Автор: Кривенко Валентина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Первомихайловская СОШ
Населённый пункт: г.Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Покрытосеменные растения"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомихайловская СОШ, Татарского района, Новосибирской области
«Покрытосеменные растения»
Организация
коллективных учебных занятий
по биологии
в 7 классе
Первомихайловка, 2017
2
Рекомендовано экспертным советом областного института повышения
квалификации педагогических кадров
Автор:
Кривенко
В.Н.,
учитель
биологии
МБОУ
Первомихайловской
СОШ,
Татарского района, Новосибирской области
Научный руководитель и рецензент:
Серёменко Н.П., заведующая Центром 12-летнего обучения и развития
М К Ш
И П К
П К ,
ч л е н - к о р р е с п о н д е н т
А к а д е м и и
педагогических и социальных наук (Москва)
Пособие
предназначено
для
учителей,
организующих
коллективные учебные занятия по биологии. Коллективные учебные
занятия
реализуются
с
помощью
специальных
методик
для
организации учебного процесса по индивидуальным образовательным
программам.
В
данном
пособии
разработаны
компетентностно-
ориентированные задания для формирования ключевых компетенций
и
индивидуализированные
пособия
для
овладения
содержанием
образования в разделе
«Покрытосеменные растения» по темам:
«Семейство
Паслёновые»,
«Семейство
Сложноцветные»,
«Семейство
Лилейные»,
«Семейство
Касатиковые»,
«Семейство
Луковые»
2
3
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………………………………………….4
2. Стандарт модуля……………………………………………………………………………………..5
3. Контрольно-измерительные материалы………………………………………………..6
4. Дидактический материал для организации учебной деятельности по
методике ОМР……………………………………………………………………………………………14
5. Дидактический материал для организации учебной деятельности по
методике ВПЗ………………………………………………………………………………………………19
6. Дидактический материал для организации учебной деятельности по
методике взаимотренажа…………………………………………………………………………..26
7. Табло учета ……………………………………………………………………………………………..28
8. Литература……………………………………………………………………………………………….29
Введение.
3
4
Пособие
по биологии к разделу «Покрытосеменные растения» разработано для
организации коллективных учебных занятий. Благодаря применению методик КСО,
у
учащихся
формируются
навыки
исследовательской
д е я тел ь н о с т и ,
самостоятельной работы.
В пособии представлены компетентностно-ориентированные задания по проверке
ключевых компетенций, индивидуализированные учебные пособия для организации
самостоятельной
учебной
деятельности
по
специальному
алгоритму
методик
обратная Ривина, взаимопроверки индивидуальных заданий, тренажа.
Цель для учителя:
сформировать у учащихся знания об основных отличительных признаках
растений семейства;
продолжить
формирование
умений
составлять
морфологическое
описание
растений, сравнивать их, на основе этого выявлять родственные связи;
развивать внимание, умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
продолжить
работу
по
эстетическому
и
экологическому
воспитанию
школьников.
Задачи для учителя:
Подготовить
дидактический
материал
для
включения
учащихся
в
самостоятельную учебную деятельность по освоению материала раздела
Организовать
самостоятельную
учебную
деятельность
по
освоению
материала раздела
Цель для учащихся:
Усвоить
основные
понятия
темы,
познакомиться
с
морфологическими
признаками растений, таксонами и значением растений, формировать умения
информационной, коммуникативной компетенций и компетенции разрешения
проблем.
Задачи для учащихся:
Определить признаки растений семейств
Научиться отличать растения данного семейства от других растений
Раскрыть историю названий растений изучаемых семейств
Провести мониторинг результата учебной деятельности учащихся.
Маршрут изучения материала:
1.
Таксономических единицы растений изучаемых семейств.
2.
Особенности строения растений данных семейств - морфологические признаки.
3.
Значение растений в природе и жизни человека.
4.
К/р
План изучения модуля.
1.
Самостоятельное изучение материала по методике обратная Ривина
2.
Взаимообучение по методике ВПТ.
3.
Работа по методике ВПЗ
4.
Работа по методике взаимотренажа.
5.
Самостоятельная работа (самопроверка)
6.
Контрольная работа (тест).
Модуль: Покрытосеменные растения.
