Автор: Касиянчук Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани " СОШ № 40"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Касиянчук С. В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №40» , г. Астрахань
В
современных
психолого
-
педагогических
исследованиях
"потенциальность" достаточно четко проявляется на двух совершенно разных
уровнях личности (по К.К. Платонову). Во-первых, в качестве расширения
понятия "способности" в сторону акцентирования их системных качеств, она
может
быть
использована
для
характеристики
уровня
индивидуальных
особенностей
психических
процессов
и
способностей.
Во-вторых,
в
психологии
мотивации
потенциал
традиционно
используется
при
исследовании
динамических
характеристик
мотива,
что
соответствует
уровню направленности личности. Результат взаимодействия потенциальных
аспектов
системы
возможностей
человека
и
потенциала
мотивации
проявляется на индивидуальном уровне в совокупности его знаний, навыков
и умений. В свою очередь, знания, навыки и умения личности проявляются в
ее
объективных
достижениях.
Кроме
того,
наличие
потенциальности
по
меньшей мере на двух уровнях структуры личности позволяет предположить,
что
понятие
"потенциал"
должно
иметь
составляющие
на
уровне
способностей
и
мотивации
и,
кроме
того,
специфически
проявляться
на
уровне биологически обусловленной подструктуры и уровне социального
опыта структуры личности по К.К. Платонову.
Потенциал
может
рассматриваться
как
ресурсы,
находящиеся
в
распоряжении
личности
на
каждом
уровне
ее
иерархической
структуры.
Слово
ресурсы
происходит
от
французского ressources.
Под
ресурсами
обычно понимаются "средства, запасы, возможности, источники чего-либо
(например, природные ресурсы, экономические ресурсы)". Из определения
видно, что семантически определение потенциала через ресурсы выглядит
вполне оправданным, поскольку и то и другое понятие по смыслу связано с
возможностями.
Специфика ресурсов, соотносимых с различными уровнями, во многом
определяется
динамикой
их
изменения.
Так,
на
уровне
биологически
обусловленной
подструктуры
к
ресурсам
можно
отнести
силу
нервной
системы,
в
ходе
жизни
индивида
являющуюся
относительно
постоянной
характеристикой. Социальный же опыт, включающий в себя знания, умения и
навыки, может и должен достаточно быстро меняться в ходе жизни. Не
меньшую динамику могут проявлять мотивы и ценности. Следовательно,
стуктурно-динамическая теория личности К.К.Платонова может выступать в
качестве
основания
для
выделения
в
системе
личностных
ресурсов
различных
уровней
динамики
их
изменения.
В
свою
очередь
учет
этой
динамики играет важную роль с точки зрения взаимодействия личности и
общества.
Использование понятия "потенциал" полезно и с практической точки
зрения,
поскольку
позволит
более
ясно
представить
предпосылки
человеческой
активности
и
деятельности,
в
том
числе,
возможно,
прогнозировать
ситуации,
чье
осмысление
затруднено
из-за
традиции
раздельного изучения мотивации и способностей. А именно, ситуации, когда
у человека имеются способности, но он не желает их использовать, или
наоборот,
имеется
страстное
желание,
но
отсутствуют
способности.
При
этом, понятие "потенциал" призвано не подменять собой хорошо освоенные
психологией понятия способности и мотивация, а описывать свое качество
личности, интегрируя выделенные выше особенности потенциала на уровне
способностей
(системность)
и
мотивации
(динамический,
энергетический
аспект).
В структуре потенциала способности в первую очередь соотносятся с
тем, что уже было достигнуто в жизни (и на каком уровне были достижения),
т.е. связаны с реализованным потенциалом. Мотивационная составляющая
потенциала
более
связана
с
направлением
дальнейшей
реализации
потенциала, т.е. определяет его самую "потенциальную" часть. В то же время
мотивационная
и
способностная
составляющие
потенциала
оказываются
тесно взаимосвязанными. Те задатки, которые не соответствуют интересам
человека,
его
мотивационно-ценностной
подструктуре,
скорее
всего
не
найдут
своего
развития
в
способностях
и
не
воплотятся
в
жизненных
достижениях; в перспективе такие незадействованные задатки обречены на
угасание.
