Автор: Танеева Зульфия Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 269
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи детей с ОНР в проектной деятельности (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей с ОНР в проектной деятельности
(из опыта работы)
Учитель-логопед МБДОУ №269 Танеева З.Б.
В последние годы значительно увеличилось число детей, у которых
речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в
устной речи сказываются и на письменной речи ребенка, что в дальнейшем
сказывается на его обучении в школе. Особенно это хорошо прослеживается
у детей с общим недоразвитием речи.
Общее
недоразвитие
речи
(ОНР)
-
различные
сложные
речевые
расстройства,
при
которых
у
детей
нарушено
формирование
всех
компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание
людей.
Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из
главных задач коррекционного воздействия. Развитие связной речи у детей с
ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных
занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого
следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР -
сложный
и
длительный
процесс,
требующий
умелого
педагогического
воздействия и руководства.
Задача
логопеда
- учить
ребенка
правильно
начинать
рассказ
на
выбранную
тему
и
передавать
его
живо,
интересно,
логически
последовательно. Однако необходимость в логической последовательности
повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения; ребенок не
четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет
сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику
расположения смысловых звеньев. В процессе коррекционной рабаты следует
обращать внимание на то, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю,
чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В образовательной деятельности используются такие приемы:
- объяснение,
- вопросы,
- речевой образ,
- демонстрация наглядного материала,
- упражнения,
- оценка речевой деятельности
Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с
ОНР
в
логопедической
группе
занимает
составление
плана
развернутого
высказывания.
В
процессе
этой
работы
дети
учатся
определять
тему
высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственное
сообщение в логической последовательности. Не последнюю роль в работе
над развитием связной речи играет и выбор наглядной опоры. Опорой могут
служить наводящие вопросы по содержанию текста, сюжетная картина, серия
сюжетных
картин,
картинный
план,
схема
или
опорные
картинки.
Использование различных видов опор позволяет вынести во внешний план
этап
внутреннего
программирования
высказывания,
выделить
основные
части
рассказа,
познакомиться
с
закономерностями
его
построения,
сформировать необходимый навык построения того или иного вида рассказа,
облегчит запоминание и воспроизведение текста.
Одной
из самых сложных для детей с ОНР форм работы является
построение рассказа из собственного опыта или рассказа по представлению.
Эта
форма
рассказа
трудна
ещё
и
потому,
что
достаточно
сложно
предоставить детям наглядную опору в виде сюжетных или предметных
картинок. Поэтому в 2016-2017 учебном году в старшей группе для детей с
тяжёлыми нарушениями речи мною был реализован детско-родительский
проект «Истории в фотографиях».
Речь
возникает
из
потребности
высказаться,
а
высказывания
порождаются отдельными побуждениями — мотивами. Наличие мотивации
речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут
быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется
внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. У
детей со 2-3 уровнем ОНР связная речь только начинает складываться, они с
трудом
пересказывают
содержание
знакомых
сказок
и
коротких
текстов,
испытывают затруднения при составлении рассказов по серии картин, по
картине, не могут
рассказать о событиях своей жизни. У многих детей
отмечаются стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы, они стараются
избегать речевого
общения. Поэтому было важно выбрать такую форму
работы,
которая
была
бы
интересна
детям,
побуждала
бы
их
к
высказыванию,
приносила
удовольствие,
позволяла
почувствовать
себя
успешными. Именно этим был обусловлен выбор проектной деятельности.
Использование
фотографий
позволило
детям
визуализировать
прожитый
личный
опыт,
понять
логику
изложения,
последовательность
события,
устанавливать связи между ними (особенно если это серия фотографий),
облегчило
запоминание. Кроме
того,
обращение
к
семейным
архивам
позволило привлечь к работе по развитию связной речи родителей, так как
каждого ребёнка дома уже есть отснятый архив фотографий.
Реализация детско-родительского проекта «Истории в фотографиях»
проходила по нескольким темам в течении всего учебного года (стенгазета
«Лето.
Лето»,
фоторепортаж:
«Моя
Россия»,
фотокнига:
«Наш
любимый
Красноярск», фотоальбом: «Мама папа я – дружная семья», фотовыставка:
«Зимние прогулки», фоторассказ: «Моя дача»).
