Напоминание

Растительный орнамент.


Автор: Майорова Любовь Александровна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции, скульптуры
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара "ДХШ № 3"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Стилизация растительных форм в орнаментальном мотиве с использованием растительного орнамента на уроках скульптуры в детской художественной школе.
Тема: Растительный орнамент.
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект открытого урока в 3 классе по учебному предмету

«Скульптура»

дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в

области изобразительного искусства

МБУ ДО г.о. Самара «ДХШ №3»

Разработал преподаватель Майорова Л. А.

Дата проведения 4.10.2017 г.

Тема урока: «Изготовление фигуры сказочного персонажа с четкой передачей

характера животного на выбор : волк, лиса, медведь и тд.»

Вид занятия: изображение животного в объеме.

Количество часов по теме: 4 часа.

Цель: Создать образ животного с использованием ярких сказочных образов и

стилизованного восприятия модели.

Задачи:

- учить создавать характер персонажа с помощью образного мышления;

- развивать фантазию;

- воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству;

Оборудование: презентация «Круглая скульптура в искусстве»; глина, ткань

для протирки рук, клеенка, стеки.

План урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Изучение нового материала

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока.

Проверка готовности рабочего места.

Преподаватель задает вопросы учащимся, вовлекая их в разговор по теме

урока.

- Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями

обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений

существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами

побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру

животного.

Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования

человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от

других видов искусства? (показ слайдов )В живописи изображение создаётся

красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет

настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно

обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре

можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность

камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало

высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов (показ слайдов)

- Что изображает скульптура?

Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда

скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые

предметы. (показ слайдов) Возможности скульптуры существенно

отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно

воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной

атмосферы.

- Где можно встретить скульптуру?

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду

на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в

тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор

создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где

будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она

будет изготовлена, и художественные особенности её формы.( показ слайдов)

- Существует несколько видов скульптуры. Скульптура делится на

монументальную, парковую, скульптура малых форм и рельеф. (показ

слайдов)

Скульптурные памятники, статуи, парковая культура – это монументальные

формы скульптуры.

Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь

исторического события или изображающие выдающегося человека. В них

проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах

великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен

проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности

пластических форм. (показ слайдов)

- Так же, про еще один вид скульптуры- парковый.

Парковая скульптура- мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на

аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не

выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения

природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в

создании совершенных форм. (показ слайдов).

- Так же существует два основных вида пластики: круглая скульптура и

рельеф.

Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и

рассмотреть со всех сторон.

Рельеф подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На

ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор

вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко

создавая сложные сюжетные композиции.

- Существуют, еще два основных вида рельефа. (показ слайдов)

Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и

монетах, для украшения архитектурных сооружений.

Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и

даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень

выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи,

приставленные к плоскости гладкого фона.

- Так же есть несколько видом материалов скульптора:

Мягкие материалы

– это глина, пластилин, воск. Работая с этими

материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он

вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а

также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших

времён высекали скульптуры гробниц и храмов (показ слайдов).

Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Сообщение темы урока: «Изготовление фигуры сказочного персонажа с

четкой передачей характера животного на выбор : волк, лиса, медведь и тд.»

Перед работой, для предотвращения разрушения модели, размять глину для

удаления инородных вкраплений, удаления лишнего воздуха. Каждый сам

для себя определяет, кого он будет лепить. Создает образ и конструкцию. На

слайдах представлены примерные работы (показ слайдов).

Итог урока.

- Анализ и оценка работ учащихся и способы выражения образа сказочного

животного.



В раздел образования