад, Саша, что ты пришел в детский сад» или «
Доброе утро, Машенька» и др.) и передают «солнышко» друг другу.
« Дневник настроения», в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя
свое настроение в разное время пребывания в детском саду.
Педагог может оценить эмоциональное состояние ребенка, его эмоциональную реакцию
на то или иное событие в детском саду, взаимоотношение со сверстниками, создать
психологический
портрет
ребенка,
оказать
помощь
в
коррекции
эмоциональных
нарушений.
« Чудо - мешочек», стороны которого отображают разное настроение.
Детям можно предложить «поместить» в мешочек все плохие поступки и рассказать как
можно
«
превратить»
их
в
хорошие.
Игра
с «Чудо
-
мешочком»
формирует
представление о парности нравственных качеств (добрый - злой и др.)
Многофункциональное
пособие «
Кубик
настроения»
можно
использовать
для
мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из
личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне
кубика.
В различных игровых ситуациях можно использовать пособие
« Цветик - семицветик»
Можно предложить детям загадать желание не только для себя, но и окружающих ребенка
людей, природы, животных и др.
Данное методическое пособие способствует формированию нравственных эталонов и
активизирует речь детей.
Для знакомства детей с эмоциями ,мы используем пиктограммы, сигнальные карточки для
обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев
литературных произведений, событиям в жизни детей.
Для
развития
коммуникативных
навыков,
умения
выражать
свои
эмоции
словом
используются куклы «Весельчак» и «Нытик», при помощи которых дети ведут диалог друг
с другом, выражают сопереживания, сочувствие, желание оказать помощь.
Игры с использованием данных методических пособий обогащают эмоциональный мир
детей, способствуют самопознанию, установлению взаимодействия с внешним миром,
формированию эмоционально-волевой сферы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Творческий
мир. 2003 г.
2.
Бабаева Т.И.ЛогиноваВ.И Программа развития и воспитания
детей в детском саду.- С.Пб – 1995г.
3.
Баркина А.Н. Практическая психология для родителей, или как
научиться понимать своего ребёнка. – М.: АСТ – ПРЕСС. 2001 г.
4.
Запорожец
Н.
А.
Эмоциональное
развитие
дошкольника
–
М.:1985г
5.
Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль.
Академия развития. 1996 г.
6.
Князева
О.Л.
Программа
социально-эмоционального
развития
дошкольника «Я – ты – мы». – М.: Мозаика – синтез. 2003 г.