"Приёмы и методы логопедической работы при тахилалии."
Автор: Игошина Ирина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МА ДОУ № 241 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Статья Тема: "Приёмы и методы логопедической работы при тахилалии." Раздел: среднее профессиональное
В мае 2017 года ко мне обратилась молодая женщина 36 лет. С жалобами на
невнятность речи, ускоренный темп речи, использование слов «паразитов»
- «У меня серьезная проблема. Я говорю так, что люди меня не понимают и
переспрашивают. Не могу сформулировать мысль а мысли бегут, бегут,
бегут ... а я не могу это все сказать, и говорю, пытаюсь...»
Мной был поставлен диагноз «Тахилалия», три месяца мы занимались
коррекционной работой. Хочу рассказать о тех приёмах и методах, которые
мы применяли в работе.
Тахилалия — форма нарушения устной речи, выражающаяся в
патологически быстром темпе речи. При тахилалии больной произносит
около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный
темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском)
слогов, не замечаемым говорящим.
Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского,
психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с
тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия,
специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный
массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.
Тахилалия часто сопровождается нарушениями обшей моторики,
вегетативной нервной системы, лексических процессов, эмоционально —
волевой сферы.
Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих
движений:
— замедления их темпа;
— тренировки координации;
— формирования ритмичности, плавности.
Полезны регулярные спортивные нагрузки, традиционные общеукрепляющие
процедуры (физиотерапия, закаливание и др.) в сочетании с
рекомендованными врачом медикаментозными средствами, консультации
психотерапевта. Важно обратить внимание на режим дня и спокойный
сон. Параллельно необходимо выполнять специальные упражнения на
тренировку зрительного, слухового, речевого внимания, памяти, логики
мышления.
Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:
— медленного, плавного, ритмичного дыхания;
— правильного голосоведения;
— ритмического чтения в небыстром темпе;
— плавного, «чистого», «безошибочного» письма;
— спокойной:, внятной, упорядоченной речи с правильным;
интонированием, паузацией и установкой логических
ударений;
— нового общего и речевого поведения в коллективе;
— внимания к речи, преодоления трудностей в выборе
слов и выражении своих мыслей.
На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения
речи. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех
других психомоторных процессов. Предлагается замедлить все движения,
скорость течения ассоциативных рядов, реакции на внешнюю среду, все
поведение в целом. Так как при устранении тахилалии рекомендуется
использовать методики по коррекции заикания с соответствующими
изменениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. То работу по
усвоению медленного темпа речи мы начинали с мышечного расслабления.
Каждое занятие мы начинали с аутогенной тренировки, которую мы
проводили в основном по методике Арутюнян.
Наступление состояния полного покоя, мы соединяли со словом (символом)
«пять». Новое психическое самоощущение, возникшее после аутогенной
тренировки, связывается вначале только со слогом, состоящим из одной
гласной, а затем из согласных и гласных. После произнесения каждого слога
пауза заполняется полным расслаблением и спокойствием становится в
сочетании с формулами аутогенной тренировки как бы «микродозой
валерианы», которую пациент регулярно получает в течение всего занятия и
во время домашних тренировок.
На фоне расслабления и спокойствия, связываемого со словом «пять»,
произносится каждый речевой отрезок (в данном случае слог). После чего
снова сигнал к расслаблению и спокойствию. Голова, руки, плечи при этом
должны действительно расслабляться (см. актерское упражнение «Вешалка»,
описанное Станиславским). И так в начале и конце каждого слога. Такой
утрированный прием совершенно необходим на первых порах, так же как и
контрасты: напряжение расслабление. Со временем остается память об
умении и необходимости спокойно включаться в речь, расслабляться в паузе.
Эта память, наработанная с помощью сознательного контроля и
суммирующая ощущения многократно исполненных упражнений,
накрепко завязанная с условно-рефлекторным опорным словом («пять»),
является наиболее прочной.
Следующий шаг - включение непринужденного, легкого голосоизвлечения
на фоне обретённого спокойствия. В ходе соответствующих тренировок при
слове «пять» произносятся вначале отдельные звуки, затем слоги, слова,
синтагмы. Такие упражнения помогают нам объединить звукоизвлечение с
состоянием спокойствия. Затем остается решить главную задачу - ввести это
состояние в спонтанную речь, «пропитать» ее спокойствием, сформировать
рефлекс спокойствия.
В речи людей, страдающих тахилалией, как правило, недостаточно
представлен низкий голос с грудным звучанием (нижнерёберное дыхание), а
также участие головных и грудных резонаторов. Крайне неэффективно
задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает
нагрузку на голосовые связки.
На фоне мышечного расслабления проводятся упражнения по развитию
нижнерёберного дыхания и нижних резонаторов. Для этого следует положить
руку на пресс, сделать глубокий вдох. Следить за тем, чтобы плечи не
поднимались, а передняя стенка живота шла вперед, наружу.
Выдох должен быть максимально долгим. Во время выдоха нужно, чтобы
ребра возвращались в первоначальное положение постепенно. Живот слегка
подтягивался.
Вот несколько упражнений, которые можно при этом выполнять.
— Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).
— Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный
выдох (ф! ф! ф…).
— Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через
«трубочку» с усилением в конце (у…у! у!).
— Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в
конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
— Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с
усилением в конце с голосом (м…м! м!).
— Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце
переходящий в плавный выдох (м! м! м…).
— Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с! ).
— Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий
в плавный выдох (с! с! с…).
— Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш…
ш! ш!).
— Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце
произнесения (ш! ш! ш…).
Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное
звучание и сформировать длительный экономный выдох.
В процессе работы над звуком мы убеждались, что использование низкого, а
затем среднего голосовых регистров ведет не только к голосовой свободе, но
и к красоте звучания.
