Напоминание

"Осенний вернисаж"


Автор: Агаева Инна Васильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: поселок Борисовка, Белгородская область
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшей группы
Тема: "Осенний вернисаж"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Заочный муниципальный конкурс

«Осенний вернисаж»

Номинация «Методическая разработка»

Агаева Инна Васильевна

едагог - психолог

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения - детский сад

комбинированного вида «Теремок»

п. Борисовка 2017

2

Заочный

муниципальный

конкурс

методических

разработок

«Осенний вернисаж»

Номинация «Методическая разработка

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

педагога – психолога с детьми старшей группы «Прогулка по

осеннему лесу»

П о д г о т о в и л а

А г а е в а

И н н а

В а с и л ь е в н а

едагог - психолог

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

Детский

сад

комбинированного

вида

«Теремок»

поселка Борисовка

У детей с нарушенным поведением наблюдается множество проблем

в

коммуникативной

сфере.

Для

них

характерна

конфликтность,

неумение подчинять свое поведение правилам игры и согласовывать

свои

действия

с

действиями

других

детей.

Поэтому

в

свою

разработку

я

включила

групповые

упражнения

и

игры,

которые

имеют

профилактически

-

развивающее

и

коррекционно

компенсаторное направление и решают следующие задачи:

3

Развитие групповой сплоченности;

Снятие психомоторного напряжения;

Снятие эмоциональных зажимов;

Р а з в и т и е

к о м м у н и к а т и в н ы х

н а в ы к о в ;

Формирование положительной самооценки.

И н т е г р а ц и я

о б р а з о в а т е л ь н ы х

о б л а с т е й : «Социально-

коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Речевое

развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Физическое

развитие».

Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений

детей в группе, сплочению детского коллектива.

Задачи:

Образовательные:

позитивно настраивать детей на совместную работу в группе;

способствовать

формированию

у

детей

уверенности

в

себе,

повысить социальный статус каждого ребенка в группе;

4

развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в

паре, договариваться между собой;

способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

сплотить детей, выработать положительный настрой и эмоций.

расширить и обобщить представления детей об осени.

продолжать учить детей отгадывать загадки;

закрепить умение правильно вести себя в природе;

Развивающие:

развивать

наглядно-образное

мышление,

умение

слушать

друг

друга, дополнять ответы товарища;

развивать

слуховое

внимания,

произвольность,

способность

быстро реагировать на инструкцию;

развивать память, внимание, воображение;

с помощью вопросов способствовать развитию мышления, логики,

творчества, эмоций ребёнка.

способствовать развитию у детей эмоционально-положительного,

экологически правильного отношения к природе;

развивать общую и мелкую моторики;

Воспитательные:

формировать

умение

договариваться

и

помогать

своим

товарищам;

закрепление умения правильно вести себя в природе (не ломать

кусты

и

ветки

деревьев,

не

оставлять

мусор,

не

разрушать

муравейники и т. п.)

Методы и приёмы:

наглядные (показ, демонстрация);

словесные

(беседа,

художественное

слово,

логические

рассуждения, вопрос – ответ);

игровые (развивающие игры, музыкальная игра);

практические

(дыхательная

гимнастика, арт-терапевтическое

упражнение «Осенние листочки»).

Предварительная работа:

5

экскурсия в парк;

рассматривание иллюстраций о лесе;

чтение В. Бианки "Лесная газета";

чтение энциклопедии "Жизнь леса"

рисование на темы: «Золотая осень», «Осенний лес»;

прослушивание аудиозаписи: «звуки природы», «шум осеннего

леса», «шум дождя»

Оборудование:

мультимедийное устройство;

магнитофон;

листочки от разных деревьев;

презентация;

большой зонт;

карточки для игры «Назови лишнюю картинку»;

муляж дерева;

на

каждого

ребенка:

клей

ПВА,

цветной

песок

(красный,

желтый,

зеленый,

коричневый),

кисточки,

шаблоны

осенних

листочков.

Ход образовательной деятельности:

(Организационный момент)

Педагог - психолог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окошком

сегодня хороший день!

(Этюд «Улыбка»)

Дети стоят в кругу.

-Дети давайте поздороваемся друг с другом и улыбнёмся своим соседям, а

теперь попробуйте

улыбнуться как котик, который нежится

на солнце, а

теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, а

теперь улыбнитесь от всей души.

(Диагностика настроения)

(слайд: «Настроение»)

Педагог - психолог:

Ребята, а с каким настроением вы пришли на занятие? С

вами

хотят

поздороваться

«эмоции».

Подойдите

к

ним

и

выберите

ту

картинку, которая соответствует вашему настроению.

6

Дети

находят

картинку

«эмоции»,

которая

отражает

их

настроение,

и

прикасаются к ней рукой.

