Напоминание

Опыт использования новых подходов в оценивании деятельности учащихся на уроках математики и физики


Автор: Болясова Елена Евгеньевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п.Витим Ленского р-на РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Опыт использования новых подходов в оценивании деятельности учащихся на уроках математики и физики
Раздел: полное образование





Назад




Опыт использования новых подходов в оценивании деятельности учащихся на уроках

математики и физики

Автор: Болясова Елена Евгеньевна

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты,

базирующиеся

на

системно-

деятельностном

подходе,

требуют

соответствующих

изменений

в

оценке

учебных

достижений. Педагоги призваны не просто передавать знания и оценивать их, а научить

учащихся

учиться

так,

чтобы

они

могли

добывать

знания

посредством

овладения

различными

видами

деятельности,

самостоятельно,

в

процессе

занятий

с

практико-

исследовательской направленностью. Соответственно меняются и подходы к оценке учебных

достижений. Давно традиционная пятибалльная система изжила себя, уже недостаточно 4-х

отметок,

когда

уравниваются

учащиеся,

старающиеся,

и

получающие

«3»,

и

учащиеся,

которым не надо стараться, им так поставят «3», им не дано иметь больше, у них отсутствует

мотивация, они равнодушны и пассивны. Я работаю свыше 30 лет учителем математики и

физики

в

общеобразовательной

школе.

Оценивание

учеников

всегда

было

для

меня

актуальной проблемой. Ведь оценивать надо было и 20, и 10, и 5 лет назад, т. е. в любое

время. Другой вопрос: как оценивать? Для меня всегда было и есть правило - оценивать во-

время и систематически, причём любого ученика: и «хорошего», и «плохого». Не от случая к

случаю

и

без

какой-либо

вообще

системы,

а

постоянно,

по

определённой

системе,

принципам. Не секрет, что многие учителя выставляют оценки «наспех», не так много, чтобы

можно было подвести к итоговому результату, да и ладно. У меня всегда не хватает места для

всех оценок, то есть, например, не хватает клеток в журнале. За урок я очень много даю

материала, не хватает всегда места на доске. Если работают ребята, то им тоже не хватает

места для всех, а желание поработать у доски имеют все. Поэтому я часто прибегаю к такой

системе: я говорю, кто был сегодня из девочек «умницей», а кто из мальчиков «молодцом», и

эти слова мы записываем в дневниках вместо отметок. Часто за 1 урок мои ученики могут

получить не только «5», но и «25» (5 раз по «5» за устный ответ; за догадку во-время; за

внимательность и точность в исправлении ошибки другого; за самостоятельную работу в

тетради или у доски; за блиц-опрос, например, в форме теста-контроля). Поэтому не хватает

явно традиционной пятёрки, и наверняка не только для меня. Следовательно, целесообразно

говорить о нетрадиционных современных средствах оценки учебных достижений. И уже об

этом не только говорят, но и ведётся большая обучающая программа. Ещё в 90-е годы я

попробовала перевести контроль по всем темам школьного курса физики на тестовую форму

и создала по единой системе тематические тесты. Обязательно проверяла паспортные знания

физической величины: букву-символ, единицы измерения (в СИ и другие), физический

смысл, зависимости и связи с другими величинами, закономерности и законы, графическую

интерпретацию.

Задачи

подбирала

по

нарастающей

степени

сложности

от

простого

применения формулы до применения навыка получения формулы самостоятельно из того,

что было задано по условию задачи. В момент оценивания результатов теста я учитывала

процент выполнения следующим образом: до 25% - «2»; до 50% - «3»; до 75% - «4»; до 100%

-

«5».

В

настоящее

время

тестирование

применяется

всюду:

в

школе

при

текущем

прохождении материала и при аттестации; при устройстве на работу и при прохождении

курсов

повышения

квалификации;

при

социальных

опросах,

научных

исследованиях.

Предлагаемая система критериев по ФИПИ: до 40% - «2»; до 60% - «3»; до 80% - «4»; до

100%

-

«5»

на

сегодняшний

момент

работает

на

уровне

нашего

школьного

МО

(методического

объединения

учителей

математики,

информатики

и

физики).

Наше

МО

состоит из учителей первой и высшей квалификационной категорий. Все учителя активно

участвуют

в

различных

педагогических

конкурсах,

олимпиадах,

работают

по

темам

самообразования, проходят курсы повышения квалификации, ведут большую работу по

составлению программ внеурочной деятельности, ведут профильные и предпрпофильные

занятия по своим предметам. Именно благодаря профильным занятиям у меня появилась

возможность

применить

балльную

шкалу

оценивания

деятельности

учащихся.

