Напоминание

семинар-практикум "Играем -ребенка развиваем"


Автор: Клеменок Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Уголек"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Мыски
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар-практикум "Играем -ребенка развиваем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для родителей «Играем – ребёнка

развиваем»

Воспитатель: Клеменок Т.Н.

Цель: повышение

уровня

педагогической

культуры

родителей;

Задачи:

дать

родителям

знания

о

значении

развитии

внимания

в

воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре

по развитию внимания в условиях семьи и детского сада; помочь усвоить

игры по проблеме.

Внимание - это

процесс,

при

котором

происходит

отбор

нужной

информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир.

Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в

этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот

момент мы и принимаем за рассеянность.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его

возникновение

и

сохранение.

Яркое,

шумное

вызывает

интерес,

но

он

кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный

вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то,

что

ему

хочется,

а

то,

что

нужно,

возможно,

жертвуя

другим

более

интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь

у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное

внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры

по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,

показывая необходимость такого внимания.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,

концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и

произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит

к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький

объем

внимания -

это

невозможность

сконцентрироваться

одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно

долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная

избирательность

внимания -

ребенок

не

м ож е т

сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи.

Плохо

развита

переключаемость

внимания -

ребенку

т руд н о

переключаться

с

выполнения

одного

вида

деятельности

на

другой.

Например,

если

вы

сначала

проверяли,

как

ваш

малыш

запомнил

стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике,

то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя

и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с

одного вида заданий на другой.

Плохо

развитая

способность

распределения

внимания -

неумение

эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная

произвольность

внимания -

ребенок

затрудняется

сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены "упражнениями на внимание"

в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести

свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и

непринужденной форме.

Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет

преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер,

навязывается

ребенку

извне

и

умело

организовывается

взрослыми.

Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться

на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что

более

всего

вызывает

утомление

ребенка

словесная

деятельность

(заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще

всего

дошкольники

отвлекаются

на

эмоционально,

а

не

информативно

привлекательные

объекты.

Еще

до

начала

обучения

в

школе

у

ребенка

постепенно

формируется

произвольное

внимание,

которое

предполагает

тщательное

выполнение

всякого

задания,

как

интересного,

так

и

неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития

произвольного

внимания

(объем

внимания,

его

устойчивость,

наличие

внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения

ребенка в школе.

Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

типа нервной деятельности ребенка;

общего состояния организма;

эмоционального состояния ребенка;

наличия интереса к деятельности;

условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и

здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться

меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный

разговор.

Сердитый

или

расстроенный

малыш

менее

способен

к

внимательной работе.

Товарищи, родители!

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные

виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что

наиболее

привлекательно

для

ребенка

то,

что

наглядно,

эмоционально,

неожиданно.

Развивающие игры и упражнения на развитие внимания

(игры с родителями и детьми)

«Хозяин и тень»

Упражнение «Да и Нет – не говори».

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и

после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.

Это откровенная проверка внимания

Игра «Что изменилось?»

Развитие

концентрации,

объема,

распределения

внимания

и

зрительной

памяти.

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-

10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и

запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной

к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Называйте

ребенку

различные

слова:

стол,

кровать,

чашка,

карандаш,

медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши

тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если

малыш

сбивается,

повторите

игру

с

начала. .

Такие

и

подобные

им

упражнения

развивают

внимательность,

быстроту

распределения

и

переключения

внимания,

а,

кроме

того,

расширяют

кругозор

и

познавательную активность ребенка.

Корректор.

Д а н н о е

у п р а ж н е н и е

оч е н ь

хо р о ш о

т р е н и р у е т

в н и м а н и е .

Для

развития

устойчивости

внимания

дайте

ребенку

небольшой

текст

(газетный,

журнальный)

и

предложите,

просматривая

каждую

строчку,

з а ч е р к и в а т ь

к а к у ю - л и б о

б у к в у

( н а п р и м е р ,

О ) .

У п р а ж н е н и е « Р а с к р а с ь

в т о р у ю

п о л о в и н к у » .

Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить

несколько наполовину раскрашенных картинок , ребёнок должен раскрасить

вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

Упражнение «Цифровая таблица».

Покажите

ребенку

таблицу

с

набором

цифр

от

1

до

9,

которые

располагаются

в

произвольном

порядке.

Скажите

ему:

"Постарайся

как

можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 ".

Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты.

Упражнение «Выполни

по

образцу» (тренировка

концентрации

и

п р о и з в о л ь н о с т и

в н и м а н и я ) .

Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров

по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка.

« Н а й д и

о т л и ч и я »

Цель:

развитие

умения

концентрировать

внимание

на

деталях.

Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий

«Говори!»

Цель:

развитие

умения

контролировать

импульсивные

действия.

Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но

отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!»

Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д..

И г р а

" Т р и

п у н к т а "

Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку

занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При

этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы

говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты

задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали.

З а д а н и я

м о г у т

б ы т ь

с а м ы е

р а з н ы е ,

н а п р и м е р :

1 . С а м о е

п р о с т о е

з а д а н и е :

-

П у н к т

п е р в ы й .

Х л о п н и

в

л а д о ш и

т р и

р а з а ;

-

П у н к т

в т о р о й .

Н а з о в и

к а к у ю - н и б у д ь

м е б е л ь ;

-

Пункт

третий.

Встань

рядом

с

предметом,

сделанным

из

дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему

У с л о ж н е н н ы й

в а р и а н т .

И г р а

« М а л е н ь к и й

ж у к » .

"Сейчас

мы

будем

играть

в

такую

игру.

Видите,

перед

вами

поле,

расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по

команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать

вам ходы, а вы будите передвигать по полю жука в нужном направлении.

Внимание?

Начали.

Одна

клеточка

вверх,

одна

клеточка

налево.

Одна

клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажите, где

остановился жук".

« Н а й д и

д о р ож ку » Цель: развитие

произвольной

регуляции

и

устойчивости внимания. (ЛАБИРИНТЫ)

Уважаемые

родители!

Играйте

дома

с

детьми,

но

сразу

можно

использовать

только несколько игр (1-3). Удачи вам в развитии у детей

внимания, памяти, произвольного поведения.

Алгоритм выступления на практикуме для родителей

«Играем – ребёнка развиваем»



В раздел образования