Автор: Шаралапов Евгений Васильевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы адаптации одаренных детей в школе.
Раздел: начальное образование
УДК 159.928.235
Проблемы адаптации одаренных детей в школе.
Шаралапов Е.В.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные
вопросы, касающиеся отношениям между одарёнными детьми
и учителями в ходе образовательного процесса.
Ключевые слова: одарённость, мышление,
саморазвитие, психологические механизмы, задатки,
творческое развитие, социальное окружение,
интеллектуальные способности, стратегия деятельности.
Gift, mind, self-development, psychological mechanisms,
inborn abilities, development of creativity, social environment,
intellect abilities, strategy of interaction.
Многими
веками
в
общественном
сознании
формировались представления об одаренности. В это понимании
были собраны научные изыскания выдающихся умов и частые,
обыденные наблюдения простых людей. Острота проблемы
обучения
и
развития
одаренных
детей
в
школе,
вновь
осознанная в нашей стране в последнее десятилетие XX
столетия,
возродила
интерес
к
ней
как
со
стороны
исследователей, так и педагогов. Появилось значительное число
исследований,
позволяющих
продвинуться
в
понимании
феномена одаренности, закономерностей и условий ее развития.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы
детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих
мест.
Современная
личностно-ориентированная
тенденция
связана с выходом на первый план ценности личностного
развития и самореализации. Раннее выявление, обучение и
воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их
1
главных проблем совершенствования системы образования.
Существует
мнение, что одаренные дети не нуждаются в
помощи взрослых,
им не требуется особое внимании и
руководство. Однако в силу личностных особенностей такие
дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности,
поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным
стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренность детей и подростков достаточно широко
диагностируется и обсуждается. Но, не смотря на освещенность
проблематики для многих детей, родителей, педагогов и
психологов одаренность по – прежнему остается загадкой.
Одаренность
как
самая
общая
характеристика
сферы
способностей требует комплексного изучения.
Итак, Одаренность — это системное, развивающееся в
течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких,
незаурядных
результатов в
одном или нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Одаренность
часто
проявляется
в
успешной
деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Например, увлеченный техническим конструированием ребенок
может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не
проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в
специально организованной внешкольной деятельности (кружке,
секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда
стремятся
демонстрировать
свои
достижения
перед
окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы,
может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует
не только по его школьным или внешкольным делам, но по
инициированным им самим формам деятельности. В некоторых
случаях причиной, задерживающей становление одаренности,
несмотря на потенциально высокий уровень способностей,
являются те или иные трудности развития ребенка: например,
2
заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер
общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-
педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Несколько лет назад самым важным в воспитании и
обучении
считалось,
чтобы
ребенок
соответствовал
установленным
нормам.
Это
гарантировало
возможность
избежать многих проблем в развитии. В последние годы
положение изменилось: единая государственная программа
воспитания и обучения перестала быть обязательной для всех
детских учреждений. Равные исходные возможности – это
«аксиома» прошлого – уступает место всеобщему признанию
того, что эти дети исходно разные и потенциал у них тоже
различен.
В
настоящее
время
создаются
педагогические
программы для одаренных детей, обладающих высоким уровнем
умственного и творческого развития. Но несмотря на попытки
выработать единые теоретические позиции по данной проблеме
и обеспечить координацию усилий по ее практическому
решению,
среди
специалистов
как
зарубежной,
так
и
отечественной
науки
наблюдаются
различные
мнения
по
вопросу
определения
подходов
и
принципов,
разработке
механизмов критериального и понятийного аппарата к системе
развития и воспитания одаренных детей в условиях общего
образования.
Ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему
времени противоречиями между:
- всё более возрастающими требованиями социума к
формированию
образованной,
интеллектуально
развитой,
творческой личности и неготовностью образовательной системы
решить эту проблему;
-
коллективным
характером
организации
учебно-
воспитательного
процесса
в
школе
и
индивидуальным,
дифференцированным подходом к обучению;
- недостаточным уровнем подготовки педагогов для
работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и
мышлении, и требованиями государственного заказа в рамках
приоритетного национального проекта «Образование» и в
рамках проекта «Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»;
3
-
актуализацией
воспитания
конкурентоспособной
личности, в ходе которого стимулируется стремление к ранним
достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода
соревнованиях и акцентуацией на результат конкурса, а не на
результат развития личности одаренного ребенка;
- ожиданиями родителей и реальной педагогической
практикой.
Разрешение
указанных
противоречий
невозможно
осуществить только усилиями школы. Необходим комплексный
подход к решению проблемы. Важную роль в этом процессе
играет система взаимодействия школы и семьи, имеющего
одаренного ребенка, в основе которого лежит умение наблюдать
и выявлять проявление указанных выше качеств у ребенка,
сохранять, развивать и поддерживать ребенка, помогать ему
проявлять способности и совершенствовать их.
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто
был
способен
к
выдающимся
достижениям,
мог
найти
интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать
что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания,
делал
то,
что
другим
недоступно.
Однако
в
древних
философских
трактатах
чаще
используется
не
термин
«одаренность», а другой – «гений» (от лат. – genius – дух) [2].
Изначально еще в античной культуре «гений» – нечто среднее
между бессмертным божеством и смертным человеком. Вслед за
терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант»
(от греческого – «talanton»). В более поздние времена талантом
стали называть высокую степень развития способностей, а
гениальностью – высшую степень проявления таланта. Широкое
использование в научной литературе термина «одаренность»
связано с периодом утверждения педагогики, а затем и
психологии в качестве самостоятельных наук. Корень слова
«одаренность» – «дар». Слово — это как в русском, так и в
английском
(gifted)
языке
имеет
однозначную
трактовку.