(Установка на работу)

Педагог - психолог:

Итак, у нас у всех хорошее настроение и это очень

замечательно. Ребята, вы знаете, нам с вами повезло, мы живем на очень

красивой планете. Каждое время года по особенному украшает её своими

красками,

наполняет

характерными

звуками

и

запахами.

Сегодня

мы

поговорим об одном чудесном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав

загадку:

Птицы к югу полетели,

В парках листья пожелтели

Дождь холодный стучит в окно…

Какое время к нам пришло? (осень)

- Правильно ребята, по каким признакам, вы узнали, что речь идет про осень?

Дети объясняют, какие признаки характерны для осени (дует холодный ветер,

падают с деревьев листья, идут дожди, птицы улетают в теплые края).

Педагог - психолог: Ребята, а хотите прогуляться по осеннему лесу?

- Но прежде чем мы отправимся в путь, давайте вспомним как нужно вести

себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда. Сейчас я вам буду показывать

картинки с изображением того, что можно делать в лесу, а чего нельзя. А вы

будете хлопать, если это делать можно, и топать – если нельзя.

(Игра «Хорошо – плохо»)

(слайд: Изображение поведения в лесу)

- Ну, что ж все правила поведения в лесу мы с вами вспомнили, теперь

закрывайте свои глазки, и мы отправляемся в путь…

(звучит мелодия «Осенняя сказка»)

(слайд: Осенний лес)

- Вот мы и в осеннем лесу, посмотрите как тут красиво, давайте вдохнем

аромат осеннего леса (Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох

ртом, повторить 2-3 раза)

-Ребята, послушайте, как загадочно шумит осенний лес, это он предлагает с

вами поиграть, хотите?

(Игра «Покажи явление»)

- Скажите ребята, можно ли без слов показать осенние приметы?

Как можно показать ветер? (дети дуют, вытянув губы),

Как можно изобразить качающиеся деревья? (дети поднимают руки вверх и

покачиваются со стороны в сторону),

Покажите мне, как падают с деревьев листья? (дети медленно кружатся,

выполняют плавные движения руками сверху в низ),

Ребята, а как можно изобразить дождь? (дети выполняют мелкие движения

руками сверху вниз).

- Ребята, давайте я расскажу вам, что я вижу, а вы будите это изображать.

- Какой чудесный осенний денек, посмотрите, птички полетели на юг (дети

машут руками, изображая птиц).

7

- Подул прохладный осенний ветерок (дети дуют, вытянув губы).

-Зашумели, закачались деревья (покачивают вытянутыми вверх руками).

-А теперь ветер подул особенно сильно и оторвал листочки от веточек!

- Листочки полетели, закружились, затанцевали вместе с ветерком…(дети

медленно кружатся, выполняют плавные движения руками сверху в низ).

- Ой, ребята кажется, пошел дождь (дети выполняют мелкие движения

руками сверху вниз).

(слайд: Дубовый листок)

Ой, ребята посмотрите, лес нам подарил листик за то, что вы так хорошо

изобразили все явления осени. Скажите, с какого дерева этот лист?

дуба) Как его можно назвать? (дубовый)

(мелодия «Звуки дождя»)

- Дети, послушайте, кажется дождик начался. Нам нужно торопиться, чтобы

не промокнуть, прячьтесь скорее под зонтик.

(Игра «Дождик и солнышко»)

- А сейчас выглянуло солнышко, и ребята пошли собирать опавшие листочки.

(Дети ходят по группе, изображая, что собирают опавшие листья. Как

только психолог включает запись шума дождя - дети бегут под большой

зонт,

который

держит

педагог.

Дети

выбегают

из-под

зонта

после

выключения записи. Игра повторяется 2-3 раза.)

(слайд: Берёзовый листок)

Молодцы

ребята,

хорошо

поиграли,

дождик

ни

кого

не

замочил.

Посмотрите, лес подарил вам ещё один листочек. С какого дерева этот

лист? (с березы) Как он называется? (березовый)

-

Ну, что ребята, дождик кончился, и мы отправляемся дальше, гулять по

осеннему лесу.

(Коммуникативная игр «По мокрой дорожке»)

(Дети встают друг за другом, держатся за талию впереди стоящего

товарища. Педагог – психолог рассказывает текст, по которому дети

выполняют движения. Главной задачей играющих – сохранить единую цепь (не

разорвать и не наступить в «осенние лужи».)

По мокрой дорожке,

Движутся обычным шагом

Шагают наши ножки,

По камушкам, по камушкам,

Движутся большими шагами.

По кочкам, по кочкам,

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

По осенним, листочкам,

Движутся мелкими шажками.

В ямку — бух!

Приседают на корточки.

8

целью

развития

произвольного

контроля

за

действиями,

педагог

-

психолог

обращает

внимание

детей

на

то,

что

нужно

приседать

на

корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени).

