Автор: Болясова Елена Евгеньевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: п.Витим Ленского р-на РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Опыт использования новых подходов в оценивании деятельности учащихся на уроках математики и физики
Раздел: полное образование
Опыт использования новых подходов в оценивании деятельности учащихся на уроках
математики и физики
Автор: Болясова Елена Евгеньевна
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты,
базирующиеся
на
системно-
деятельностном
подходе,
требуют
соответствующих
изменений
в
оценке
учебных
достижений. Педагоги призваны не просто передавать знания и оценивать их, а научить
учащихся
учиться
так,
чтобы
они
могли
добывать
знания
посредством
овладения
различными
видами
деятельности,
самостоятельно,
в
процессе
занятий
с
практико-
исследовательской направленностью. Соответственно меняются и подходы к оценке учебных
достижений. Давно традиционная пятибалльная система изжила себя, уже недостаточно 4-х
отметок,
когда
уравниваются
учащиеся,
старающиеся,
и
получающие
«3»,
и
учащиеся,
которым не надо стараться, им так поставят «3», им не дано иметь больше, у них отсутствует
мотивация, они равнодушны и пассивны. Я работаю свыше 30 лет учителем математики и
физики
в
общеобразовательной
школе.
Оценивание
учеников
всегда
было
для
меня
актуальной проблемой. Ведь оценивать надо было и 20, и 10, и 5 лет назад, т. е. в любое
время. Другой вопрос: как оценивать? Для меня всегда было и есть правило - оценивать во-
время и систематически, причём любого ученика: и «хорошего», и «плохого». Не от случая к
случаю
и
без
какой-либо
вообще
системы,
а
постоянно,
по
определённой
системе,
принципам. Не секрет, что многие учителя выставляют оценки «наспех», не так много, чтобы
можно было подвести к итоговому результату, да и ладно. У меня всегда не хватает места для
всех оценок, то есть, например, не хватает клеток в журнале. За урок я очень много даю
материала, не хватает всегда места на доске. Если работают ребята, то им тоже не хватает
места для всех, а желание поработать у доски имеют все. Поэтому я часто прибегаю к такой
системе: я говорю, кто был сегодня из девочек «умницей», а кто из мальчиков «молодцом», и
эти слова мы записываем в дневниках вместо отметок. Часто за 1 урок мои ученики могут
получить не только «5», но и «25» (5 раз по «5» за устный ответ; за догадку во-время; за
внимательность и точность в исправлении ошибки другого; за самостоятельную работу в
тетради или у доски; за блиц-опрос, например, в форме теста-контроля). Поэтому не хватает
явно традиционной пятёрки, и наверняка не только для меня. Следовательно, целесообразно
говорить о нетрадиционных современных средствах оценки учебных достижений. И уже об
этом не только говорят, но и ведётся большая обучающая программа. Ещё в 90-е годы я
попробовала перевести контроль по всем темам школьного курса физики на тестовую форму
и создала по единой системе тематические тесты. Обязательно проверяла паспортные знания
физической величины: букву-символ, единицы измерения (в СИ и другие), физический
смысл, зависимости и связи с другими величинами, закономерности и законы, графическую
интерпретацию.
Задачи
подбирала
по
нарастающей
степени
сложности
от
простого
применения формулы до применения навыка получения формулы самостоятельно из того,
что было задано по условию задачи. В момент оценивания результатов теста я учитывала
процент выполнения следующим образом: до 25% - «2»; до 50% - «3»; до 75% - «4»; до 100%
-
«5».
В
настоящее
время
тестирование
применяется
всюду:
в
школе
при
текущем
прохождении материала и при аттестации; при устройстве на работу и при прохождении
курсов
повышения
квалификации;
при
социальных
опросах,
научных
исследованиях.
Предлагаемая система критериев по ФИПИ: до 40% - «2»; до 60% - «3»; до 80% - «4»; до
100%
-
«5»
на
сегодняшний
момент
работает
на
уровне
нашего
школьного
МО
(методического
объединения
учителей
математики,
информатики
и
физики).
Наше
МО
состоит из учителей первой и высшей квалификационной категорий. Все учителя активно
участвуют
в
различных
педагогических
конкурсах,
олимпиадах,
работают
по
темам
самообразования, проходят курсы повышения квалификации, ведут большую работу по
составлению программ внеурочной деятельности, ведут профильные и предпрпофильные
занятия по своим предметам. Именно благодаря профильным занятиям у меня появилась
возможность
применить
балльную
шкалу
оценивания
деятельности
учащихся.
