Напоминание

"Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"


Автор: Анисимова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25 г. Сольцы"
Населённый пункт: г. Сольцы Новгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

в условиях внедрения федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования

(из опыта работы)

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не

отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти

не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из

которых

имеет

свой

собственный

опыт

и

своё

личное

мнение

о

достоинствах

и

недостатках детских дошкольных учреждений.

Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным

опытом.

Тем

не

менее,

посещение

детского

сада

имеет

свои

плюсы

и

минусы,

определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки зрения науки,

точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор

положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим

нельзя

не

согласиться,

потому

что

человек

с

незапамятных

времён

существо

коллективное.

Искусство

общения

с

другими

членами

сообщества

во

многом

определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая

семья, никакие няньки – гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии

заменить детский сад.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией

принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное

привыкание к её условиям.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных

и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной организации нужно

рассматривать

как

процесс

или

приспособление

функций

организма

ребёнка

к условиям существования в группе.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает

стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные

реакции

(можно,

нельзя,

напряжённое

состояние,

ребёнок

попадает

под

целый

комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных

воздействий,

что

вызывает

у

него

страх,

отрицательные

эмоции.

А

сочетание

отрицательных

симптомов

рассматривается

в

медицине

как

заболевание.

Это

состояние было описано ещё в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли

тогда адаптацию. Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к

окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья

и самочувствия в новых условиях.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов

у б е д и т е л ь н о

д о к а з а л и ,

ч т о

п р и в ы к а н и е

р е б ё н к а

к

н о в ы м

д л я

него условиям дошкольного

учреждения,

так

называемый

период адаптации,

в

основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому

ответственному периоду в его жизни.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.

М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник,

собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь

не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это,

дерево болеет на новом месте, пока не приживётся.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации

ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья

ребенка он может спровоцировать.

Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его ориентация

на

психолого-педагогическое

сопровождение

ребенка

в

процессе

социализации

и

индивидуализации дошкольников.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех

компонентов

здоровья

каждого малыша:

физического,

нервно-психического

и

социально-психологического.

Эта

задача

в условиях современного

детского

сада

является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится

в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье

превращается

в

воспитательную

задачу,

которая

предполагает

создание

в

стенах

детского

сада

для

вновь

пришедших детей

особой

атмосферы,

основанной

на

создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Положения федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для

ребенка

психолого-педагогических условий,

г д е

о с о б о е

в н и м а н и е

уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

При

проведении

любого

процесса

в

группах раннего

возраста,

главная

роль

принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы воспитания

очень разнообразны и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти

воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто

встречается

в

педагогах

практиках.

Только

при

правильных

воспитательных

подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение малышей,

обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила поведения.

Для

облегчения адаптационного

периода

у

детей

раннего

возраста наряду

с

педагогическими

технологиями

(игры

развлечения,

музыкотерапия,

акваметод,

сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры, в работе с детьми

активно

использую

технологию

педагогического

игрового

воздействия

-

синтез

поэтического слова и движения, где текст – это, рифмованная подсказка к заданным

движениям, действиям. Движение – основа восприятия и переработки информации об

окружающем

мире.

Именно

в

процессе

движения,

сопровождаемого

словами,

песенками,

прибаутками,

решаются

задачи

развития

и

воспитания детей

раннего

возраста.

С

помощью

стихотворного

ритма

совершенствует ся

п р о и з н о ш е н и е ,

происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп

речи, развивается речевой слух. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух

маленького

ребёнка

и

без

специальных установок

настраивает

на

игру,

или

действие. Это даёт возможность педагогу обращаться к эмоциональной сфере детей,

вводить элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать

вопросы воспитания и развития детей раннего возраста.

Таким образом, условия успешной адаптации:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в

детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и

воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и

в детском саду.

3.

Правильная

организация

в адаптационный период

игровой

деятельности,

направленной

на

формирование

эмоциональных

контактов « р еб ё но к

взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающий игры и упражнения.

Привыкание ребенка к детскому саду максимально безболезненно, при использовании

комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Литература:

1.

Заводчикова

О.

Г. Адаптация ребёнка

в

детском саду:

взаимодействие

дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.

Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.



В раздел образования