Автор: Токарева Марина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23
Населённый пункт: город Белгород,Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С РАС НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С РАС НА
УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.В. Токарева, учитель музыки
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная
школа-интернат № 23
В современном мире установились решающие факторы для развития и
становления
личности.
Образование,
как
основной
фактор
воспитания
и
создания
«культурного
человека»
является
неотъемлемой
частью
современного общества.
Одним
из
самых
незащищённых
слоёв
гражданского
общества
являются
дети
с
расстройством
аутистического
спектра
и
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
поэтому
одной
из
основных
учебно–воспитательных задач образовательного учреждения является полная
и многосторонняя интеграция учащихся в социум (полноценное гражданское
общество), иными словами – социализация.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни
во
взаимодействии
с
окружающей
средой
в
процессе
усвоения
и
воспроизводства
социальных
норм
и
культурных
ценностей,
а
также
саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация
охватывает
все
процессы
приобщения
к
культуре,
обучения
и
воспитания,
с
помощью
которых
человек
приобретает
социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления
человека в условиях конкретного общества.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление)
представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и
э л е м е н т о в
с и с т е м ы
н а
о с н о в е
и х
в з а и м о з а в и с и м о с т и
и
взаимодополняемости.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну
и
оригинальность.
Имеет
определенные
преимущества
для
учащихся:
формирует
познавательный
интерес,
способствует
созданию
целостной
картины
музыкального
мира,
позволяет
систематизировать
музыкальные
знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию
эстетического
восприятия,
воображения,
внимания,
музыкальной
памяти,
мышления учащихся.
Цель
музыкальных
занятий
заключается
в
том,
чтобы
привить,
прежде всего,
школьникам
интерес
к
искусству,
умение
разбираться
в
музыкальной
информации.
К сожалению, наше общество еще не готово к принятию людей с
ограниченными возможностями здоровья, с их нуждами и проблемами.
Этому должны способствовать разнообразные формы сотрудничества с
учреждениями культуры, внешкольными учреждениями, с образовательными
учреждениями
города,
с
различными
предприятиями
и
организациями,
с
научными, медицинскими, социальными учреждениями.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями
здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной
педагогики.
Для
того,
чтобы
образование
было
успешным,
ребенку
с
РАС
в
общеобразовательной школе, нужно создать специальные условия. Помощь
тьютора, ресурсный класс, адаптированная программа.
Наша задача состоит в том, чтобы
уроки музыки обладали мощным
психологическим воздействием на детей с расстройством
аутистического
спектра.
Которая
будет
помогать
улучшению
концентрации
внимания,
развитию чувства ритма, контакта между педагогом и ребенком.
Очень важно на уроках музыки применение танцевальных упражнений,
различных
движений
под
ритмичную
музыку,
музыкально-ритмические
игры (игры-диалоги). Музыка и движение, тесно связанны друг с другом.
При обучении ребенка с РАС особое внимание уделяется действиям,
которые выполняются руками.
Такие движения развивают чувство ритма и
концентрацию
внимания
у
детей,
а
также
стимулируя
подвижность,
улучшают
физическое
состояние.
Занятия
такого
вида
развивают
любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию.
Иногда
игра
на
музыкальных
инструментах
стимулирует
ребенка,
страдающего
аутизмом,
к
совместному
пению.
Это
уже
первый
шаг
к
речевому диалогу.
Для
детей
с расстройством
аутистического
спектра,
у
которых
агрессивное поведение, можно использовать
набор ударных инструментов
(барабаны, тарелки, деревянные ложки, треугольники).
Детям очень нравится играть на ударных и шумовых инструментах. В
мире
музыки ребенок с РАС может чувствовать себя в безопасности и
временами действовать так, как любой обычный ребенок.
Игра на музыкальных инструментах помогает детям с расстройством
аутистического
спектра снять внутреннее напряжение.
Уроки
музыки
должны
выстраивать
модель,
учитывая
развитие
социальных навыков, учитывая степень зрелости ребенка и его способность
общаться, чем его музыкальные достижения.