4
5
Стандарт модуля
Обязательный
уровень
Базовый
уровень
Компетентности
Решение проблем
Информационная
Коммуникативные
Знать:
- особенности
растений;
-местные виды
растений;
Уметь:
- определять
наиболее
распространён
ные виды
растений;
-распознавать
органы
растений;
- распознавать
наиболее
опасные для
человека виды
растений,
распространен
ных в местах
проживания.
Знать:
-виды растений;
-систематические
признаки основных
отделов растений;
-основные таксоны;
-редкие исчезающие
виды растений, где
находится школа;
-местные виды
растений
Уметь различать:
-растения по
внешнему строению;
-наиболее опасные
для человека виды
растений,
распространённые
виды растений в
местности, где
находится школа;
- растения разных
семейств;
Уметь объяснить:
- признаки отличия
различных семейств
растений.
Уметь сравнивать:
-семейства, классы
покрытосеменных
растений.
- Применять свои
знания о растениях
для обоснования
способов их
разведения и мер
охраны.
Целеполагание и
планирование
деятельности:
определяет и
выстраивает
в логической и
временной
последовательн
ости по
решению задач;
Применение
технологий:
выбираем
технологию
деятельности
( способы
решения задач)
из известных
или выделяет
алгоритм для
решения
конкретной
Задачи и
составляем план
деятельности.
Оценка
деятельности;
Оценивает
продукт своей
деятельности
по заданным
критериям.
Аспект:
первичная
обработка
информации:
-
систематизиру
ет извлеченную
информацию в
рамках сложной
заданной
структуры
Продуктивная
групповая
коммуникация
;
Учащиеся
самостоятель
но
договаривают
ся о правилах
и вопросах для
обсуждения в
соответстви
и с
поставленной
перед группой
задачей.
Контрольно-измерительные материалы.
5
6
Компетентностно-ориентированное задание по проверке компетентности
разрешения проблем (вариант 1)
Аспект:
Оценка деятельности;
- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
Стимул:
выполняя
задание,
ты
научишься
оценивать
продукт
своей
деятельности
Задание: ответь на вопросы и проверь по ключу правильность выполнения
задания.
Семейство Паслёновые
Выбери 5 правильных суждений из 10предложенных.
1 К семейству Паслёновые относятся растения паслён чёрный.
2. К семейству Паслёновые относится растение Мак.
3. У растений семейства Паслёновых плод называется тыквина.
4 У растений семейства Паслёновых плод называется ложная ягода.
5 К ядовитым растениям семейства Паслёновые относятся белена и дурман.
6. К ядовитым растениям семейства Паслёновые относятся картофель.
7 Зелёные ягоды паслёна чёрного ядовиты.
8. У перца мочковатая корневая система.
9 Соцветье у растений семейства Паслёновые – кисть.
10.Картофель содержит яд никотин.
Ответ: (1;4;5;7;9)
Компетентностно-
ориентированное задание по
проверке компетентности разрешения проблем (вариант 2)
6
7
Аспект:
Оценка деятельности;
- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
Стимул:
выполняя
задание,
ты
научишься
оценивать
продукт
своей
деятельности
Задание: ответь на вопросы и проверь по ключу правильность выполнения
задания.
Семейство Сложноцветные.
Выбери 5 правильных суждений из 10 предложенных
1.К семейству Сложноцветные относятся растения Паслён Чёрный.
2 К семейству Сложноцветные относится растение ромашка лекарственная
3 У растений семейства Сложноцветных плод называется семянка.
4. У растений семейства Сложноцветных плод называется ложная ягода.
5
К лекарственным растениям семейства Сложноцветных относятся мать и
мачеха.
6 У цветков растений семейства Сложноцветных нет чашелистиков.
7. Из полыни получают подсолнечное масло.
8. У подсолнечника мочковатая корневая система.
9 Соцветье у растений семейства Сложноцветных – корзинка.
10. У цветка растений семейства Сложноцветных 10 лепестков.
Ключ : (2;3;5;6;9)
Критерии для оценки: 5 правильных ответов – «5», 4 – «4», 3- «3», 2 и 1 – «2»
Компетентностно-ориентированное задание по проверке компетентности
разрешения проблем (вариант 3)
Аспект:
Оценка деятельности;
7
8
- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
Стимул:
выполняя
задание,
ты
научишься
оценивать
продукт
своей
деятельности
Задание: ответь на вопросы и проверь по ключу правильность выполнения
задания.
