Напоминание

Осень Ставрополья


Автор: Домашеч Татьяна Петровна
Должность: учите-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 10
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольский край
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: Осень Ставрополья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект в группе компенсирующей направленности № 2 «Непоседы»

Учитель-логопед Домашеч Т. П

Тема «Осень милая подружка»

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной логопедической

группы «Непоседы», родители.

Вид проекта: творческий, среднесрочный

Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь 2017 года

Актуальность

Выбор данной темы проекта позволяет в условиях воспитательно-

образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных

изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы, животные, грибы,

ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей), осенние

праздники и особенности их проведения и применение приобретенных

знаний с творческим подходом в практической изобразительно деятельности,

развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие

способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в

рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата

в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их

творческой энергией, а также помогает в организации сотрудничества

семьи и образовательного учреждения.

Проблема: недостаточность знаний о признаках осени, слабая активизация в

речи слов – прилагательных, характеризующих время года – осень,нежелание

работать с природным материалом

Цель проекта.

Ускорение развития речи и интеллекта, направленные на формирование

речевой сферы, познавательных процессов, эмоционально-волевой и

нравственной сферы.

Задачи:

- систематизировать знания детей по теме «Осень»;

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;

- воспитывать экологическую культуру и основы безопасного поведения

- воспитывать желание активно участвовать в изготовлении поделок из

природного материала;

- воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение

сопереживать.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационно – подготовительный

- подобрать детскую и методическую литературу, пособия (картины,

дидактические, подвижные, пальчиковые игры), слайды, атрибуты для

сюжетно –

ролевых игр;

- подготовить для родителей папку – ширму « Осень в гости к нам пришла!»

II этап – практический

- Рассматривание картин, иллюстраций по теме.

- Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму

образовательной деятельности.

- Экскурсии в осенний парк, целевые прогулки вокруг детского сада.

- Проведение игр (дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых,

театрализованных), игр со стихами, этюдов на имитацию.

- Чтение художественной литературы по теме.

- Сбор природного материала.

- Беседы с родителями, совместное изготовление поделок из природного

материала, из овощей, фруктов.

- Выставки детских рисунков, работ по аппликации, конструированию и

ручному

труду.

Реализация практического этапа проекта.

1. Цикл НОД по образовательным областям и разным видам деятельности.

а) ПОЗНАНИЕ «Экскурсия в осенний парк», «Осень золотая», «КВН «Мир

Осени» » (ФЦКМ); «Коробочка для осенних листьев», «Корзинка для грибов»

(ручной труд); « Колючий недотрога», «Мухомор» «Осенняя картина»

(конструирование).

Цель: расширение представлений детей о золотой осени, осенних изменениях

в природе, погоде, жизни диких животных.

б) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: « Овощи в корзине», «Праздничный

натюрморт», «Золотая осень», « Осенняя береза» (рисование); «Блюдо с

фруктами и ягодами», «Подарок для ежика», « Осень длинной тонкой кистью

перекрашивает листья», «Уж небо осенью дышало» (лепка, аппликация),

«Необычные картины », «Золотые березы » (аппликация из природного

материала).

в) Игра-соревнование «Кто больше знает?».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах

г) Вечер досуга «Ах картошка, ты картошка».

Цель: в интересной и увлекательной форме систематизирование у детей

знаний о картофеле.

2. КОММУНИКАЦИЯ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

* рассматривание картин В.Серова «Октябрь», «Осенний день» ( из серии «

Четыре времени года» О. Соловьёвой);

* чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», сказки К.Ушинского «История

одной яблоньки», стихотворения А.К. Толстого « Осень, обсыпается весь наш

бедный сад...»;

*заучивание стихотворений И.Мазина «Осень», И. Белоусова « Осень»;

* загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи- фрукты»,;

*дидактическая игра «Возвратим осени память».

Цель: закрепление у детей знаний о признаках золотой осени.

* сюжетно – ролевая игра « Овощной магазин»

Цель: уточнение и расширение знаний об овощах.

Развивающая среда:

*Пополнения среды тематической художественной литературой,

картинами, плакатами, дидактическими играми, трафаретами для

рисования, раскрасками, поделками из листьев и природного

материала

Совместная деятельность детей и родителей:

*Беседа «Правила безопасности в осенний период».

*Беседа «Витамины для детей».

*Рекомендации на совместные прогулки: - наблюдения за деревьями,

погодой и погодными явлениями;

- изготовление поделок из даров осени;

- экскурсии в магазин или на рынок, в осенний парк;

- заучивание стихотворений об осени.

III этап – рефлексивно – обобщающий

- Выставка поделок из даров осени «Осенний калейдоскоп»

- Конкурс стихов про осень.

