Напоминание

"РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"


Автор: Касиянчук Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани " СОШ № 40"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Касиянчук С. В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №40» , г. Астрахань

В

современных

психолого

-

педагогических

исследованиях

"потенциальность" достаточно четко проявляется на двух совершенно разных

уровнях личности (по К.К. Платонову). Во-первых, в качестве расширения

понятия "способности" в сторону акцентирования их системных качеств, она

может

быть

использована

для

характеристики

уровня

индивидуальных

особенностей

психических

процессов

и

способностей.

Во-вторых,

в

психологии

мотивации

потенциал

традиционно

используется

при

исследовании

динамических

характеристик

мотива,

что

соответствует

уровню направленности личности. Результат взаимодействия потенциальных

аспектов

системы

возможностей

человека

и

потенциала

мотивации

проявляется на индивидуальном уровне в совокупности его знаний, навыков

и умений. В свою очередь, знания, навыки и умения личности проявляются в

ее

объективных

достижениях.

Кроме

того,

наличие

потенциальности

по

меньшей мере на двух уровнях структуры личности позволяет предположить,

что

понятие

"потенциал"

должно

иметь

составляющие

на

уровне

способностей

и

мотивации

и,

кроме

того,

специфически

проявляться

на

уровне биологически обусловленной подструктуры и уровне социального

опыта структуры личности по К.К. Платонову.

Потенциал

может

рассматриваться

как

ресурсы,

находящиеся

в

распоряжении

личности

на

каждом

уровне

ее

иерархической

структуры.

Слово

ресурсы

происходит

от

французского ressources.

Под

ресурсами

обычно понимаются "средства, запасы, возможности, источники чего-либо

(например, природные ресурсы, экономические ресурсы)". Из определения

видно, что семантически определение потенциала через ресурсы выглядит

вполне оправданным, поскольку и то и другое понятие по смыслу связано с

возможностями.

Специфика ресурсов, соотносимых с различными уровнями, во многом

определяется

динамикой

их

изменения.

Так,

на

уровне

биологически

обусловленной

подструктуры

к

ресурсам

можно

отнести

силу

нервной

системы,

в

ходе

жизни

индивида

являющуюся

относительно

постоянной

характеристикой. Социальный же опыт, включающий в себя знания, умения и

навыки, может и должен достаточно быстро меняться в ходе жизни. Не

меньшую динамику могут проявлять мотивы и ценности. Следовательно,

стуктурно-динамическая теория личности К.К.Платонова может выступать в

качестве

основания

для

выделения

в

системе

личностных

ресурсов

различных

уровней

динамики

их

изменения.

В

свою

очередь

учет

этой

динамики играет важную роль с точки зрения взаимодействия личности и

общества.

Использование понятия "потенциал" полезно и с практической точки

зрения,

поскольку

позволит

более

ясно

представить

предпосылки

человеческой

активности

и

деятельности,

в

том

числе,

возможно,

прогнозировать

ситуации,

чье

осмысление

затруднено

из-за

традиции

раздельного изучения мотивации и способностей. А именно, ситуации, когда

у человека имеются способности, но он не желает их использовать, или

наоборот,

имеется

страстное

желание,

но

отсутствуют

способности.

При

этом, понятие "потенциал" призвано не подменять собой хорошо освоенные

психологией понятия способности и мотивация, а описывать свое качество

личности, интегрируя выделенные выше особенности потенциала на уровне

способностей

(системность)

и

мотивации

(динамический,

энергетический

аспект).

В структуре потенциала способности в первую очередь соотносятся с

тем, что уже было достигнуто в жизни (и на каком уровне были достижения),

т.е. связаны с реализованным потенциалом. Мотивационная составляющая

потенциала

более

связана

с

направлением

дальнейшей

реализации

потенциала, т.е. определяет его самую "потенциальную" часть. В то же время

мотивационная

и

способностная

составляющие

потенциала

оказываются

тесно взаимосвязанными. Те задатки, которые не соответствуют интересам

человека,

его

мотивационно-ценностной

подструктуре,

скорее

всего

не

найдут

своего

развития

в

способностях

и

не

воплотятся

в

жизненных

достижениях; в перспективе такие незадействованные задатки обречены на

угасание.