Семейство Лилейные
Выбери 5 правильных суждений из 10предложенных.
1 К семейству Лилейные относятся растения лилия, тюльпан, эремурус.
2. К семейству Лилейные относится растение Касатик.
3 У растений семейства Лилейные плод называется Коробочка.
4. У растений семейства Лилейные плод называется ложная ягода.
5 К ядовитым растениям семейства Лилейные относится Безвременник.
6. К ядовитым растениям семейства относится Тюльпан.
7 Лилия многолетнее луковичное растение.
8 У Тюльпана мочковатая корневая система.
9. Соцветье у растений семейства Лилейные – початок.
10. Цветок тюльпана имеет 8 тычинок.
Ключ: (1;3;5;7;8)
Критерии для оценки: 5 правильных ответов – «5», 4 – «4», 3- «3», 2 и 1 – «2»
Компетентностно-ориентированное задание по проверке компетентности
разрешения проблем (вариант 4)
Аспект:
Оценка деятельности;
- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
8
9
Стимул:
выполняя
задание,
ты
научишься
оценивать
продукт
своей
деятельности
Задание: ответь на вопросы и проверь по ключу правильность выполнения
задания.
.
Семейство Касатиковые
Выбери 5 правильных суждений из 10предложенных.
1. К семейству Касатиковые относятся растения лилия, тюльпан, эремурус.
2 К семейству Касатиковые относится растение Касатик.
3 У растений семейства Касатиковые плод называется Коробочка.
4. У растений семейства Касатиковые плод называется Ягода.
5
К
лекарственным
растениям
семейства
Касатиковые
относится
Касатик
жёлтый.
6. К ядовитым растениям семейства Касатиковые относится Тюльпан.
7. Касатик многолетнее луковичное растение.
8 У Касатика корневая система- корневище
9 Соцветье у растений семейства Касатиковые – кисть
10. Цветок Касатика имеет 10 тычинок.
Ответ: (2;3;5;8;9)
Компетентностно-ориентированное задание по проверке компетентности
разрешения проблем (вариант 5)
Аспект:
Оценка деятельности;
- Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
9
10
Стимул:
выполняя
задание,
ты
научишься
оценивать
продукт
своей
деятельности
Задание: ответь на вопросы и проверь по ключу правильность выполнения
задания.
Семейство Луковые
Выбери 5 правильных суждений из 10предложенных.
1 К семейству Луковые относятся растения лук, чеснок.
2. К семейству Луковые относится растение Касатик.
3 У растений семейства Луковые плод называется Коробочка.
4. У растений семейства Луковые плод называется Тыквина.
5 К овощным растениям семейства Луковые относится лук.
6 Долька чеснока называется зубец, а листья лука трубчатые
7 . У лука стержневая корневая система.
8 . У лука соцветье корзинка.
9 Соцветье у растений семейства Луковые – зонтик.
10. Цветок тюльпана имеет 5 тычинок.
Ответ: (1;3;5;6;9)
Компетентностно-ориентированное задание по проверке информационной
компетентности (вариант 1)
Аспект: первичная обработка информации:
-систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры
Стимул: выполняя задание, ты научишься систематизировать информацию
Задание.
10
11
Прочти текст и ответь на вопросы.
Историю картофеля в России связывают с петровской эпохой. Находясь в
Нидерландах в конце 17 века, Петр I заинтересовался картофелем и "для расплода"
прислал мешок клубней графу Шереметьеву. Повсюду, первое время, картофель
считался
диковинным
экзотическим
овощем.
Россия
не
была
исключением.
На
дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его
сахаром,
а
не
солью.
Однако
в
России
картофель
как
культура
внедрялся
с
большими трудностями. Крестьяне считали грехом употребление иноземного овоща
благодаря
и
тому,
что
картофель
называли
чертовым
яблоком
из-за
созвучной
немецкой
"крафт
тойфельс"
(чертова
сила).
Серьезным
препятствием
были
многочисленные
отравления,
поскольку
в
пищу
крестьяне
иногда
употребляли
зеленые
ядовитые
ягоды
картофеля,
не
клубни.