В
целом
дети
с расстройством
аутистического
спектра
лучше
общаются с предметами, чем с людьми. Они могут идентифицировать себя с
определенным
инструментом
через
его
форму
или
звук.
Музыкальный
инструмент становится средством самовыражения, предметом-посредником
между ними и средой.
Манипуляции с таким музыкальным предметом обычно служат для
ребенка с РАС источником огромного удовольствия.
Как показывает опыт работы с детьми РАС нужно больше включать в
репертуар знакомые мелодии, песни, упражнения на релаксацию мышечного
тонуса,
которые
являются
очень
важной
составляющей
коррекционно-
развивающего процесса.
На уроке музыки необходимо системно создавать
условия психологической разгрузки.
Процесс социализации для детей с РАС может быть реализован по
средствам
различных
видов
деятельности.
Чередование
различных
заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских
инструментах
и
др.)
требует
от
детей
внимания,
сообразительности,
быстроты реакции, проявления волевых усилий.
Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов,
проблемно–поисковые, игровые ситуации) проводя учащихся через лабиринт
творческих
заданий,
учитель
активизирует
ребят, что
позволяет
достичь
желаемых результатов.
Уроки музыки для детей
с расстройством аутистического спектра
предполагают использовать максимальное количество методов обучения и
воспитания, постоянной смены действий.
Необходимо включить в урок методы музыкального воспитания:
–расширение
музыкального
материала
и
привлечение
наиболее
интересных
произведений,
которые
отвечают
запросам
детей
каждого
возраста учащихся и их восприятию;
–инициировать
творческий
поиск
учащихся,
который
может
идти
в
направлении
литературно–музыкальном
с
целью
развития
различных
чувств;
–использовать
проведение
уроков
совместно
с
учителями
литературы,
изобразительного
искусства;
–включить
здоровьесберегающие
технологии,
такие
как:
арт-терапия,
дыхательная терапия, пальчиковая терапия, изо-терапия и другие.
Таким
образом,
дети
получат
знания
о
содержании
музыки,
о
наиболее распространённых её жанрах, о выразительных средствах и смогут
освободиться от негативных эмоций, стрессов.
Для
педагога,
работающего
в
инклюзивном
классе,
где
созданы
специальные
образовательные
условия,
легко
сможет
найти
подход
к
проблемам
обучения
ребенка,
а
если
этого
недостаточно,
может
воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса.
К сожалению, на сегодняшний момент в общеобразовательной школе
не совсем реализован проект инклюзивного образования. Необходима
реализация программы по коррекционно–воспитательной методике.
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано
много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует
уже долгие годы.
Ребенок, страдающий расстройством аутистического спектра, чтобы мог
нормально функционировать в обществе, с ним необходимо постоянно
заниматься.
Программа обучения ребенка должна быть составлена специалистом так,
чтобы ребенок мог заниматься тем, что его по-настоящему увлекает и
волнует, а родители могли помочь ему справиться с обучением, которое
поможет ребенку проявить себя в дальнейшей жизни.
Занятия не должны прерываться, можно сократить, в случае крайней
необходимости. Прогресс достигается тяжелым и постоянным трудом, но
регресс происходит быстро.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг
друга, возникает атмосфера доверия – и развиваются лучшие качества:
забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.
Детям с расстройством аутистического спектра в общеобразовательной
школе в основном требуется все - то же, что и обычным детям.
Успех социализации ребенка с аутизмом во многом зависит от того, имеют ли
он и его семья постоянную психологическую поддержку. Период школьного
обучения особенно важен для таких детей и их близких.
Только любовь и терпение помогут ребенку адаптироваться в этом мире,
чтобы иметь возможность сосуществовать с ним и со временем добиться
успехов как в личной, так и в профессиональной сфере.
Библиографический
список
1.
Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада
к начальной школе. М.: Педагогика, 1998. – 138 с.
2.
Башаева Т. Развитие восприятие у детей Форма, цвет, звук. – М.: Академия
развития, 1997.
3.
Выгоцкий Л. Воображение и творчество в детском творчестве. – М., 1991.
4.
Зимина
А.Н.
Основы
музыкального
воспитания
и
развития
детей
младшего школьного возраста. М.: Владос, 2000. – 304 с.