Автор: Круглова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Вязники"
Населённый пункт: город Вязники, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Информационно-познавательный профессиональный марафон "Человек славен трудом своим"
Раздел: среднее профессиональное
Информационно-познавательный
профессиональный марафон
«Человек славен трудом своим!»
Цель:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет
специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире
профессионального труда.
Задачи:
обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
формирование осознанных представлений о мире труда;
воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда.
Организационный момент: презентация «Человек славен трудом своим», материал для
мастер-классов «Подставка под горячее», «Кармашек для расчесок», «Необычный
дизайн», «Рамочка для фотографий».
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз поговорить о выборе профессии и о
человеке труда.
Тема нашего мероприятия «Человек славен трудом своим».
Слайд 1(тема)
Воспитатель:
И мне хотелось бы провести его в виде профессионального марафона. Ребята, кто
знает, что такое марафон?
Слайд 2 (марафон)
Воспитатель:
Марафо́
н (греч. Μαραθών, Marathṓn) — дисциплина лёгкой атлетики, представляющая
собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров (26 миль 385 ярдов).
Мы с вами не побежим так далеко, а проведем «марафон», не выходя за стены этого
кабинета. За время обучения в нашей школе вы освоили несколько профессий. А
некоторые из вас стали мастерами своего дела, и мы очень гордимся вашими успехами.
Слайд 3 (фото рынок труда)
Воспитатель:
Современный профессиональный рынок труда очень разнообразен. Каждый год сотни
тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины -
так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом.
Слайд 4 (выбор профессии)
Воспитатель:
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них,
специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии
объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой
природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них
характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Слайд 5 (фото тракториста, агронома)
Воспитатель:
Второй тип: человек - техника. Это могут быть (ответы детей): летчики, водители,
матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Слайд 6 (фото из столярной мастерской)
Воспитатель:
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой
человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому
типу профессий относятся (ответы детей) учитель, врач, журналист, продавец.
Слайд 7 (фото по теме)
Воспитатель:
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в
своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и
физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.
Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Слайд 8 (фото по теме)
Воспитатель:
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие
живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты,
художники, актеры, дизайнеры и др.
Слайд 9 (фото по теме)
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Вы хорошо ориентируетесь в различных типах профессий. Давайте
проведем небольшую разминку и постараемся назвать профессию или специальность
по конкретному определению.
Разминка «Самая-самая»
Задание:
Назовите профессию или специальность, которая…
1. Самая зеленая – садовод, лесник, цветовод
2. Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе
3. Самая денежная – банкир, теннисисты, боксеры, модели
4. Самая волосатая – парикмахер
5. Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель
6. Самая смешная – клоун, пародист
7. Самая общительная – журналист, экскурсовод, массовик-затейник
8. Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик
9. Самая опасная – сапер, каскадер
10.Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь
Спасибо, с этим заданием вы справились.
А для того, чтобы наш «марафон» прошел интересно и познавательно, я предлагаю
вам разделиться на профессиональные группы.
Итак, у нас четыре группы «марафонцев»: швеи, маляры-штукатуры, обувщики,
столяры. Предлагаю группам занять свои места и начать наш «марафон».
Слайд 10, 11, 12 (фото девочек)
Слово предоставляется первой группе – нашим девочкам, швейных дел мастерам.
1 участник:
«В решении вопроса, как можно модно одеваться, окажет помощь профессия швеи.
Любой человек желает красиво и элегантно выглядеть. Мода стремительно
развивается, и все хотят её догнать, включая молодежь и людей средних лет. Всей
одежде люди обязаны обладателям нашей специальности.»
2 участник: «Чтобы защитить обнаженное тело от морозов, еще в каменном веке
людям пришла в голову мысль прикрыть тело одеждой. Раньше обычные люди шили
одежду сами себе. Впервые швейную фабрику построили в 19 веке, тогда швея и стала
наиболее популярной профессией.
3 участник: «Швея одевает население круглый год. А профессионалы шьют не только
одежду, но и сумки, обувь и чехлы для автомобилей. Преимущество нашей профессии
— с минимальными затратами можно пошить модный наряд для близких и всех
членов семьи или сэкономить значительную сумму на приобретении постельного
белья.»