Поэтому
под
страхом
каторги
российские крестьяне отказывались разводить картофель. В XIX веке по России
вспыхивали
картофельные
бунты.
В
произведении
«Былое
и
думы»
русский
писатель
А.И.
Герцен
очень
ярко
описал
историю
«картофельных»
волнений
в
Казанской и Вятской губерниях. В 1841 года вышло распоряжение российского
правительства "О мерах к распространению разведения картофеля". По всей России
разослали
бесплатные
наставления
по
правильной
посадке
и
выращиванию
картофеля тиражом в 30 000 экземпляров. Причина широкого распространения
картофеля среди простого населения очень банальна - к картофельным полям была
приставлена королевская охрана "в связи с высокой ценностью клубней".
С тех пор
картофель
получил
широкое
продовольственное
распространение.
Постепенно
производство картофеля из года в год росло, причём назначение и использование
его стало более широким и разнообразным. Благодаря активным мерам в России к
концу девятнадцатого века посевная площадь картошки составила более 1,5 млн. га.
1.
В каком веке картофель был привезен в Россию?
______________________________________________
2.
Что обозначает название картофеля в переводе с немецкого языка?
__________________________________________________________
3.
Установи соответствие (стрелочками) последовательности событий
в истории разведения картофеля в России:
11
1
Посевная площадь картошки составила более 1,5 млн.
2
Пётр 1 прислал мешок клубней картофеля графу Шереметьеву
12
4. Обведи кружком правильный ответ:
Первое
время,
картофель
считался
диковинным экзотическим овощем.
ДА/НЕТ
На
дворцовых
балах
и
банкетах
его
подавали
как
редкое
и
лакомое
блюдо,
посыпая его сахаром, а не солью.
ДА/НЕТ
Королевская охрана картофеля помешала
распространению картофеля
ДА/НЕТ
Модельный ответ:
4.
В каком веке картофель был привезен в Россию?
в конце 17 века
5.
Что обозначает название картофеля в переводе с немецкого языка?
"крафт тойфельс" (чертова сила).
6.
Установи соответствие (стрелочками) последовательности событий
в истории разведения картофеля в России:
4. Обведи кружком правильный ответ:
Первое
время,
картофель
считался
диковинным экзотическим овощем.
ДА
На
дворцовых
балах
и
банкетах
его
подавали
как
редкое
и
лакомое
блюдо,
посыпая его сахаром, а не солью.
ДА
Королевская охрана картофеля помешала
НЕТ
12
3
4
Картофельные бунты.
Распоряжение российского правительства "О мерах к
распространению разведения картофеля".
1
Посевная площадь картошки составила более 1,5 млн.
2
3
4
Пётр 1 прислал мешок клубней картофеля графу Шереметьеву
Картофельные бунты.
Распоряжение российского правительства "О мерах к
распространению разведения картофеля".
13
распространению картофеля
Итоговая проверочная контрольная работа.
1.
К
ядовитым
растениям
семейства
Паслёновых
относятся
..
А
-
Картофель
В
-
Томат
С
-
Белена
2.
У
Паслёна
Чёрного
плод
называется
А
-
ложная
Ягода
В
-
Тыквина
С
-
Коробочка
3.
К
лекарственным
растениям
из
семейства
Сложноцветные
относится
А
-
Сафлор
В
-
Подсолнечник
С
-
Мать
и
Мачеха
4.
Соцветье
подсолнечника
называется
А
-
Корзинка
В
-
Зонтик
С
-
Семянка
5.
Ядовитое
растение
семейства
Лилейных
А
-
Лилия
В
-
Тюльпан
С
-
Безвременник
6.
Корневая
система
Лилии
А
-
стержневая
В
-
мочковатая
С
-
корневище
7.
У
Ириса
Сибирского
плод
называется
А
-
Ложная
Ягода
В
-
Тыквина
С
-
Трёхзвёздная
Коробочка
8.
Цветок
касатика
имеет
лепестков
А
-3
В
-6
13
14
С
-10
9.У лука соцветье
А- корзинка
В- зонтик
С- початок
10. Лук выделяет летучие вещества
А- Фитонциды
В- Воду
С- Млечные вещества
11. Ядовитое растение семейства Паслёновых нашей местности
А- Дурман обыкновенный
В- Физалис
С- Картофель
Ключ к тесту: 1-С;2-А;3-С;4-А;5-С;6-В;7-С;8-В;9-В;10-А
Карточки по методике обратная Ривина для самостоятельного изучения
материала
Темы:
1.Семейство «Паслёновые».