Цель проекта: «Развивать связную речь посредством формирования
навыка
составления
рассказов
из
личного
опыта
ребёнка
с
опорой
на
фотографии»
В ходе работы над проектом мы решали ряд задач
Организовать
взаимодействие
всех
участников
образовательной
деятельности
(логопед,
дети,
родители,
воспитатели)
в
процессе
реализации проекта.
Создать
благоприятные
условия,
обеспечивающие
полноценную
речевую
практику,
эмоциональность
и
инициативность
детей
в
процессе обучения рассказыванию.
Развивать у детей коммуникативные навыки в процессе реализации
серии проектов.
Реализация проекта проходила в 3 этапа: организационный, практический
и аналитический
В рамках Организационного этапа в начале учебного года:
Разработала проект «Истории в фотографиях».
На педагогическом совете ДОУ прошло представление проекта для
педагогов ДОУ.
На Родительском собрание презентовала проект семьям воспитанников.
В ходе реализации Практического этапа родители совместно с детьми
дома
отбирали
фотографии
из
семейного
архива
и
готовили
устные
сообщения по теме проекта по примерному плану:
-
Где я был(а)? С кем?
- Что видел(а)?
- Что я делал(а)?
- Что мне понравилось?
На
групповых
логопедических
занятиях
по
развитию
речи
учитель-
логопед обучала составлению различных видов рассказа, мотивировала детей
на участие в проекте, а на завершающем этапе заслушивались рассказы
детей,
а
на
индивидуальных
занятиях
отрабатывала
звукопроизношение,
грамматический строй речи на основе составленных дома рассказов. Затем
совместно
с
воспитателями
дети
во
второй
половине
дня
оформляли
стенгазету, составляли книгу, фотоальбом и т.д.
В Аналитический этап - обследование речи детей на начало учебного
года,
текущий
мониторинг
с
помощью
наблюдения,
что
позволило
своевременно
вносить
изменения
в
ход
реализации
проектов
и
взаимодействие его участников. Итоговая диагностика связной речи детей
старшей группы на конец учебного года показала, что из 20 воспитанников
старшей группы:
Начало учебного года
Конец учебного года
Справились самостоятельно
0%
20%
С п р а в и л и с ь
с
п о м о щ ь ю
учителя-логопеда
25%
80%
Не справились с составлением
рассказа из личного опыта
75%
0%
В ходе реализации проекта:
•
Отмечается положительная динамика в развитие связной речи: произо-
шло расширение, уточнение и активизация словарного запаса, совершен-
ствование навыков понимания и употребления детьми грамматических
форм слова и различных типов синтаксических конструкций.
•
Возросла активность детей и эмоциональная заинтересованность детей,
что
способствует
преодолению
речевого
негативизма
и
создаёт
пред-
посылки к успешному усвоению воспитанниками системы родного языка.
•
Произошло вовлечение родителей в образовательный процесс. Анкети-
рование родителей по итогам реализации проекта показало, что из 20 се-
мей 85% родителей положительно оценили данный опыт работы.
•
Налажено взаимодействие участников проекта.
•
Созданы
условия
позволяющие
обеспечить
полноценную
речевую
практику.
•
Материалы собранные во время работы над проектом стали практиче-
скими пособиями по лексическим темам.
•
Произошло развитие коммуникативных навыков: умение говорить и
внимательно слушать сообщение, дети учились договариваться, понимать
чувства и эмоции других людей.
•
Изготовленные детьми книги находятся в зоне доступа. Ребёнок мо-
жет обращаться к своему опыту, повторить, дополнять и внести изменения
в содержание, что обеспечивает многократность повторений материала.
В настоящий момент работу строим следующим образом:
•
Оповещение родителей, подготовка совместных с детьми устных
сообщений и подбор фотографий дома.
•
Опрос детей по сообщениям в течение недели на подгрупповых
занятиях и индивидуальных занятиях.
•
Практический выход в виде обобщения (газета, книга, журнал,
фотовыставка, фотоальбом и др.).
Обращение
к
личному
опыту
детей
позволило
сделать
процесс
обучения
рассказыванию
интересным
для
детей,
а
проектная
форма
способствует развитию самостоятельности, поднимает самооценку ребёнка,
способствует его социализации в условиях современного общества.
Литература:
1.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. –
М.: Просвещение, 1984.
2.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
3.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.:
Просвещение, 1985.
4.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных
рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.