- Праздник «Путешествие в осеннюю сказку».

Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном

проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление

о времени года – осени, его характерных особенностях. Участвуя в

мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания об осени, об

осенних народных приметах и традициях, о животных леса, о

разнообразии растительности нашей планеты, через беседы, чтение

художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование,

рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном

возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной

форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают

новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но

и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации,

и информация об осени, игры, загадки и стихи.

Результаты работы

В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление

расширить свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же

интересна осень.

В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами,

загадками, у детей пополнился словарный запас; стали более грамотно

изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном

разговоре; появилось желание самостоятельно заниматься творчеством:

сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои

чувства, свое позитивное отношение к мире. Всё это способствовало

развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Одной из важных составляющих данного проекта явилось художественно-

эстетическое воспитание: дети познакомились с художественными

произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки,

живописи, поэзии. Дети научились получать эстетическое удовольствие от

общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,

эмоциональны. Научились более умело передавать свои ощущения в своих

рассказах и рисунках.

Цель: Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в

природе. Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках

осени, учить самостоятельно их находить. Уточнить представления детей об

изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать

причинно-следственные связи на примере образования плода. Развивать

умение различать некоторые лиственные деревья. Развивать мышление, речь,

воображение. Воспитывать бережное отношение к природе, способность

любоваться ее красотой. Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Виды деятельности: Беседа, дидактические игры, подвижная игра,

отгадывание

загадок.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: «Времена года» П.И.Чайковского. Иллюстрации с

изображением

леса летом и осенью; календари погоды за сентябрь, октябрь; осенние листья

березы, клена, дуба, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки

березы,

желуди, ягоды рябины.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, заучивание

стихов, загадок.

Ход НОД

Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком

времени года пойдет речь (рассказ читается под музыку П.И.Чайковского из

сборника «Времена года»).

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и

березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы

увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест

и стаями летели к теплым синим морям».

Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи».

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

Что изменилось в лесу с приходом осени? (показ иллюстраций с

изображением леса летом и осенью.)

А теперь поговорим о погоде осенью. Рассмотрим календарь. Какая погода

была в сентябре. Сравните погоду в понедельник и четверг. Какой день был

самым ветряным? Какой был самым теплым? В какой по счету день шел

самый

сильный дождь?

Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в

сентябре и октябре. Чем отличалось сентябрьское воскресенье от

октябрьского?

Интересно, какая погода будет в ноябре? Попробуем предсказать ее.

Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом), а позже проверим свои

догадки.

Давайте рассмотрим осенний наряд земли, т.е. осенние листья.

Волшебница-осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Найдите лист березы. Как он называется? Березовый. Какого он стал цвета?

Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую

она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул можно

сделать, и скрипку. Ан нет! Каждое дерево особенно, его древесина для

конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную

мебель,

лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый после высыхания не ломается.

А

знаете ли вы, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от

перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.

А это что за дерево?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

И на кончиках ветвей

Много-много желудей.

Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли

еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших

лесах.

Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень

мало.

Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями.

Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-

однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?

А вот лист дуба. Как он называется? Дубовый. Какой он? Резной, темный.

Самые красивые осенью листья клена (кленовые).

Все клены стали рыжие,

Но ни один не дразнится,

Раз все равно мы рыжие –

Кому какая разница!

Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?

Посмотрите на этот лист. Как много маленьких листиков на одной веточке

сидит. Это лист рябины.

Физкультурная минутка.

Ребята, возьмите в руки листья какого-нибудь дерева, и вы станете этим

деревом в игре.

Воспитатель читает под музыку (желательно классическую) стихотворение,

дети кружатся, роняют листья, замирают.

Листопад?

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

- Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Н.Егоров

Вспомните, как появляются в лесу ягоды – малинка, черника, голубика.

Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая.

Ягода – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба,

рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды

клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (лесной орех)

Мы уже говорили о том, что растения живые. Они дышат, питаются, растут,

размножаются, т.е. их становится много.

А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри

каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени

хватит

солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же

листьями,

как у взрослого дерева, с которого они упали.

Какие деревья чаще всего встречаются на улицах города? Тополь, клен.

Реже – береза, рябина. Дубы в городах не растут.

Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не

прихотливы, не боятся грязного городского воздуха. Тополь растет очень

быстро!

За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго

этажа.

Для чего необходимы деревья в городе?

К городским деревьям и кустарникам нужно относиться особенно бережно,

ведь они очень помогают нам.

А сейчас отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались,

о чем идет речь.

Стоят столбы беленые, Зимой сучковаты.

На них шапки зеленые, Где они стоят, там и шумят.