(слайд: Кленовый листок)

-Ну, что ж, вы дружно прошли по дорожке и за это лес прислал еще один

листок. С какого он дерева? (с клена) Как можно его назвать? (кленовый)

-

Ребята мы подошли к реке, по ней плывут загадки, нам нужно с ними

справиться, что бы перейти на другую сторону.

(Игра «Назови лишнюю картинку»)

- клумба с цветами, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;

- холодный дождь, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;

- одна картинка с изображением весны и три картинки с изображением осени.

(слайд: Осиновый листок)

- Молодцы и с этим заданием справились. А вот и подарок от леса, ещё

один лист. С какого дерева этот лист? (с осины) Как можно назвать этот

лист? (осиновый)

-Посмотрите,

какая

красивая

полянка,

вся

засыпана

разноцветными

листьями, давайте на ней отдохнем. (Дети присаживаются на ковер)

- Пока мы отдыхаем, давайте вспомним, кого можно встретить в осеннем

лесу.

(Игра «Кого мы встретим в лесу?»)

(Из числа детей психолог выбирает игроков, каждому из которых дает

определенное

задание

изобразить

животное.

Делать

это

можно

посредством жестов, мимики, звукоподражаний. Игроки, изображающие

животных, выходят к детям - зрителям по очереди. Задача детей - угадать,

кого именно изображает ребенок)

(слайд: Рябиновый листок)

Смотрите ребята, у нас появился ещё один листок, а это значит, что вы

опять справились с заданием. С какого дерева этот лист? (с рябины) Как

можно его назвать? (рябиновый)

Арт-терапевтическое упражнение «Осенние листочки»

-Ребята, мы замечательно погуляли по осеннему лесу,

и он нам хочет

подарить

вот

такое

дерево (Психолог

выставляем

муляж

дерева,

без

листьев).

Дети, как вы думаете, какое настроение у этого дерева. (ответы

детей). Я предлагаю сделать наше дерево более красочным.

Посмотрите,

вот листочки, которые подарил нам лес, но их мало. Давайте мы сделаем

сами листочки и повесим их на наше дерево. А украшать листочки будем

9

цветным песочком. Нам необходим клей, цветной песочек и кисточка.

Возьмите себе любой листочек, какой понравится, и украсьте его цветным

песочком так, как подсказывает вам ваше настроение.

Дети

украшают

листочки

цветным

песком,

цвет

песка

выбирают

по

желанию. Затем листочки вешают на дерево и любуются.

- Вот, как хорошо вы поработали, теперь и у нас в группе будет так же

красиво

как

в

осеннем

лесу.

Я

предлагаю,

поблагодарить

лес

за

гостеприимство и на прощание поиграть с ним в интересную игру, согласны?

(Музыкальная игра «Тучка»)

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем лесу «До

свидания!»

Закрывайте глазки, мы отправляемся в обратный путь….

(звучит мелодия «Волшебные звуки»)

- Ну вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось сегодня наша

прогулка? Что больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? Что

нового вы узнали? Если вы хотите зимой ещё пойти на прогулку в лес, то

положите руки на грудь. Если вам было интересно, то помашите руками.

(Упражнение «Прощание»)

Педагог

психолог:

А

сейчас

я

хочу

с

вами

попрощаться (Психолог

рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между

высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту

же фразу: «Мы тоже!»)

Психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже!»

Психолог: «я дарю вам улыбку»

Дети: «мы тоже»

Психолог: «я радуюсь»

Дети: «мы тоже!»

Психолог: «Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог: «Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

Психолог: «Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Психолог: Ваше настроение отличное? (ДА!!!)

Наша встреча закончена.

Приятных вам эмоций!

До свидания!

10

Список источников содержания:

Погудкина И.С

Работа

психолога

с

проблемными

дошкольниками:

Цикл

коррекционных

занятий

М.:

Книголюб,

2008.

-72с

(Психологическая служба)

Царёва Ю.В.

Коррекция

поведенческих

нарушений

у

детей:

Сборник

у п р а ж н е н и й

и

и г р

М . :

К н и гол ю б ,

2 0 0 8 .

- 4 8 с .

(Психологическая служба)

Катаева Л.И.

Коррекционно

развивающие

занятия

в

подготовительной

группе: Конспекты занятий. –М.: Книголюб, 2004. -64с.

(Психологическая служба)

Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Шпаргалка

для

взрослых:

психокоррекционная

работа

с

гиперактивными,

агрессивными,

тревожными

и

аутичными

детьми. –М.: Литературное агентство «Новая строка», 2007.

-82с.

Чистякова М.И.

Психогимнастика. –М.: 1990

Смид Р.

Групповая работа с детьми и подростками. –М.: 1999.

11



В раздел образования