2. Семейство «Сложноцветные».
3. Семейство «Лилейные».
4. Семейство «Касатиковые».
5. Семейство «Луковые»
ОМР-1
- Записать биологические особенности семейства Паслёновых
- Какие растения относятся к семейству Паслёновые
-Записать таксономические единицы Дурмана Обыкновенного
-Какие морфологические признаки Паслёна Чёрного.
- Какое значение имеют растения семейства Паслёновых
Учебник/стр 93-95/
ОМР-2
- Записать биологические особенности семейства Сложноцветных
- Какие растения относятся к семейству Сложноцветные
-Записать таксономические единицы Полыни Цитварной
-Какие морфологические признаки Полыни Цитварной.
14
15
- Какое значение имеют растения семейства Сложноцветных
Учебник/стр 98-101/
ОМР-3
- Записать биологические особенности семейства Лилейные
- Какие растения относятся к семейству Лилейные
-Записать таксономические единицы Лилии Белой
-Какие морфологические признаки имеет Тюльпан Регелия.
- Какое значение имеют растения семейства Лилейных
Учебник/стр 103-104/
ОМР-4
-
Записать биологические особенности семейства Касатиковые
- Какие растения относятся к семейству Касатиковые
-Записать таксономические единицы Гладиолуса Белого
-Какие морфологические признаки Ириса Сибирского.
- Какое значение имеют растения семейства Касатиковых
Учебник/стр 105-106/
ОМР-5
-
Записать биологические особенности семейства Луковые
- Какие растения относятся к семейству Луковые
-Записать таксономические единицы Лука Многоярусного
-Какие морфологические признаки Лука Репчатого.
- Какое значение имеют растения семейства Луковых.
Учебник/стр 107-108/
Листы для работы учащихся по ОМР
Тема «Семейство Сложноцветных»
1.Учащиеся работают самостоятельно
Растения семейства:________________________________________________
Таксономические единицы
15
16
Одуванчик Лекарственный Полынь Цитварная
Царство - Растений Царство-
Отдел - Покрытосеменные Отдел-
Класс - Двудольные Класс-
Порядок - Цветковые Порядок-
Семейство –Сложноцветные Семейство-
Род- Одуванчик Род-
Вид- Одуванчик Лекарственный Вид-
Морфологические признаки растения
Artemisia Полынь Цитварная
-Класс_______________________________________________
-Корневая система____________________________________
-Стебель_________________________________________________
-Листья_________________________________________________
-Жилкование листьев______________________________________
-Расположение листьев на стебле_______________________
-Соцветье_______________________________________
-Формула цветка _________________________-
-Диаграмма цветка-
-Плод_____________________
-Бинарная номенклатура(это двойное название растений на русском языке
и на латыни) Полыни Цитварной
Тема «Семейство Паслёновых»
1.Учащиеся работают самостоятельно
Растения семейства:________________________________________________
Таксономические единицы
Дурман Обыкновенный Паслён Чёрный
Царство – Растений Царство-
Отдел – Покрытосеменные Отдел-
Класс – Двудольные Класс-
Порядок – Цветковые Порядок-
Семейство –Пасленовые Семейство-
Род- Дурман Род-
Вид- Дурман Обыкновенный Вид-
Морфологические признаки растения
Дурман Обыкновенный
-Класс_______________________________________________
16
17
-Корневая система____________________________________
-Стебель_________________________________________________
-Листья_________________________________________________
-Жилкование листьев______________________________________
-Расположение листьев на стебле_______________________
-Соцветье_______________________________________
-Формула цветка _________________________
-Диаграмма цветка-
-Плод_____________________
Бинарная номенклатура(это двойное название растений на русском языке
и на латыни) Дурмана Обыкновенного
Тема: Семейство Лилейные
1.Учащиеся работают самостоятельно
Растения семейства:________________________________________________
Таксономические единицы
Тюльпан Регелия Лилия Белая
Царство – Растений Царство-
Отдел – Покрытосеменные Отдел-
Класс – Однодольных Класс-
Порядок – Цветковые Порядок-
Семейство –Лилейные Семейство-
Род- Тюльпан Род-
Вид- Тюльпан Регелия Вид-
Морфологические признаки растения
Тюльпан Регелия
