Автор: Анисимова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25 г. Сольцы"
Населённый пункт: г. Сольцы Новгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО
в условиях внедрения федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования
(из опыта работы)
Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не
отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти
не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из
которых
имеет
свой
собственный
опыт
и
своё
личное
мнение
о
достоинствах
и
недостатках детских дошкольных учреждений.
Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным
опытом.
Тем
не
менее,
посещение
детского
сада
имеет
свои
плюсы
и
минусы,
определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки зрения науки,
точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.
С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор
положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим
нельзя
не
согласиться,
потому
что
человек
с
незапамятных
времён
–
существо
коллективное.
Искусство
общения
с
другими
членами
сообщества
во
многом
определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая
семья, никакие няньки – гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии
заменить детский сад.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией
принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное
привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных
и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной организации нужно
рассматривать
как
процесс
или
приспособление
функций
организма
ребёнка
к условиям существования в группе.
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает
стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные
реакции
(можно,
нельзя,
напряжённое
состояние,
ребёнок
попадает
под
целый
комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных
воздействий,
что
вызывает
у
него
страх,
отрицательные
эмоции.
А
сочетание
отрицательных
симптомов
рассматривается
в
медицине
как
заболевание.
Это
состояние было описано ещё в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли
тогда адаптацию. Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к
окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья
и самочувствия в новых условиях.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов
у б е д и т е л ь н о
д о к а з а л и ,
ч т о
п р и в ы к а н и е
р е б ё н к а
к
н о в ы м
д л я
него условиям дошкольного
учреждения,
так
называемый
период адаптации,
в
основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому
ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.
М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник,
собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь
не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это,
дерево болеет на новом месте, пока не приживётся.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации
ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья
ребенка он может спровоцировать.
Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его ориентация
на
психолого-педагогическое
сопровождение
ребенка
в
процессе
социализации
и
индивидуализации дошкольников.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех
компонентов
здоровья
каждого малыша:
физического,
нервно-психического
и
социально-психологического.
Эта
задача
в условиях современного
детского
сада
является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится
в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье
превращается
в
воспитательную
задачу,
которая
предполагает
создание
в
стенах
детского
сада
для
вновь
пришедших детей
особой
атмосферы,
основанной
на
создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Положения федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для
ребенка
психолого-педагогических условий,
г д е
о с о б о е
в н и м а н и е
уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
При
проведении
любого
процесса
в
группах раннего
возраста,
главная
роль
принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы воспитания
очень разнообразны и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти
воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто
встречается
в
педагогах
–
практиках.
Только
при
правильных
воспитательных
подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение малышей,
обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила поведения.
Для
облегчения адаптационного
периода
у
детей
раннего
возраста наряду
с
педагогическими
технологиями
(игры
–
развлечения,
музыкотерапия,
акваметод,
сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры, в работе с детьми
активно
использую
технологию
педагогического
игрового
воздействия
-
синтез
поэтического слова и движения, где текст – это, рифмованная подсказка к заданным
движениям, действиям. Движение – основа восприятия и переработки информации об
окружающем
мире.
Именно
в
процессе
движения,
сопровождаемого
словами,
песенками,
прибаутками,
решаются
задачи
развития
и
воспитания детей
раннего
возраста.
С
помощью
стихотворного
ритма
совершенствует ся
п р о и з н о ш е н и е ,
происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп
речи, развивается речевой слух. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух
маленького
ребёнка
и
без
специальных установок
настраивает
на
игру,
или
действие. Это даёт возможность педагогу обращаться к эмоциональной сфере детей,
вводить элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать
вопросы воспитания и развития детей раннего возраста.
Таким образом, условия успешной адаптации:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в
детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и
воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и
в детском саду.
3.
Правильная
организация
в адаптационный период
игровой
деятельности,
направленной
на
формирование
эмоциональных
контактов « р еб ё но к
–
взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающий игры и упражнения.
Привыкание ребенка к детскому саду максимально безболезненно, при использовании
комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Литература:
1.
Заводчикова
О.
Г. Адаптация ребёнка
в
детском саду:
взаимодействие
дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.
Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.