Известно, что хорошая дикция требует согласованной и четкой работы всех
органов артикуляции. Малоподвижность любого из них влечет за собой
неясность и невнятность произношения. Очень часто это происходит при
наличии у человека зажимов нижней челюсти. Нижняя челюсть у людей с
тахилалией, как правило, зажата, а зажатая челюсть ведет к зажимам гортани
и мышц шеи.
Справиться с этим поможет следующие упражнения
— голову опускаем чуть-чуть вниз, делаем зевок, зеваем А - А – А – А
озвучиваем свой выдох.
— голову опускаем чуть-чуть вниз, на улыбке вдох и выдыхаем говорим
басом И – И – И –И
— голову опускаем чуть-чуть вниз, делаем вдох животом, плечи опущены,
имитируем вьюгу У – У – У – У, тихо – громко.
Также мы использовали метод искусственной локальной контрастотермии,
который применяется для уменьшения спастичности мышц
артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической
мускулатуры. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии
низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных (термомассаж)
агентов. В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка
или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой
трав.
Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять
поочередно или избирательно. Существуют различные варианты их
применения:
только гипотермия (криомассаж),
только гипертермия (тепломассаж),
гипотермия, затем гипертермия,
попеременное использование крио- и теплоаппликаций.
Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим
образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы
артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую
мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру).
При воздействии ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой
салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края
языка).
Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса
суммарно от 2 до 7 мин (время экспозиции увеличиваем постепенно).
Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон
криовоздействия от 5 до 20 с. Курс лечения составляет 15 — 20 сеансов,
проводимых ежедневно.
В целях обучения правильной артикуляции звуков можно попросить слегка
надавить на щеки так, чтобы кончики пальцев прошли между зубами и
подбородок опустился. В этом положении пропеваются гласные звуки.
Усилить впечатление от правильного звучания, можно привлекая внимание к
тому, как плохо, тяжело звучат гласные звуки, когда рот недостаточно широко
открыт. Перед началом пения логопед дает настройку: пример правильно
спетого звука. В результате многократного повторения упражнений
закрепляется правильная манера артикуляции для свободного
звукоизвлечения. При свободной артикуляции с расслабленной нижней
челюстью и голос звучит свободно.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигаю в процессе
работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно
известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально
четкого, быстрого. В случае работы при тахилалии - максимально четкого.
Одновременно с описанной выше работой мы начинали обучение мягкой
атаке звука – начать звук мягко, аккуратно, как - бы осторожно, легко. Для
этого использовали упражнения, предложенные В. Огородновым. Следуя его
методике, тренировку мягкой голосопередачи начинали с гласного «у», затем
усвоенный навык переносили на другие гласные звуки. Голосоподача
начинается из состояния без артикуляции, всегда сопровождается плавным
движением руки, которая управляет силой звучания.
В ходе этой работы мы произносили звук ниже или выше, тише или
громче. Учили по-разному распределять звуки в пространстве, направлять их
то дальше, то ближе. Все это закладывает фундамент будущей выразительной
речи.
Работая над голосом, необходимо помнить о тесной взаимосвязи речевой и
певческой функции. Используя пение в коррекционной работе, можно
добиться легкости и непринужденности звукоизвлечения, а затем перенести
эти навыки в речь. Во время пения следует постоянно следить за положением
рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался
рот. Вначале слова песни пропеваются, а затем произносятся без мелодии
(говорим как поем). Причем петь и проговаривать можно не только песни, но
и отдельные фразы, маленькие сказки и рассказы, создавая собственную
мелодию.
На занятиях использовались:
— речевая зарядка - счетные упражнения в замедленном темпе;
— логоритмика - речевые задания на координацию слова с движением и
музыкой;
— речевые упражнения под такт, воспитывающие чувство ритма;
— произнесение стихов и фраз под неторопливую музыку.
При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность
мышления. Этому также уделяли большое внимание. Это была работа над
редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы
намеченному содержанию.
Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с
произвольной установкой на ту или иную длину, детализацию пересказа;
упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.
Подобные упражнения развивают логичность мышления и одновременно
позволяют тренироваться в неторопливом темпе речи.
После того как навык неторопливой речи стал прочным, мы упражнялись в
нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.
Обращали внимание на то, что повествовательная интонация достигается
путём сильного понижения голоса на ударном слоге последнего слова
синтагмы (относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи). При
этом гласные ударного слога произносятся более длительно и мускульной
напряженностью артикуляции. Работа по отработке навыка синтагмирования
(деления фразы на части), начинается на материале громкого чтения. Сначала
образец чтения дает логопед, затем читали сопряжено, отраженно, с
последующим анализом. Следует отметить необходимость постепенного
усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в
соответствии с лингвистическими закономерностями. Это вело к выработке
способности самостоятельно говорить с соблюдением пауз и логических
акцентов.
Для людей с тахилалией важно учиться слышать себя, слышать слова,
которые они произносят. Мы пробовали медленно произнести слово,
например, своё имя, и услышать его звучание. Потом – словосочетание,
предложение. Вдумываться, визуализировать, испытывать удовольствие от
того, как вы это делаете, от артикуляции, звука, смысла, фантазии.
На заключительном этапе проводилась работа над письменной речью, чтение
про себя и, наконец, - публичное выступление. Выступление записывалось на
диктофон, прослушивалось, анализировалось нами по содержанию и
внешнему оформлению.
Тахилалия имеет тенденцию к возвращению, поэтому после окончания курса
занятий необходимо очень внимательно следить за речью. Нужно беречь
приобретенные навыки. Работа эта кропотлива и требует выдержки и
терпения. Необходимо проявлять упорство и настойчивость. И тогда дикция
будет работать на вас и служить примером для других.