Напоминание

Особенности характера детей с ОВЗ, имеющих недостатки интеллектуального развития, и пути преодоления сложностей.


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Особенности характера детей с ОВЗ, имеющих недостатки интеллектуального развития, и пути преодоления сложностей.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности характера детей с ОВЗ, имеющих недостатки

интеллектуального развития, и пути преодоления сложностей.

Термин «характер», означающий « черта, примета, признак, особенность»,

введён

в

обиход

древнегреческими

учёными.

В

характере

выражаются

индивидуальные,

ярко

выраженные

психологические

черты

человека,

влияющие

на

его

поведение,

поступки.

Кроме

того,

характер-это

сложившиеся особенности социального поведения человека. Он отражает

уклад жизни личности в социальной группе и проявляется, прежде всего, в

отношениях к людям, к окружающей действительности, к порученному делу.

Различные

отношения,

способы

действий

и

поведения

формируются

в

процессе познания окружающей действительности, деятельности личности,

воспитания

и

самовоспитания.

Характер

зависит

от

разнообразия

деятельности, круга впечатлений.

В

формировании

характера

определённую

роль

играет

природная

организация

человека.

По

наследству

человек

получает

особенности

строения

мозга,

рецепторных

аппаратов,

двигательных

органов,

ряд

функциональных свойств нервной системы, в том числе её бОльшую или

меньшую пластичность и подвижность.

В

процессе

развития

анатомо-физиологические

задатки

могут

подвергаться

определённым

изменениям,

т.е.

в

единстве

с

развитием

и

формированием личности.

Характер формируется в результате активного взаимодействия личности

со средой. Среда оказывает решающее воздействие на характер, который в

свою очередь влияет на проявление природных свойств личности. Человек,

познавший законы внешнего мира, может изменять обстоятельства жизни и

своё поведение. Поэтому неверно говорить о фатальной предопределённости

характера.

У

у/о

детей

имеется

ряд

анатомо-физиологических

предпосылок,

влияющих на формирование характера. Так, например, у них наблюдаются

такие

нарушения

высшей

нервной

деятельности,

как

слабость

нервных

процессов, их неуравновешенность, нарушение пластичности и подвижности

нервной

системы.

Кроме

этого,

у

них

можно

отметить

нарушения

эндокринной

системы,

наличие

текущих

психических

заболеваний,

нарушение

моторики

и

т.д.

Эти

особенности

определённым

образом

сказываются на формировании и проявлениях характера.

Определённое воздействие на характер у/о детей оказывает наличие

текущего

заболевания.

Так,

например,

у

эпилептиков

могут

наблюдаться

такие черты, как скупость, злопамятность. К более старшему возрасту у них

начинают

обнаруживаться

такие

черты

характера,

как

педантичность,

подхалимство, угодничество. Наряду с этим, может проявляться мелочность.

У

детей

с

гидроцефалией

наблюдаются

лживость,

раздражительность,

отсутствие целеустремлённости в действиях, поступках.

Встаёт

вопрос

о

том,

какую

роль

играет

болезнь

в

проявлении

и

формировании

паталогических

черт

характера,

насколько

эти

черты

неизбежны.

Можно

отметить,

что

болезнь

создаёт

определённые

особенности

динамики нервных процессов. Она является одним из важных условий жизни

ребёнка, к которым он как-то приспосабливается. Так, например, эпилептик

после тяжёлых припадков страдает западениями памяти. Подобные ситуации

приучают его держать свои вещи в определённых местах. Это явление может

способствовать

формированию

у

него

аккуратности,

доходящей

до

болезненной педантичности. Припадки у детей-эпилептиков часто служат

поводом для насмешек со стороны товарищей. Это приводит к тому, что

эпилептик ищет со стороны взрослого определённого покровительства. А

чтобы

заслужить

его,

начинает

заискивать,

подхалимничать,

что

в

определённых условиях становится чертой характера. Вместе с тем, желая

возместить свою обиду, эпилептик злобно относится к более младшим и

слабым. Это в свою очередь приводит к формированию таких черт характера,

как мстительность, злобность, злопамятность.

