Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Особенности характера детей с ОВЗ, имеющих недостатки интеллектуального развития, и пути преодоления сложностей.
Раздел: среднее профессиональное
Особенности характера детей с ОВЗ, имеющих недостатки
интеллектуального развития, и пути преодоления сложностей.
Термин «характер», означающий « черта, примета, признак, особенность»,
введён
в
обиход
древнегреческими
учёными.
В
характере
выражаются
индивидуальные,
ярко
выраженные
психологические
черты
человека,
влияющие
на
его
поведение,
поступки.
Кроме
того,
характер-это
сложившиеся особенности социального поведения человека. Он отражает
уклад жизни личности в социальной группе и проявляется, прежде всего, в
отношениях к людям, к окружающей действительности, к порученному делу.
Различные
отношения,
способы
действий
и
поведения
формируются
в
процессе познания окружающей действительности, деятельности личности,
воспитания
и
самовоспитания.
Характер
зависит
от
разнообразия
деятельности, круга впечатлений.
В
формировании
характера
определённую
роль
играет
природная
организация
человека.
По
наследству
человек
получает
особенности
строения
мозга,
рецепторных
аппаратов,
двигательных
органов,
ряд
функциональных свойств нервной системы, в том числе её бОльшую или
меньшую пластичность и подвижность.
В
процессе
развития
анатомо-физиологические
задатки
могут
подвергаться
определённым
изменениям,
т.е.
в
единстве
с
развитием
и
формированием личности.
Характер формируется в результате активного взаимодействия личности
со средой. Среда оказывает решающее воздействие на характер, который в
свою очередь влияет на проявление природных свойств личности. Человек,
познавший законы внешнего мира, может изменять обстоятельства жизни и
своё поведение. Поэтому неверно говорить о фатальной предопределённости
характера.
У
у/о
детей
имеется
ряд
анатомо-физиологических
предпосылок,
влияющих на формирование характера. Так, например, у них наблюдаются
такие
нарушения
высшей
нервной
деятельности,
как
слабость
нервных
процессов, их неуравновешенность, нарушение пластичности и подвижности
нервной
системы.
Кроме
этого,
у
них
можно
отметить
нарушения
эндокринной
системы,
наличие
текущих
психических
заболеваний,
нарушение
моторики
и
т.д.
Эти
особенности
определённым
образом
сказываются на формировании и проявлениях характера.
Определённое воздействие на характер у/о детей оказывает наличие
текущего
заболевания.
Так,
например,
у
эпилептиков
могут
наблюдаться
такие черты, как скупость, злопамятность. К более старшему возрасту у них
начинают
обнаруживаться
такие
черты
характера,
как
педантичность,
подхалимство, угодничество. Наряду с этим, может проявляться мелочность.
У
детей
с
гидроцефалией
наблюдаются
лживость,
раздражительность,
отсутствие целеустремлённости в действиях, поступках.
Встаёт
вопрос
о
том,
какую
роль
играет
болезнь
в
проявлении
и
формировании
паталогических
черт
характера,
насколько
эти
черты
неизбежны.
Можно
отметить,
что
болезнь
создаёт
определённые
особенности
динамики нервных процессов. Она является одним из важных условий жизни
ребёнка, к которым он как-то приспосабливается. Так, например, эпилептик
после тяжёлых припадков страдает западениями памяти. Подобные ситуации
приучают его держать свои вещи в определённых местах. Это явление может
способствовать
формированию
у
него
аккуратности,
доходящей
до
болезненной педантичности. Припадки у детей-эпилептиков часто служат
поводом для насмешек со стороны товарищей. Это приводит к тому, что
эпилептик ищет со стороны взрослого определённого покровительства. А
чтобы
заслужить
его,
начинает
заискивать,
подхалимничать,
что
в
определённых условиях становится чертой характера. Вместе с тем, желая
возместить свою обиду, эпилептик злобно относится к более младшим и
слабым. Это в свою очередь приводит к формированию таких черт характера,
как мстительность, злобность, злопамятность.
