Автор: Игумнова Светлана Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и игровые моменты на уроках письма, чтения и развития речи в специальных (коррекционных) классах 8 вида"
Раздел: начальное образование
«Игры и игровые моменты на уроках письма, чтения и развития речи в
специальных (коррекционных) классах 8 вида»
Сегодняшняя школа встаёт перед самой, видимо, главной проблемой образования: как выпускать
детей, способных продолжать учиться в течение всей жизни .Игра и игровые моменты играют
огромную роль в развитие и образование детей с ограниченными возможностями.В игре незаметно,
сами собой, исчезают стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, в ней
рождается новая атмосфера и новые отношения. Одним из эффективных средств развития интереса к
учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного
материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное
отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить
один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию
мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается
привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра
имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради
которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали
усвоение программного материала.
Используя игру по правилам, количество условий игры должно ограничено двумя – тремя, т.к.
умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует
помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры
следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на
различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав
загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема
нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при
изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра
«Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай»,
«Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра
«Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер
предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку),
предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной
работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт»,
«Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по
описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы,
анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
В любой игре, используемой на уроке, должны быть установлены следующие моменты:
- описание хода игры,
- обязательно-методические цели игры, то чем она будет полезна учащимся.
У детей с ограниченными возможностями во время игры развиваются творческие способности,
мышление, психические функции и фундамент игровой культуры.
Успех игры зависит от атмосферы, которая сложится внутри группы. Чем чаще дети будут играть, тем
меньше будут воспринимать игру как неожиданный "перерыв" в учебе и тем легче и точнее они будут
настраиваться на игру.
Игры-загадки.
Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по
материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью
ученики закрепляют и углубляют знания, развивают память и мышление. Игра приучает учащихся
трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. К играм такого вида можно отнести
словесные игры: ребусы, кроссворды. Отгадывание загадок развивает находчивость,
сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне
осмысливать мир.
Цель таких игр - привить интерес к слову, научить правильно, произносить его.
Ребусы.
Для того чтобы правильно назвать загаданное слово в ребусе, нужно разгадать сначала его части,
каждая из которых представляет собой отдельную часть слова, из которых нужно составить
загаданное слово.
Особым видом игры является викторина.
Она представляет собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме.
Главная задача викторины - активно повторить пройденный на уроке материал.
В ходе такой игры у учащихся развивается зрительная память, речь, логическое мышление,
сознательное усвоение учебного материала.
Игры-путешествия - развивают интерес школьников к урокам письма, чтения и развития речи.
Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный
мир.
Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения развивает воображение,
актуализирует познавательную активность учащихся и протекает в непринужденной обстановке
общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.
Игра такого типа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями внимание, мышление,
воображение.
Игры - соревнования проводятся, как правило, как состязания двух команд. Примером такой игры,
широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу
всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика, который допустил
ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность,
четкость и оперативность выполнения заданий. Самое главное, чтобы ученики, выполняя, эстафету
думали.
Дидактическая игра:
выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка и как
умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к
явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и
углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с
трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого
вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом
производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми
значение любого вида труда.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия
лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьников с цветом, формой,
величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному
воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков
предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например,
"Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов
сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и
психическом развитии детей с ограниченными возможностями. Она даёт возможность робким,
неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра - это ещё и
сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от
многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и
взрослых. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают
выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом, в подборке дидактического материала
представлены игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и
самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в
коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Важным
фактом является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности,
инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом
партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. В подборке дидактического
материала для учащихся Специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида
предлагается система игр коррекционной работы по развитию письма, чтения и развития речи.
Своевременно начатые игры позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить
школьную неуспеваемость. В подборке дидактического материала изложена методика организации
игры в обучении и воспитании. Это игры на развитие мышления, речи, памяти, внимания и мелкой
моторики для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
развитие воображения как основы творческой деятельности;
развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления;
развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих
заданий.
Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра -
это не только детская деятельность, она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в
поведении большинства взрослых людей. Жизнь - это игра, а где игра - другая жизнь.
Воспитательные и образовательные возможности игры и игровых моментов на уроке многообразны.
Игры и игровые моменты на уроках письма, чтении
и развития речи
1 "Придумайте новое слово" (5 класс)
Цель - развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.