Спасибо, девочки. А теперь предлагаю вашему вниманию небольшую шуточную
викторину.
Слайд 13
Викторина «Швея-мастерица»
1) У какого героя из сказки братьев Гримм был девиз: «Храбрецом слыву недаром,
семерых одним ударом!»
А) трусливый охотник Б) смелый поваренок В) храбрый портняжка +
2) Кого боится «дело» в русской пословице?
А) дракона Б) мастера + В) сторожа
3) Какое слово пропущено в пословице: «Сколько веревочке ни виться … все равно
будет»?
А) конец + Б) обрыв В) запутанка
4) Назовите известного российского модельера:
А) Зайцев+ Б) Волков В) Барашкин
5) Назовите профессии девиц из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
А) повариха, ткачиха+. Б) портниха; стряпуха
В) прядильщица, вышивальщица
Воспитатель:
Как сказали наши девочки, мастер-профессионал может шить не только одежду. Я
предлагаю вам посмотреть мастер- класс по изготовлению подставки под горячее.
Для изготовления этого кухонного атрибута они использовали вышедшие из
эксплуатации вещи. А как они это делали, девочки покажут сами.
Слайд 14 (мастер – класс «Подставка под горячее»)
Мастер – класс «Подставка под горячее»
Нам понадобилось:
три старые футболки разных ярких цветов;
ножницы;
нитки, иголка.
Режем футболки на полоски, шириной 3 сантиметра и нужной длины. Затем заплетаем
в косичку до тех пор, пока не получим нужную длину косички. Далее заворачиваем
косичку по спирали и сшиваем с изнаночной стороны.
Воспитатель:
Спасибо, девочки. Предоставляем слово второй группе – мастерам обувного дела.
Слайд 15 (мальчики обувное дело)
1 участник: «Обувная промышленность — традиционное ремесло, уходящее корнями
вглубь веков и представляющее собой искусство изготовления обуви различных
назначений и видов.»
2 участник: «Изготовители обуви производят большой круг различных обувных
изделий, включая ботинки, туфли, полуботинки, сандалии, мокасины и сабо.»
3 участник: «Профессия сапожника породила множество явлений современной
культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог». Сапожниками также называют
мастеров по ремонту обуви.»
Воспитатель:
Наши мальчики уже освоили много умений и навыков по изготовлению и ремонту
обуви. Давайте проведем викторину и проверим, как наши ребята знают основные
детали обуви.
Слайд 16 (викторина)
Викторина «Сапожок» (подберите правильное определение)
1 таблица( правильные ответы).
Рант Несущая деталь обуви
Жесткий подносок
Промежуточная деталь верха
Союзка
Наружная деталь верха обуви
Берцы
Наружные детали верха, закрывающие тыл стопы
Подкладка Внутренняя деталь верха сапога
Жесткий задник
Упрочняющая деталь
Запятник
Кожаная деталь изнутри на заднике
Подошва
Деталь низа обуви
Стелька
Подкладочная часть
Супинатор Деревянная или стальная пружина поддерживает свод стопы
Каблук
Возвышающая пяточная часть
Голенища
Верхняя часть сапога, закрывающая голень
2 таблица( с ошибками).
Жесткий подносок
Несущая деталь обуви
Союзка
Наружная деталь верха обуви
Берцы
Внутренняя деталь верха сапога
Подкладка Промежуточная деталь верха
Жесткий задник
Подкладочная часть
Запятник
Возвышающая пяточная часть
Подошва
Деревянная или стальная пружина поддерживает свод стопы
Стелька
Кожаная деталь изнутри на заднике
Супинатор Наружные детали верха, закрывающие тыл стопы
Каблук
Деталь низа обуви
Голенища
Упрочняющая деталь
Рант Верхняя часть сапога, закрывающая голень
С заданием наши мальчики справились отлично.
Слайд 17 (кармашек для расчесок)
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Кармашек для расчесок», используя
выкройку – шаблон для пошива домашних тапочек.
Для изготовления нам понадобились:
выкройка тапочек – верх и подошва;
плотный материал;
яркая полушерстяная нить;
украшения из фетра;
игла с большим ушком;
ножницы и немного терпения.