Каждое

занятие мы начинаем с вопроса «Кто с чем пришёл?» и каждый, показывая с чем он пришёл,

имеет право на дополнительные баллы (за конспект, или задачи, или исследование). Само

присутствие на занятии мы решили с учащимися уже отмечать традиционной пятёркой, т. е. в

5 баллов. Далее, если мы прорабатываем новый материал, то мы строим работу так: я задаю

вопросы, все ищут ответы по учебнику, успевая отмечать в своих тетрадях понравившиеся

или стоящие факты (определение, замечание, теорему, закон, формулу др.). При этом все

зарабатывают по 2 балла (теория плюс конспект) за каждый параграф. Если мы успеваем

решить несколько задач по рассмотренной тематике, то за каждую задачу все получают ещё

по 1 баллу. Таким образом, я выставляю в свой спецжурнал по курсу достаточно много

баллов (от10 до 20 и бывает более) за одно занятие каждому, кто посещает мой профиль. При

подведении итогов (конец месяца, четверти, полугодия) каждый набирает определённые

баллы,

и эти баллы позволяют выстроить рейтинг. Ранее в 90-х я тоже выстраивала

индивидуальный

маршрут

каждого

ученика,

индивидуальную

программу

под

его

возможности

и

способности,

рисовала

рейтинги

результативности

по

классам

в

целом,

вывешивая их на всеобщее обозрение. Теперь я сама могу видеть общий рейтинг, а ученики

должны видеть каждый свой личный результат и рейтинг, но стараться не сравнивать себя с

кем-то, а ставить цели расти далее в собственных глазах. Поделюсь опытом составления

форм оценивания результатов деятельности.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЯ ПО ФИЗИКЕ

9 класс Ф. И. ______________________________________________________________

Дата

Присутст

вие

Теорети

ка

Практик

а

Исследован

ие

Итог

месяца

Рейтинг

месяца

Рейтинг

полугодия

02.10

5

2

1

8

46 баллов

VII место

151 балл

IV место

09.10

Н

3

2

5

16.10

5

2

2

9

23.10

5

2

5

12

30.10

5

2

4

1

12

06.11

5

1

7

13

48 баллов

VI место

13.11

5

2

6

13

20.11

Н

3

4

7

27.11

5

5

3

2

15

04.12

5

3

6

14

47 баллов

IV место

11.12

5

4

5

14

18.12

5

4

5

5

19

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРОФИЛЯ ПО ФИЗИКЕ

11 класс Ф. И. ______________________________________________________________

Дата

Присутствие

Теоретика

Практика

Исследование

Итог

Рейтинг

В данной форме очевиден следующий факт – ученик не был на занятии, но получил за

теорию и практику баллы, предоставив материал к следующему занятию. Ученик стремился

решать как можно больше задач, и даже попробовал себя в качестве исследователя. В первый

раз он получил 1 балл за анализ табличных данных по теме, а в последующем он уже

исследовал

табличные

величины,

сопоставив

их

значения,

переводя

значения

в

другие

соразмерные единицы, за что получил 2 балла. В третьей попытке было самостоятельное

решение

проблемы

изобразить

геометрическую

интерпретацию

зависимости

одной

величины от другой, за что он получил 5 баллов. Стоит отметить, что данная система

выработана совместными усилиями учителя и учеников, это опыт не одного года работы, но

это

стоит

того,

чтобы

каждый

чувствовал

себя

полноценным,

видел

рост,

осознавал

недочёты, стремился исправить положение, зарабатывая больше баллов самостоятельно, и

обязательно попробовав себя в качестве исследователя. Я постоянно задаю мини-проекты по

любой теме по физике: от рисунка до презентации; исследования зависимости, формулы,

закона. Главным считаю сотрудничество, то есть любое действие не должно ускользнуть,

должно быть оценено, пусть это будет просто словесной похвалой, но это любой ученик ждёт

и желает.

В прошлом учебном году я решилась в декаду МО показать свой опыт работы. Моей целью

было выявить соответствуют ли мои уроки требованиям ФГОС. Для этого я провела неделю

открытых дверей и на свои уроки пригласила коллег, классных руководителей, предметников,

родителей. Я показала, как можно учить учащихся исследованию на обычных уроках.

Исследование материала учебника по теме:

«Электрический ток в металлах, его действия и направление»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Ч т о

т а к о е

электрический ток

в металлах?

Кто это доказал?

Что

понимают

под

скоростью

распространения

тока?

Ка ка я

с у щ е с т ву е т

аналогия?

Пример – сравнение.

Что может ток?

(исследовать

рисунки

54-57)

От

какого

полюс а

источника

к

какому

движется ток?

Исследование материала учебника по теме:

«Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Предположения

древнегреческих

философов

Эксперименты 19 века

Открытие

я в л е н и я

радиоактивности

О п ы т

Э р н е с т а

Резерфорда

(исследовать

рисунок

136)

Основной вывод

Частицы, входящие в

состав

радиоактивного

излучения

Мод е л ь

атома

п о

Томсону

Мод е л ь

атома

п о

Резерфорду

Метод сцинтилляций

(исследовать

рисунок

137)

Из данных примеров очевидно, что класс разделяется на группы, т. е. учащиеся овладевают

коммуникативными УУД. Ученикам нравится работать не просто в группе, а быть, например,

сотрудниками той или иной лаборатории НИИ, выдвигать лидера для ответов – отчётов

группы-лаборатории, обсуждать материал сообща, учится выдвигать идеи-предположения,

обосновывать

их.

Отзывы

коллег:

«Уроки

соответствуют

требованиям

ФГОС,

так

как

проходят очень динамично, за урок учащиеся меняют до 8 действий, проводят исследования,

рефлексию,

умеют

работать

индивидуально,

в

парах,

все

активны,

никто

не

остаётся

равнодушным или ни у дел. Учитель ведёт урок в спокойной обстановке, в форме диалога,

речь учителя выдержанная, доброжелательная, каждому ученику учитель находит слова

ободрения,

похвалы,

поддержки

в

случае

неудачного

ответа.

…».

Данные

отзывы

воодушевили меня и я поняла, что мой опыт может быть полезным.



В раздел образования