Дополните предложенные сочетания букв до слов.
2 "Определи звук в словах (3 класс)
Определи место звука "З" в словах (в начале, в середине, в конце). Закрась соответствующий квадрат
на схеме.
7 Одушевлённые и неодушевлённые существительные. (4 класс)
Выпиши сначала одушевлённые, а затем неодушевлённые существительные.
Подарили Вареньки валенки, варежки. Саньке- санки, а Сеньке -что и Саньке.
Измени имена существительные по числам
Дятел-…, заяц-…, пингвин-…, дом-…, двор-…, дуб-….
Запиши слова в два столбика, определи число имен существительных
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, ручей.
" Определи звук в именах собственных" (5 класс)
Прочитай имена детей. Определи, с какого звука начинается каждое имя: с гласного или согласного.
Детей, имена которых начинаются с гласного звука, обведи красным карандашом. Детей, имена
которых начинаются с согласного, обведи синим карандашом.
Оля Толя Поля
4 Разделительный твёрдый знак (ъ) (6 класс)
Упражнение " Вставь пропущенные буквы"
Под…езд, с…ехал, об…ём, об…явиться.
Выпиши слова с твёрдым знаком.
С…ездил, бар..ер, с..ел, под..ехал, в..юга.
К слову подбери однокоренные слова с указанием приставок
Съезжать. (раз…, от…, в..)
5 Имя существительное (5 класс)
Из данных слов выпиши имена существительные
Смелый, зима, найти, тревога, трудиться
С именами существительными придумай два предложения.
Запиши их.
Подчеркни имена существительные.
Снег, день.
6 Игра "Третий лишний" (5 класс)
Вычеркни лишнее слов.
Весёлый, весельчак, веселье.
Выпиши имена существительные по родам: м.р., ж.р., ср.р..
Холодная осень, дождь шумит, дерево под окном стоит.
7 Ловкий вратарь. (Класс - 3 команды.) (7 класс)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи,
ши, 2-я - с сочетаниями ча, ща, 3-я - с сочетаниями чу, щу.
Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу,
груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто,
жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.
Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.
8 Конкурс знатоков (2 человека или 2 команды) (5 класс)
На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:
Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,
Задача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает
команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
9 Игра "Запиши одним словом" (3 класс)
Цель: закрепить сущ., развитие умения обобщать.
Содержание игры. Учитель называет группу слов, предлагает заменить каждую группу одним
словом и записать это слово в тетради.
Материал для игры:
1) масло, хлеб, сыр, кетчуп.
2) дуб, сосна, ель, липа.
10 Игра "Кто больше?" (6 класс)
Цель: Закрепить знания о роде сущ.
Содержание игры. Задача уч-ся: записать как можно больше сущ. ж. р., м. р. и ср.р. - названий
предметов, которые находятся в классе.
11 Игра " Найди имя существительное" (6 класс)
Цель: закрепить понятия "имя сущ."
Содержание игры. На доске записаны пары предложений со сходными по форме сущ. и глаголами.
Задача игроков найти сущ. и подчеркнуть слово, сверху написать букву "с".
12 Игра " Дополни предложения" (4 класс)
В ЛЕСУ МНОГО ДЕРЕВЬЕВ:
… БЕРЕЗА, ОЛЬХА, РЯБИНА, ЛИПА, ЕЛЬ, КЛЕН
13. Игра "Знаки препинания" (9 класс)
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля!
Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в
сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал.
14 Игра " Допиши стихотворение" (3 класс)
Цель - учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном. Первые четыре
строки стихотворения "Эхо" Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие - до скобки.
Дети хором добавляют конечное слово.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, эхо ты?
Отвечает эхо: "Ты-ы!"
Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: ("Иди-и-и!").
Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: ("Ку-ку")
И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: ("А-ах!")
От меня не убежишь!
Отвечает эхо: ("Ши-ш-ш!")
Игра в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах 8 вида способствует
повышению заинтересованности к уроку, повышает качество усвоения учебного материала,
вовлекает в учебный процесс каждого ребенка, занимательные материалы игры делают урок
насыщенным, интересным, разнообразным. Командная работа воспитывает умение слушать и
слышать друг друга, соревновательный характер игры увлекает воспитанников, повышает качество и
эффективность мыслительной деятельности ученика.