Цель: познакомить учащихся с понятием «межличностный конфликт» его структурой,
способами его разрешения.
Задачи:
1)
Познакомить с понятием конфликт, его структурой и способами его разрешения;
2)
Закрепить полученные знания;
3)
Актуализация конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов.
Участники: учащиеся 8-х классов.
Форма проведения : групповое занятие.
Время проведения : 1 час.
Ход занятия
1.
Приветствие
Психолог: Добрый день, сегодня мы с вами проведем необычное занятие –
психологический час. Его тема: «Межличностные конфликты». Скажите, ребята, что такое
«конфликт» в вашем понимании?
Ребята: Ссора, когда люди не могут поделить что-то и т.д.
Психолог : Вы все правильно сказали. Конфликт – это противодействие или
противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды,
интересы, желания не совпадают. Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход
из конфликтной ситуации. Давайте сыграем в очень интересную игру под названием
«Грибы».
2.
Игра «Грибы»
Психолог: Сейчас мы будем называть какое-то число, и вам необходимо, не договариваясь
друг с другом, встать со своего места, как грибы, которые появляются после хорошего
дождика.
Ребята начинают вставать, если возникают спорные моменты, ребята сами должны их
отрегулировать.
Психолог: Вот видите, ребята, возникали у вас ситуации, когда вставало больше человек,
чем необходимо, но вы, молодцы, нашли, как с этим справиться. Так и в жизни происходит
– мы часто конфликтуем по тому или иному вопросу и каждый по-разному решает свои
трудности.
3.
Видеоурок «межличностные конфликты: причины их возникновения»
Психолог: Итак, сейчас, мы вам предлагаем посмотреть небольшой обучающий
видеоролик, в котором мы с вами узнаем, что же такое настоящий конфликт, познакомимся
с его структурой и способами его разрешения. В ролике много ярких примеров, так что
будьте внимательны.
4.
Просмотр и обсуждение ролика
Психолог : - Какой бывает конфликт? (Конструктивный и неконструктивный)
-Какие же есть причины конфликтов? (барьер чужого желания, смысловой барьер в
общении, эмоциональный барьер, моральный барьер)
-Какие есть способы разрешения конфликта? (сотрудничество, компромисс,
приспособление, избегание)
- Молодцы, ребята! А теперь мы для каждой группы подготовили ситуации, которые часто
встречаются в вашей школьной жизни, давайте попробуем их разобрать – как же нужно
было разрешить эти ситуации конструктивно?
Ситуация № 1
– Эй, Серый, ну-ка быстро дал мне ручку, а то как двину, мало не покажется.
– Только попробуй, я сам тебе двину так, что …
Ситуация № 2
– Ну и дурак же ты. Вечно подводишь меня. Ничего тебе нельзя доверить. Не буду с тобой
больше дружить!
– Сам дурак! И катись ты со своей дружбой…
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он
вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что
друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули
пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь,
что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как
объяснить все родителям?
Обсуждение с учащимися.
5.
Работа в группах с конфликтной ситуацией
Психолог: А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, в которой вы
сможете применить полученные знания на практике. Каждая группа должна придумать
или вспомнить одну конфликтную ситуацию и записать ее на пустом бланке. Затем нужно
предложить позитивный выход из этого же конфликта, используя полученные знания и
навыки конструктивного общения. На работу в группах отводится 5-6 минут.
Обсуждение с учащимися их ситуаций.
6.
Мультфильм «Мост»
Психолог: Наше занятие подходит к концу, поэтому предлагаю вам посмотреть очень
хороший мультфильм под названием «Мост».
7. Рефлексия (полученные знания и эмоции)
Психолог: Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали для себя? Конфликты были,
есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации
всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые
позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение! Спасибо за
внимание!