-Класс_______________________________________________
-Корневая система____________________________________
-Стебель_________________________________________________
-Листья_________________________________________________
-Жилкование листьев______________________________________
-Расположение листьев на стебле_______________________
-Соцветье_______________________________________
-Формула цветка _________________________-
-Диаграмма цветка-
-Плод_____________________
Бинарная номенклатура(это двойное название растений на русском языке
и на латыни) Дурмана Обыкновенного
17
18
Тема: Семейство Касатиковые
1.Учащиеся работают самостоятельно
Растения семейства:________________________________________________
Таксономические единицы
Ирис Сибирский Гладиолус Белый
Царство – Растений Царство-
Отдел – Покрытосеменные Отдел-
Класс – Однодольные Класс-
Порядок – Цветковые Порядок-
Семейство –Пасленовые Семейство-
Род- Ирис Род-
Вид- Ирис Сибирский Вид-
Морфологические признаки растения
Ирис Сибирский
-Класс_______________________________________________
-Корневая система____________________________________
-Стебель_________________________________________________
-Листья_________________________________________________
-Жилкование листьев______________________________________
-Расположение листьев на стебле_______________________
-Соцветье_______________________________________
-Формула цветка _________________________-
-Диаграмма цветка-
-Плод_____________________
Бинарная номенклатура(это двойное название растений на русском языке
и на латыни) Дурмана Обыкновенного
Тема: Семейство Луковые
1.Учащиеся работают самостоятельно
Растения семейства:________________________________________________
Таксономические единицы
Лук Репчатый Лук Многоярусный
Царство - Растений Царство-
Отдел - Покрытосеменные Отдел-
Класс - Однодольные Класс-
Порядок - Цветковые Порядок-
Семейство –Луковые Семейство-
Род- Лук Род-
Вид- Лук Репчатый Вид-
18
19
Морфологические признаки растения
Лук Репчатый
-Класс_______________________________________________
-Корневая система____________________________________
-Стебель_________________________________________________
-Листья_________________________________________________
-Жилкование листьев______________________________________
-Расположение листьев на стебле_______________________
-Соцветье_______________________________________
-Формула цветка _________________________-
-Диаграмма цветка-
-Плод_____________________
Бинарная номенклатура(это двойное название растений на русском языке
и на латыни) Дурмана Обыкновенного
Дидактический материал для организации работы по методике
ВПЗ
Карточка 1.
1. Что является самой наибольшей таксономической единицей
Полыни Цитварной.
2.Чем отличается корневая система семейства Сложноцветных от
корневой системы семейства Луковых.
3. Почему зелёные плоды Чёрного паслёна считаются ядовиты.
4. Выбери правильный ответ из предложенных вариантов
Ядовитое растение семейства Паслёновых:
19
20
А- перец
В- Томат
С-Дурман Обыкновенный
5. Сравни строение цветка Сложноцветных / язычковые, трубчатые, воронковидные/
6. Почему Семейство Сложноцветных имеет такое название
Карточка 2.
1
. Что является самой наименьшей
таксономической единицей Гладиолуса Белого. Царство- Растений и т.д.
2.Как называются дольки чеснока?
3. Какие вещества убивающие болезнетворных микроорганизмов
содержатся в луке и чесноке.
4.Сравни корневую систему Касатика с корневой системой Полыни
.
20
21
5. Почему растение Ирис Сибирский относится к классу однодольных .
Сделай вывод.
6. Касатик применяют в парфюмерии. Как ты считаешь, какой орган растения
используют для этой цели? Объясни.
Карточка 3
1. Назови овощные растения семейства Паслёновых.
2.Какое растение семейства Паслёновых накапливает в листьях яд- никотин?
3. Выбери правильный ответ.
Физалис имеет плод:
А- Ягода
В-Коробочка
С- боб
4.Чем отличается плод Чёрного Паслёна от плода Подсолнечника ?
5. Почему растения Дурман и белену нельзя употреблять в пищу
.
21
22
Сделай вывод.
6.Как ты думаешь, где образуется яд солонин у картофеля
Карточка №4
1. Какие растения относятся к семейству Луковые?