Если в процессе воспитательной работы устранить указанные выше
ситуации, то отрицательных черт характера может не возникнуть. Отсюда
вывод-
отрицательные
черты
характера,
связанные
с
определёнными
заболеваниями,
не
являются
фатально
неизбежными.
Решающую
роль
в
формировании характера играют воспитание, условия жизни в конкретной
обстановке.
Характер-это
целостное
образование,
система
свойств
личности.
Определить структуру характера- значит выделить основные компоненты или
свойства,
установить
обусловленные
ими
специфические
черты
в
их
отношениях и взаимодействии. Структуру характера нужно рассматривать
всесторонне,
в
различных
взаимосвязях,
в
развитии,
в
зависимости
от
условий жизни и воспитания.
В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущее
место
занимает
система
убеждений.
Убеждённость
определяет
принципиальность
поведения
человека,
его
непреклонность
в
борьбе,
уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдаёт свои
силы,
позволяет
ему
правильно
соотносить
личное
и
общественное,
определять своё поведение.
Формирование мировоззрения и убеждений у учащихся коррекционной
школы является очень трудным делом. Однако правильное воспитание и
обучение
у/о
школьников
в
благоприятных
социальных
условиях
даёт
возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и
сделать его достаточно устойчивым. Когда говорят о характере, имеют ввиду
и сложившиеся качества ума: гибкость ума, глубину анализа и т.д. Все эти
качества ума не достигают у у/о того уровня развития, которое отмечается у
их здоровых сверстников. Но в процессе правильно построенной учебно-
воспитательной работы они приобретают и постепенно совершенствуют эти
качества.
В структуре характера занимают определённое место потребности и
интересы.
В
зависимости
от
преобладающих
потребностей
и
интересов
складывается своеобразный характер человека. Преобладание потребностей в
труде,
общественных
интересов
в
структуре
характера
определяет
общественно ценный, цельный и активный характер личности.
У
у/о
детей
наблюдается
определённая
дисгармония
в
развитии
элементарных и высших потребностей. В силу присущих им особенностей
какое-то время преобладают элементарные и физиологические потребности,
например, в еде. Раз возникнув, они приобретают большую побудительную
силу.
Это
происходит
вследствие
недостаточной
развитости
духовных
потребностей и отсутствия личностной оценки переживаний и действий. Но
и
здесь,
под
влиянием
целенаправленного
учебно-воспитательного
воздействия
возможен
существенный
прогресс,
т.е.
установление
правильного
соотношения
между
духовными
и
элементарными
потребностями и интересами. В конце концов, удаётся добиться того, что
преобладающими становятся духовные потребности.
Существенное место в структуре характера занимают чувства, которые
представляют
собой
эмоциональные
отношения
к
различным
сторонам
природной
и
социальной
жизни.
Незрелость
личности
у/о
детей,
обусловленная в первую очередь особенностями развития их потребностей и
интеллекта, проявляется в ряде особенностей их эмоциональной сферы. Так,
например, слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что
у
учащихся
коррекционных
школ
с
опозданием
и
трудом
формируются
высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности и т.д.
Такие чувства могут быть воспитаны у у/о детей в процессе специальной
воспитательной работы.
Стержнем
сформированности
положительного
характера
являются
морально-волевые качества личности.
О т меч а е мы е
у
у/о
д е т е й
о с обе нно с т и
проя вле ний
в о л и
(безынициативность
и
безудержность,
внушаемость
и
упрямство
и
т.д.)
являются выражением незрелости личности. Сущностью этой незрелости
является опять-таки недоразвитие духовных потребностей. Следовательно,
развитие этих потребностей-путь к формированию воли.
Одним из путей формирования положительных черт характера у у/о
учеников является воспитание у них положительных привычек.