Однако
и
притязания
личности,
не
подкрепленные
соответствующими способностями, так же не дадут высоких результатам, что
в конечном итоге, через оптимизацию самооценки и уровня притязаний,
будет приводить к трансформации мотивационно-ценностной подструктуры
личности
в
направлении
ее
большего
соответствия
ее
способностям.
В
идеале, в конечном итоге для зрелой личности будет возникать определенное
соответствие между ее возможностями и желаниями (по принципу "чего не
могу, того не желаю"), что предполагает изоморфизм системы способностей и
структуры
мотивов.
Важным
методическим
следствием
т акого
гомеоморфизма является структурное подобие актуальных и потенциальных
элементов потенциала, что позволяет в общем виде проводить диагностику
на основании только реализованного потенциала.
Использование понятия потенциал будет способствовать пониманию
личностных предпосылок успешности деятельности в рамках логической
цепочки:
потенциал
->
опыт
->
деятельность.
При
этом,
поскольку
деятельность
можно
рассматривать
как
процесс
реализации
потенциала,
неудивительно,
что
понятие
деятельности,
широко
используемое
в
отечественной
психологии,
имеет
схожую
с
потенциалом
структуру.
Известно,
что
в
психологической
структуре
деятельности
А.Н.Леонтьев
вычленяет три вложенных уровня: операции (или средства для достижения
цели); цели; мотивы (обобщенные цели, последствия реализации цели).
Исходя
из
принципа
единства
личности
и
деятельности
можно
предположить, что в структуре личности существует целостный компонент,
соответствующий всей системе деятельности личности и выступающий в
качестве предпосылки ее осуществления. При этом уровни целей и мотивов
в
психологической
структуре
деятельности
вполне
соответствуют
мотивационной составляющей потенциала, а уровень операций имеет тесную
связь со способностями и соответствующим аспектом потенциала.
Ресурсный подход к потенциалу лежит в основе одного из направлений
определения
трудового
потенциала
в
менеджменте,
выделяемом
Ю.Г.Одеговым
и
П.В.Журавлевым.
Вообще
же
они
рассматривают
три
возможных подхода к понятию трудового потенциала. Во-первых, потенциал
м ож н о
р а с с мат р и ват ь
ка к
" с о в о ку п н о с т ь
н е о бход и м ы х
д л я
функционирования и развития системы различных ресурсов". Во- вторых,
потенциал можно понимать как систему материальных и трудовых факторов
(условий,
составляющих),
обеспечивающих
достижение
целей
производства". И наконец, потенциал может определяться как "способность
комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи".
Марков
В.Н.
определяет
потенциал
человека
как
самоуправляемую
систему его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в
деятельности, направленной на получение социально значимых результатов.
Анализ приведенных определений позволяет определить следующие
сущностные
характеристики
потенциала
личности,
которые
необходимо
учитывать
при
организации
работы
по
развитию
потенциала
педагога
дошкольного образования:
во-первых,
потенциал
человека
является
ресурсно-энергетическим
показателем и в связи с этим должен иметь некоторую численную оценку
величины;
во-вторых, этот ресурс не является раз и навсегда заданным, а постоянно
возобновляется в ходе жизнедеятельности человека;
в-третьих, потенциал человека реализуется во взаимоотношениях между ним
и окружающим миром, прежде всего обществом, и в этом плане представляет
собой
набор
направлений
(векторов),
по
которым
осуществляется
это
взаимодействие;
в-четвертых, потенциал человека обладает системным качеством. Кроме того
потенциал
личности
является
саморазвивающейся
и
самоуправляемой
системой;
в-пятых, потенциал человека определяется его внутренними ресурсами.