Если в процессе воспитательной работы устранить указанные выше

ситуации, то отрицательных черт характера может не возникнуть. Отсюда

вывод-

отрицательные

черты

характера,

связанные

с

определёнными

заболеваниями,

не

являются

фатально

неизбежными.

Решающую

роль

в

формировании характера играют воспитание, условия жизни в конкретной

обстановке.

Характер-это

целостное

образование,

система

свойств

личности.

Определить структуру характера- значит выделить основные компоненты или

свойства,

установить

обусловленные

ими

специфические

черты

в

их

отношениях и взаимодействии. Структуру характера нужно рассматривать

всесторонне,

в

различных

взаимосвязях,

в

развитии,

в

зависимости

от

условий жизни и воспитания.

В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущее

место

занимает

система

убеждений.

Убеждённость

определяет

принципиальность

поведения

человека,

его

непреклонность

в

борьбе,

уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдаёт свои

силы,

позволяет

ему

правильно

соотносить

личное

и

общественное,

определять своё поведение.

Формирование мировоззрения и убеждений у учащихся коррекционной

школы является очень трудным делом. Однако правильное воспитание и

обучение

у/о

школьников

в

благоприятных

социальных

условиях

даёт

возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и

сделать его достаточно устойчивым. Когда говорят о характере, имеют ввиду

и сложившиеся качества ума: гибкость ума, глубину анализа и т.д. Все эти

качества ума не достигают у у/о того уровня развития, которое отмечается у

их здоровых сверстников. Но в процессе правильно построенной учебно-

воспитательной работы они приобретают и постепенно совершенствуют эти

качества.

В структуре характера занимают определённое место потребности и

интересы.

В

зависимости

от

преобладающих

потребностей

и

интересов

складывается своеобразный характер человека. Преобладание потребностей в

труде,

общественных

интересов

в

структуре

характера

определяет

общественно ценный, цельный и активный характер личности.

У

у/о

детей

наблюдается

определённая

дисгармония

в

развитии

элементарных и высших потребностей. В силу присущих им особенностей

какое-то время преобладают элементарные и физиологические потребности,

например, в еде. Раз возникнув, они приобретают большую побудительную

силу.

Это

происходит

вследствие

недостаточной

развитости

духовных

потребностей и отсутствия личностной оценки переживаний и действий. Но

и

здесь,

под

влиянием

целенаправленного

учебно-воспитательного

воздействия

возможен

существенный

прогресс,

т.е.

установление

правильного

соотношения

между

духовными

и

элементарными

потребностями и интересами. В конце концов, удаётся добиться того, что

преобладающими становятся духовные потребности.

Существенное место в структуре характера занимают чувства, которые

представляют

собой

эмоциональные

отношения

к

различным

сторонам

природной

и

социальной

жизни.

Незрелость

личности

у/о

детей,

обусловленная в первую очередь особенностями развития их потребностей и

интеллекта, проявляется в ряде особенностей их эмоциональной сферы. Так,

например, слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что

у

учащихся

коррекционных

школ

с

опозданием

и

трудом

формируются

высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности и т.д.

Такие чувства могут быть воспитаны у у/о детей в процессе специальной

воспитательной работы.

Стержнем

сформированности

положительного

характера

являются

морально-волевые качества личности.

О т меч а е мы е

у

у/о

д е т е й

о с обе нно с т и

проя вле ний

в о л и

(безынициативность

и

безудержность,

внушаемость

и

упрямство

и

т.д.)

являются выражением незрелости личности. Сущностью этой незрелости

является опять-таки недоразвитие духовных потребностей. Следовательно,

развитие этих потребностей-путь к формированию воли.

Одним из путей формирования положительных черт характера у у/о

учеников является воспитание у них положительных привычек.



В раздел образования