Автор: Клеменок Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Уголек"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Мыски
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар-практикум "Играем -ребенка развиваем"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для родителей «Играем – ребёнка
развиваем»
Воспитатель: Клеменок Т.Н.
Цель: повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей;
Задачи:
дать
родителям
знания
о
значении
развитии
внимания
в
воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре
по развитию внимания в условиях семьи и детского сада; помочь усвоить
игры по проблеме.
Внимание - это
процесс,
при
котором
происходит
отбор
нужной
информации и неприятие лишней.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир.
Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в
этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот
момент мы и принимаем за рассеянность.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его
возникновение
и
сохранение.
Яркое,
шумное
вызывает
интерес,
но
он
кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный
вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то,
что
ему
хочется,
а
то,
что
нужно,
возможно,
жертвуя
другим
более
интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь
у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное
внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры
по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,
показывая необходимость такого внимания.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,
концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и
произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит
к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький
объем
внимания -
это
невозможность
сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно
долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная
избирательность
внимания -
ребенок
не
м ож е т
сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для
решения поставленной задачи.
Плохо
развита
переключаемость
внимания -
ребенку
т руд н о
переключаться
с
выполнения
одного
вида
деятельности
на
другой.
Например,
если
вы
сначала
проверяли,
как
ваш
малыш
запомнил
стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике,
то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя
и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с
одного вида заданий на другой.
Плохо
развитая
способность
распределения
внимания -
неумение
эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная
произвольность
внимания -
ребенок
затрудняется
сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание"
в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести
свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и
непринужденной форме.
Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет
преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер,
навязывается
ребенку
извне
и
умело
организовывается
взрослыми.
Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться
на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что
более
всего
вызывает
утомление
ребенка
словесная
деятельность
(заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще
всего
дошкольники
отвлекаются
на
эмоционально,
а
не
информативно
привлекательные
объекты.
Еще
до
начала
обучения
в
школе
у
ребенка
постепенно
формируется
произвольное
внимание,
которое
предполагает
тщательное
выполнение
всякого
задания,
как
интересного,
так
и
неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития
произвольного
внимания
(объем
внимания,
его
устойчивость,
наличие
внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения
ребенка в школе.
Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
типа нервной деятельности ребенка;
общего состояния организма;
эмоционального состояния ребенка;
наличия интереса к деятельности;
условий, в которых занимается ребенок.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и
здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться
меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный
разговор.
Сердитый
или
расстроенный
малыш
менее
способен
к
внимательной работе.
Товарищи, родители!
Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные
виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что
наиболее
привлекательно
для
ребенка
то,
что
наглядно,
эмоционально,
неожиданно.
Развивающие игры и упражнения на развитие внимания
(игры с родителями и детьми)
«Хозяин и тень»
Упражнение «Да и Нет – не говори».
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и
после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.
Это откровенная проверка внимания
Игра «Что изменилось?»
Развитие
концентрации,
объема,
распределения
внимания
и
зрительной
памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-
10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и
запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной
к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте
ребенку
различные
слова:
стол,
кровать,
чашка,
карандаш,
медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши
тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если
малыш
сбивается,
повторите
игру
с
начала. .
Такие
и
подобные
им
упражнения
развивают
внимательность,
быстроту
распределения
и
переключения
внимания,
а,
кроме
того,
расширяют
кругозор
и
познавательную активность ребенка.
Корректор.
Д а н н о е
у п р а ж н е н и е
оч е н ь
хо р о ш о
т р е н и р у е т
в н и м а н и е .
Для
развития
устойчивости
внимания
дайте
ребенку
небольшой
текст
(газетный,
журнальный)
и
предложите,
просматривая
каждую
строчку,
з а ч е р к и в а т ь
к а к у ю - л и б о
б у к в у
( н а п р и м е р ,
О ) .
У п р а ж н е н и е « Р а с к р а с ь
в т о р у ю
п о л о в и н к у » .
Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить
несколько наполовину раскрашенных картинок , ребёнок должен раскрасить
вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
Упражнение «Цифровая таблица».
Покажите
ребенку
таблицу
с
набором
цифр
от
1
до
9,
которые
располагаются
в
произвольном
порядке.
Скажите
ему:
"Постарайся
как
можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 ".
Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты.
Упражнение «Выполни
по
образцу» (тренировка
концентрации
и
п р о и з в о л ь н о с т и
в н и м а н и я ) .
Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров
по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка.
« Н а й д и
о т л и ч и я »
Цель:
развитие
умения
концентрировать
внимание
на
деталях.
Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий
«Говори!»
Цель:
развитие
умения
контролировать
импульсивные
действия.
Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но
отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!»
Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д..
И г р а
" Т р и
п у н к т а "
Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку
занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При
этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы
говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты
задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали.
З а д а н и я
м о г у т
б ы т ь
с а м ы е
р а з н ы е ,
н а п р и м е р :
1 . С а м о е
п р о с т о е
з а д а н и е :
-
П у н к т
п е р в ы й .
Х л о п н и
в
л а д о ш и
т р и
р а з а ;
-
П у н к т
в т о р о й .
Н а з о в и
к а к у ю - н и б у д ь
м е б е л ь ;
-
Пункт
третий.
Встань
рядом
с
предметом,
сделанным
из
дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему
У с л о ж н е н н ы й
в а р и а н т .
И г р а
« М а л е н ь к и й
ж у к » .
"Сейчас
мы
будем
играть
в
такую
игру.
Видите,
перед
вами
поле,
расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по
команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать
вам ходы, а вы будите передвигать по полю жука в нужном направлении.
Внимание?
Начали.
Одна
клеточка
вверх,
одна
клеточка
налево.
Одна
клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажите, где
остановился жук".
« Н а й д и
д о р ож ку » Цель: развитие
произвольной
регуляции
и
устойчивости внимания. (ЛАБИРИНТЫ)
Уважаемые
родители!
Играйте
дома
с
детьми,
но
сразу
можно
использовать
только несколько игр (1-3). Удачи вам в развитии у детей
внимания, памяти, произвольного поведения.
Алгоритм выступления на практикуме для родителей
«Играем – ребёнка развиваем»