Каждое
занятие мы начинаем с вопроса «Кто с чем пришёл?» и каждый, показывая с чем он пришёл,
имеет право на дополнительные баллы (за конспект, или задачи, или исследование). Само
присутствие на занятии мы решили с учащимися уже отмечать традиционной пятёркой, т. е. в
5 баллов. Далее, если мы прорабатываем новый материал, то мы строим работу так: я задаю
вопросы, все ищут ответы по учебнику, успевая отмечать в своих тетрадях понравившиеся
или стоящие факты (определение, замечание, теорему, закон, формулу др.). При этом все
зарабатывают по 2 балла (теория плюс конспект) за каждый параграф. Если мы успеваем
решить несколько задач по рассмотренной тематике, то за каждую задачу все получают ещё
по 1 баллу. Таким образом, я выставляю в свой спецжурнал по курсу достаточно много
баллов (от10 до 20 и бывает более) за одно занятие каждому, кто посещает мой профиль. При
подведении итогов (конец месяца, четверти, полугодия) каждый набирает определённые
баллы,
и эти баллы позволяют выстроить рейтинг. Ранее в 90-х я тоже выстраивала
индивидуальный
маршрут
каждого
ученика,
индивидуальную
программу
под
его
возможности
и
способности,
рисовала
рейтинги
результативности
по
классам
в
целом,
вывешивая их на всеобщее обозрение. Теперь я сама могу видеть общий рейтинг, а ученики
должны видеть каждый свой личный результат и рейтинг, но стараться не сравнивать себя с
кем-то, а ставить цели расти далее в собственных глазах. Поделюсь опытом составления
форм оценивания результатов деятельности.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЯ ПО ФИЗИКЕ
9 класс Ф. И. ______________________________________________________________
Дата
Присутст
вие
Теорети
ка
Практик
а
Исследован
ие
Итог
месяца
Рейтинг
месяца
Рейтинг
полугодия
02.10
5
2
1
8
46 баллов
VII место
151 балл
IV место
09.10
Н
3
2
5
16.10
5
2
2
9
23.10
5
2
5
12
30.10
5
2
4
1
12
06.11
5
1
7
13
48 баллов
VI место
13.11
5
2
6
13
20.11
Н
3
4
7
27.11
5
5
3
2
15
04.12
5
3
6
14
47 баллов
IV место
11.12
5
4
5
14
18.12
5
4
5
5
19
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ ДЛЯ ПРОФИЛЯ ПО ФИЗИКЕ
11 класс Ф. И. ______________________________________________________________
Дата
Присутствие
Теоретика
Практика
Исследование
Итог
Рейтинг
В данной форме очевиден следующий факт – ученик не был на занятии, но получил за
теорию и практику баллы, предоставив материал к следующему занятию. Ученик стремился
решать как можно больше задач, и даже попробовал себя в качестве исследователя. В первый
раз он получил 1 балл за анализ табличных данных по теме, а в последующем он уже
исследовал
табличные
величины,
сопоставив
их
значения,
переводя
значения
в
другие
соразмерные единицы, за что получил 2 балла. В третьей попытке было самостоятельное
решение
проблемы
–
изобразить
геометрическую
интерпретацию
зависимости
одной
величины от другой, за что он получил 5 баллов. Стоит отметить, что данная система
выработана совместными усилиями учителя и учеников, это опыт не одного года работы, но
это
стоит
того,
чтобы
каждый
чувствовал
себя
полноценным,
видел
рост,
осознавал
недочёты, стремился исправить положение, зарабатывая больше баллов самостоятельно, и
обязательно попробовав себя в качестве исследователя. Я постоянно задаю мини-проекты по
любой теме по физике: от рисунка до презентации; исследования зависимости, формулы,
закона. Главным считаю сотрудничество, то есть любое действие не должно ускользнуть,
должно быть оценено, пусть это будет просто словесной похвалой, но это любой ученик ждёт
и желает.
В прошлом учебном году я решилась в декаду МО показать свой опыт работы. Моей целью
было выявить соответствуют ли мои уроки требованиям ФГОС. Для этого я провела неделю
открытых дверей и на свои уроки пригласила коллег, классных руководителей, предметников,
родителей. Я показала, как можно учить учащихся исследованию на обычных уроках.
Исследование материала учебника по теме:
«Электрический ток в металлах, его действия и направление»
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Ч т о
т а к о е
электрический ток
в металлах?
Кто это доказал?
Что
понимают
под
скоростью
распространения
тока?
Ка ка я
с у щ е с т ву е т
аналогия?
Пример – сравнение.
Что может ток?
(исследовать
рисунки
54-57)
От
какого
полюс а
источника
к
какому
движется ток?
Исследование материала учебника по теме:
«Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов»
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Предположения
древнегреческих
философов
Эксперименты 19 века
Открытие
я в л е н и я
радиоактивности
О п ы т
Э р н е с т а
Резерфорда
(исследовать
рисунок
136)
Основной вывод
Частицы, входящие в
состав
радиоактивного
излучения
Мод е л ь
атома
п о
Томсону
Мод е л ь
атома
п о
Резерфорду
Метод сцинтилляций
(исследовать
рисунок
137)
Из данных примеров очевидно, что класс разделяется на группы, т. е. учащиеся овладевают
коммуникативными УУД. Ученикам нравится работать не просто в группе, а быть, например,
сотрудниками той или иной лаборатории НИИ, выдвигать лидера для ответов – отчётов
группы-лаборатории, обсуждать материал сообща, учится выдвигать идеи-предположения,
обосновывать
их.
Отзывы
коллег:
«Уроки
соответствуют
требованиям
ФГОС,
так
как
проходят очень динамично, за урок учащиеся меняют до 8 действий, проводят исследования,
рефлексию,
умеют
работать
индивидуально,
в
парах,
все
активны,
никто
не
остаётся
равнодушным или ни у дел. Учитель ведёт урок в спокойной обстановке, в форме диалога,
речь учителя выдержанная, доброжелательная, каждому ученику учитель находит слова
ободрения,
похвалы,
поддержки
в
случае
неудачного
ответа.
…».
Данные
отзывы
воодушевили меня и я поняла, что мой опыт может быть полезным.