Летом мохнатые, (Береза)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, ее клюют.

(Рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

КВН в логопедической группе

«Почемучки»

«Мир осени».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, узнаем,

хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, кто

самый эрудированный.

Воспитатель: За каждый правильный ответ вам будет даваться жетон.

Итак, вы готовы?(да). Тогда начнём с разминки.

Разминка.

Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.

Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».

- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало,

желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал

короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают

птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет

трава).

- Какое время года наступает следом за осенью?

(зима).

-Какие деревья сбрасывают на зиму

листья?(лиственные) . - Какие деревья не меняют

зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели)

-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина,

облепиха).

Загадки.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?

(осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи? (птицы).

Жюри подводит итоги конкурса.

Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный. Но вы ведь

справитесь? (да).

Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым

урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».

«Отгадать дары осени».

1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает

(лук).

3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков

столько беленьких жильцов. (подсолнух) .

4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла) .

5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь) .

6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста) .

7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб) .

«Назвать пословицы, поговорки, народные приметы.

Гром в сентябре – теплая осень.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Осенней иней – к сухой солнечной погоде.

Если осенью снегу нанесет рано, то и весна ранняя.

Появится поздний грибок, так и будет поздний снежок.

Игра «Скажи иначе»

Осенью небо серое - темное , хмурое, пасмурное.

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.

Осенью цветы высохли – завяли.

Осенью птицы улетают – косяком, стаями.

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.

Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.

«Угадай на вкус»

Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Вы должны с закрытыми

глазами узнать на вкус дары осени (капуста, морковь. свекла, семечки,

лук, чеснок, тыква) .

«Что перепутал художник»?

Детям предлагается по два изображения со временем года – 1) осень;

2) зима. Нужно внимательно рассмотреть и сказать, что не так на картинке.

Подведение итогов. Вручение наград.

Дидактические игры по теме «Осень»:

«Грибная полянка»

Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и

несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы.

Провести

работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной –

подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по

дидактической

картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства

деревьев,

кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие

окружающего мира.

Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на

дидактической

картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например,

белый

гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила.

1. количество играющих 6-7 человек.

2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.

3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за

каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о

грибах.

4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

«Найди самый красивый листок»

Цель: закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные

предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).

«Узнай дерево по листочку»

Цель: закрепить названия деревьев (Детям предлагается листок дерева,

которому он принадлежит. Дети называют дерево).

«Слово об осени»

Цель: Систематизировать и закреплять знание сезонных изменений в

природе;

упражнять в словотворчестве.

Педагог спрашивает детей. Осень какая? (Указывает на иллюстрации.)

В сентябре: ба… (багряная), же… (желтая), зо… (золотая), наряд…

(нарядная),

пого… (погожая), су… (сухая), теп… (теплая), разно… (разноцветная), яр…

(яркая), ры… (рыжая).

В октябре: об… (облачная), яс… (ясная), зяб… (зябкая), дожд… (дождливая),

влаж… (влажная), сы… (сырая).

В ноябре: безлист… (безлистная), вет… (ветреная), гряз… (грязная),

ненаст…

(ненастная), се… (серая), сля… (слякотная), тем… (темная), туман…

(туманная), хо… (холодная), глу… (глубокая), дол… (долгая), тоскли…

(тоскливая), уны… (унылая), хму… (хмурая).

Да или нет?

Цель: закрепить знания детьми осенних примет.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно

слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь

собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи

улетают? Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют

дожди? Колючий ветер прилетает? Достаем ли

сапоги? Туманы осенью плывут? Солнце светит

очень жарко, Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям

загорать? А букашки прилетают? Ну а что же

надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки

Хороводные игры

«Листопад»

Цель: закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить

понятие «листопад».

Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали

повеличине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: Листопад!

Листопад! Действия выполняют дети с желтыми

Листья желтые летят листьями

Кружатся красивые желтые

листочки! Кружатся красивые красные кружатся с красными листочками

листочки! Сели!Уселись и замерли.

Прилетел легкий ветерок,

подул. Дуют. Поднялись

листья, Разбежались. Разлетелись в

разные стороны. Закружились,

закружились! Кружатся. Листопад!

Листопад! Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные

листья.

«Овощи»

Цель: развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и

ритмом

речи.

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за

Репа, свекла, редька, лук руки, в середине круга водящий

Поиграть решили в прятки с завязанными глазами.

Но сначала встали в

круг. Рассчитались четко тут

же: Останавливаются, крутя

Раз, два, три, четыре, водящего

пять. Прячься лучше,

прячься

глубже, Ну а ты иди Разбегаются, приседают, водящий

искать ищет.

Фото к проекту



В раздел образования