Однако

и

притязания

личности,

не

подкрепленные

соответствующими способностями, так же не дадут высоких результатам, что

в конечном итоге, через оптимизацию самооценки и уровня притязаний,

будет приводить к трансформации мотивационно-ценностной подструктуры

личности

в

направлении

ее

большего

соответствия

ее

способностям.

В

идеале, в конечном итоге для зрелой личности будет возникать определенное

соответствие между ее возможностями и желаниями (по принципу "чего не

могу, того не желаю"), что предполагает изоморфизм системы способностей и

структуры

мотивов.

Важным

методическим

следствием

т акого

гомеоморфизма является структурное подобие актуальных и потенциальных

элементов потенциала, что позволяет в общем виде проводить диагностику

на основании только реализованного потенциала.

Использование понятия потенциал будет способствовать пониманию

личностных предпосылок успешности деятельности в рамках логической

цепочки:

потенциал

->

опыт

->

деятельность.

При

этом,

поскольку

деятельность

можно

рассматривать

как

процесс

реализации

потенциала,

неудивительно,

что

понятие

деятельности,

широко

используемое

в

отечественной

психологии,

имеет

схожую

с

потенциалом

структуру.

Известно,

что

в

психологической

структуре

деятельности

А.Н.Леонтьев

вычленяет три вложенных уровня: операции (или средства для достижения

цели); цели; мотивы (обобщенные цели, последствия реализации цели).

Исходя

из

принципа

единства

личности

и

деятельности

можно

предположить, что в структуре личности существует целостный компонент,

соответствующий всей системе деятельности личности и выступающий в

качестве предпосылки ее осуществления. При этом уровни целей и мотивов

в

психологической

структуре

деятельности

вполне

соответствуют

мотивационной составляющей потенциала, а уровень операций имеет тесную

связь со способностями и соответствующим аспектом потенциала.

Ресурсный подход к потенциалу лежит в основе одного из направлений

определения

трудового

потенциала

в

менеджменте,

выделяемом

Ю.Г.Одеговым

и

П.В.Журавлевым.

Вообще

же

они

рассматривают

три

возможных подхода к понятию трудового потенциала. Во-первых, потенциал

м ож н о

р а с с мат р и ват ь

ка к

" с о в о ку п н о с т ь

н е о бход и м ы х

д л я

функционирования и развития системы различных ресурсов". Во- вторых,

потенциал можно понимать как систему материальных и трудовых факторов

(условий,

составляющих),

обеспечивающих

достижение

целей

производства". И наконец, потенциал может определяться как "способность

комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи".

Марков

В.Н.

определяет

потенциал

человека

как

самоуправляемую

систему его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в

деятельности, направленной на получение социально значимых результатов.

Анализ приведенных определений позволяет определить следующие

сущностные

характеристики

потенциала

личности,

которые

необходимо

учитывать

при

организации

работы

по

развитию

потенциала

педагога

дошкольного образования:

во-первых,

потенциал

человека

является

ресурсно-энергетическим

показателем и в связи с этим должен иметь некоторую численную оценку

величины;

во-вторых, этот ресурс не является раз и навсегда заданным, а постоянно

возобновляется в ходе жизнедеятельности человека;

в-третьих, потенциал человека реализуется во взаимоотношениях между ним

и окружающим миром, прежде всего обществом, и в этом плане представляет

собой

набор

направлений

(векторов),

по

которым

осуществляется

это

взаимодействие;

в-четвертых, потенциал человека обладает системным качеством. Кроме того

потенциал

личности

является

саморазвивающейся

и

самоуправляемой

системой;

в-пятых, потенциал человека определяется его внутренними ресурсами.



В раздел образования