Вырезаем заготовки, сшиваем их между собой, украшаем и делаем петельку из ниток,
чтобы можно было закрепить в удобном месте. Все, кармашек для расчесок готов.
Воспитатель:
Спасибо нашим мастерам обувного дела. Давайте немного отдохнем и проведем
небольшую разминку для рук, которая называется «Резиночка».
«Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром
4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями
всех пальцев передвинуть резинку на 360º сначала в одну, а затем в другую сторону.
Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Слайд 18 (маляры)
Воспитатель:
А теперь все внимание к нашим мастерам малярного дела.
« История не сохранила данных о более ранних цивилизациях, где были бы люди с
такой профессией, чем Древний Египет. В зданиях, построенных ещё в пятом
тысячелетии до н. э. стены были оштукатурены гипсовым раствором, а поверх
окрашены. На шаре краски нанесены изображения языческих богов и других
персонажей. Покраска стен производилась и в Древнем Китае, только штукатурка не
наносилась, а красили деревянные стены. Но в большинстве случаев такие
специалисты работали отдельно и когда появились люди, которые были и штукатурами
и малярами, сказать невозможно. На территории нашей страны в профессионально-
технических училищах таких специалистов начали готовить в 1932 году.…»
1 участник: «Малярные работы — комплекс операций, выполняемых специалистом
(маляром) с целью защиты, санитарно-гигиенической и эстетической обработки какой-
либо поверхности (стены, пола, потолка, фасада, забора, металлоконструкции).
Слайд 19 (викторина)
Викторина «Мастера вызывали?»
1.Самый главный инструмент маляра? (кисть)
2. Из какого материала делают малярные кисти? ( из конского волоса)
3. Какое приспособление используют для окраски стен на высоте? (леса или подмости)
4. Какой инструмент поможет экономить краску при работе на больших площадях?
(валик)
5. Назовите инструмент для нанесения шпатлевки. (шпатель)
6. Защитное оборудование при работе с лакокрасочным материалом. (респиратор)
7. Как называется кисть для вытягивания тонких линий? (филеночная кисть)
Слайд 20 (пластинка)
Воспитатель:
На вопросы вы ответили правильно. Теперь предоставляем вашему вниманию мастер-
класс «Необычный дизайн».
Нам понадобится:
небольшой кусок обоев;
старая пластинка от проигрывателя;
клей, ножницы, карандаш;
зеркало любой формы и небольшого размера.
Вырезаем круг из обоев по размеру пластинки, приклеиваем к основе, даем
высохнуть. Затем приклеиваем зеркало и выбираем место на стене для вашего
творения.
Слайд 21 (столярка)
Воспитатель:
У нас осталась еще одна профессия, которую вы осваиваете в школе – это столяр.
1 участник:
«Столяр — профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом,
вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева.»
«Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей,
окон, арок, лестниц.»
2 участник:
«Профессия столяра востребована в мебельном производстве, в строительстве домов, в
отделке домов, в авиационной промышленности - изготовление деревянных планеров
и частей самолетов»
Слайд 22 (викторина)
Викторина «Дело мастера боится»
На экране будут появляться изображения инструментов, необходимых для работы
столяру, а вы дайте их правильное название.
1.
Уровень
2.
Рубанок
3.
Стамеска
4.
Долото
5.
Лобзик
6.
Штангенциркуль
7.
Рулетка
8.
Коловорот
9.
Ручная дрель
Дело мастера боится
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Воспитатель:
Молодцы, настоящие мастера своего дела. У нас остался еще один мастер-класс,
который продемонстрируют наши мальчики. Это изготовление рамочки для
фотографии из самого необычного материала – палочек для мороженого.
Слайд 23 (мастер-класс рамочка для фото)
Для изготовления нам понадобится:
палочки для мороженого;
скотч;
клеевой пистолет и немного терпения.
Слайд 24 (все работы)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какие замечательные вещи вы сегодня сделали своими руками,
используя минимум затрат и максимум стараний.
Слайд 25 (Удачного вам выбора профессий)
Воспитатель:
Наш «марафон» подошел к концу, спасибо всем за старания и внимание. Надеюсь, что
профессиональные умения и навыки, полученные вами в школе, пригодятся вам в
дальнейшей трудовой жизни.