2.Какие листья у лука?
3.Чем отличается плод Лука от плода Ириса- Касатика.
22
23
4 . Сравни корневую систему Касатика Сибирского с корневой системой Ландыша
Майского.
5.Почему чеснок и лук в медицине считают, что они помогают против гриппа?
6.Как можно сохранить лук и чеснок как пряные растения.
Карточка 5
1. Какие растения относятся к семейству Лилейных?
2.К Какому классу относится растения семейства Лилейных
3.Выбери правильный ответ.
Ядовитое растение семейства Лилейных –это
А-Лилия
В-Тюльпан
С-Безвременник
4.Чем отличается корневая система Тюльпана от корневой системы Полыни?
23
24
5. Почему Лилия считается многолетнее растение. Сделай вывод.
6. Безвременник Жёлтый занесён в Красную книгу Казахстана. Как ты считаешь
почему растения заносят в Красную Книгу.
Карточка 6
1.Какое второе название имеет семейство Сложноцветных?
2. Как называется соцветье растений Сложноцветных?
3.Почему семейство Сложноцветные так названо?
24
25
3. Какие вещества, убивающие болезнетворных микроорганизмов содержатся в луке и
чесноке.
4.Сравни строение цветка Подсолнечника и Картофеля
,
5. Почему Сафлор и Подсолнечник считают технической культурой.
6.Как ты думаешь ,какой вред наносят сорняки: осот, лопух, чертополох, василёк на полях
культурных растений.
Методика взаимотренажа
Карточка 1.
1.
Какие растения относятся к
семейству Луковые?
К семейству Луковые относятся растения:
Лук, чеснок
2.
Какое соцветье имеют
растения семейства
Паслёновые?
Растения семейства Паслёновые имеют
соцветье - кисть.
3.
Какая корневая система у
Касатика?
У касатика корневая система -Корневище
_____________________________________________________________________________
Методика взаимотренажа
Карточка 2.
1.
Какие растения относятся к
семейству Лилейные?
К семейству Лилейные относятся
растения: лилия, тюльпан, эремурус,
25
26
безвременник.
2.
Какое растение семейства
Лилейных очень ядовитое?
Ядовитое растение семейства лилейных
является Безвременник.
3.
Как называется плод у
лука?
Плод у лука называется коробочка
Методика взаимотренажа
Карточка 3.
1.
Какие растения относятся к
семейству Касатиковые?
К семейству Касатиковые относятся
растения: касатик, гладиолус, шафран
2.
Какое растение семейства
Касатиковые является
лекарственное?
Лекарственное растение семейства
Касатиковые является Касатик жёлтый.
3.
Как называется плод у
сложноцветных?
Плод у сложноцветных называется
семянка
Карточка 4
1.
Какие растения относятся к
семейству Касатиковые?
К семейству Касатиковые относятся
растения: касатик, гладиолус, шафран
2.
Какое растение семейства
Лилейных очень ядовитое?
Ядовитое растение семейства лилейных
является Безвременник.
3.
Какие растения относятся к
семейству Луковые?
К семейству Луковые относятся растения:
Лук, чеснок
26
27
Таблица учёта усвоения тем учащихся 7 класса
ОМР
Конфер
енция в
малой
группе
ВИЗ
КОЗ
ВТ
Тест
№
п/п
ФИО
Т1
Т-
2
Т-
3
Т-
4
Т-
5
Итог
1
2
3
4
5
Литература
Ботаника
Школьные учебники и пособия:
Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс. М. «Дрофа». 2006
Сухорукова Л.Н. и др., Микробиология 7 класса; учебник для общеобразовательных организаций,
М., «Просвещение». 2017.- 50-63 с.
Научно-популярная литература:
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., Издательский дом Мещерякова, 2008. -
416 с.
Жизнь растений. Т. 1-6. Гл. Ред. А.Л.Тахтаджян. М., "Просвещение". 1982.
Учебная и научная литература:
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 2. Ботаника. Оникс. 2009. -
544 с.
Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника. Морфология и анатомия высших
растений. М., "Просвещение". 1988.
Комарницкий Н.А., Курсанов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. М., 1975.
27
28
Полевой В.В. Физиология растений. М., "Высшая школа" 1989.
28