Пользуясь словом «одаренность», мы подчеркиваем, что в
психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не
заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
Одаренные дети отличаются неравномерностью своего
развития.
В
частности,
у
них
недетское
мировоззрение,
4
ценностные ориентации и т.п. Их интересы, взгляды, а также
проблемы, которые их волнуют, являются нетипичными для их
сверстников. Вместе с тем, в других сферах жизни (например, в
быту) они на оборот, психологически младше своего возраста. В
целом многие из них из них характеризуются пониженной
адаптивностью, недостаточной социализацией, повышенной
сенситивностью, своеобразной Я - концепцией. Следовательно,
такие дети требуют особого внимания и помощи психологов,
специализирующихся на проблеме одаренности.
Каждый
одаренный
ребенок
в
значительной
мере
уникален. Тот комплекс качеств и способностей, которыми
каждый
из
них
обладает,
является
своеобразным
и
неповторимым. Каждый одаренный принципиально отличается
не только от окружающих, но и от иных одаренных. Такой
ребенок - единичное явление, и его непохожесть на других
нуждается в положительном принятии окружающих, а также в
наставнике, который сопровождал бы ребенка в его личностном,
интеллектуальном,
моральном,
социальном,
личностном
развитии.
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников
по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных
занятиях
-
ему
уготовано
более
счастливое
детство.
В
действительности же детей с ранним умственным расцветом
могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои
драмы в ходе возрастного развития.
Особенную роль играет, как поведут себя родители и
другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность
ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок
вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие
к умственной работе производит у родителей впечатление
чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного
не
происходило,
опасливо
присматриваются
к
такой
увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не
всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка
все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными
детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются,
охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так
подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и
5
тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В
дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для
растущего человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно
чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и
порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о
талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь
из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А
ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим
умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько
не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них
как на странность, которая со временем пройдет, то и такое
отношение тоже будет принято к сведению, оно не минует
детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем
обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без
меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в
своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не
ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей
большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях
детских садов, учителей, детских психологах. Они должны
вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает
трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи,
но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается,
зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее
любознательным часто становится скучно в классе после
первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится
пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы
арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется
преподавание. Много нового и для самых сильных учеников
несёт в себе развивающее обучение.
Но большой проблемой современной школы является то,
что:
а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым
классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет
впереди;
6
б) большинству учителей просто некогда заниматься
одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают
ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной
умственной активностью.
Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно
выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему
специальное внимание, но потом такие намерения забываются в
связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог
видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой
ребёнок нуждается в особом подходе.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе
восприятия окружающих событий и явлений: они больше
улавливают
и
понимают.
Они
больше
видят,
слышат
и
чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить
одновременно
за
несколькими
событиями.
Из
поля
их
восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели
поведения
окружающих.
Одаренного
ребенка
нередко
сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную
информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию
идет
бок
обок
с
уязвимостью,
рождаемой
повышенной
чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит к
тому, что они относят все происходящее на свой счет.
Родители
должны
с
большой
долей
терпения
и
спокойствия
воспринимать
эмоциональные
перепады
одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться
в том, что не все обескураживающие замечания и комментарии
относятся непосредственно к ним и что окружающие их люди
иногда говорят и поступают необдуманно и безумно, но без
намерения причинить им боль.
Проблемы
адаптации,
стоящие
перед
одаренными
детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется
оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для
одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться
потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют
должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что « он и так все
знает» или « я и так знаю, что он это понимает», в конце концов,
7
ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает
реализовываться в другой сфере.
2.
Игровые
интересы.
Одаренным
детям
нравятся
сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их
сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в
изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто
становятся
«одиночками»,
такие
дети
часто
начинают
комплексовать из-за того, что они не такие, как все.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные
требования, не склонны к конформизму, особенно если эти
стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у
ребенка
могут
возникать
конфликтные
ситуации
со
сверстниками, родителями и педагогами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных
детей характерно задумываться над такими явлениями, как
смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские
проблемы.
5.
Несоответствие
между
физическим,
интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети
часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за
этого им порой трудно становиться лидерами, им было бы
достаточно
просто
сделать
это
в
кругу
ровесников,
но
одаренным детям это зачастую бывает не интересно.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей
характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда
ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и
низкая самооценка.
7.
Потребность
во
внимании
взрослых.
В
силу
стремления
к
познанию
одаренные
дети
нередко
монополизируют внимание учителей, родителей и других
взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим
ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать
окружающих
замечаниями,
выражающими
презрение
или
нетерпение.
С
учетом
вышесказанного,
все
формы
работы
с
одаренными
детьми
должны
в
полной
мере
учитывать
8
личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться
на эффективную помощь в решении его проблем.[7].
Литература
1. Бабаева, Ю. Д. Психология одаренности детей и
подростков [Текст] : учеб. пособие для высш. и сред. пед. зав. /
Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; под ред. Н.
С. Лейтеса. – 3-е изд., перераб. и. доп. – М. : Академия, 2008. –
336 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б.
Богоявленская. – М. : Просвещение, 1981 – 211 с.
3. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские
годы [Текст] / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 1984. – 179 с.
4. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив [Текст] / А. И.
Савенков. – Ярославль, 2004. – 162 с.
5. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных
детей [Текст] / Н. Б. Шумакова : – М. : изд-во Московского
психолого- социального института; Воронеж : изд-во НПО
«МОДЭК», 2004 – 336 с.
6. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и
реальность [Текст] / В. С. Юркевич. – М. : изд-во Просвещение.,
1996. – 214 с.
7. Лосева А.А. Работа практического психолога с
одаренными
детьми
подросткового
возраста.
//
Журнал
практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
© Шаралапов Е.В. – 2017 г.
9