Автор: Сарайкина Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 20"
Населённый пункт: г.о.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Форма контроля - тестирование"
Раздел: полное образование
Форма контроля – тестирование
(Из опыта работы учителя математики Сарайкиной Ирины Александровны
МОУ «Гимназия № 20» г.о Саранск, Республики Мордовия)
В
условиях
разнообразных
инновационных
типов
учебных
заведений
(лицеи,
колледжи, школы - комплексы, и др.) должна обеспечиваться целостность и системность,
вариативность
и
вариантность,
профильная
и
уровневая
дифференциация
процесса
обучения.
Учитывая
вариативность
учебников
и
программ
по
математике,
учитель
призван снять главное противоречие в построении содержания образования, состоящее в
том, что поток новых знаний и информации непрерывно возрастает, а время на их
усвоение остается неизменным. Следовательно, учитель математики должен уметь решать
две проблемы, связанные с методикой построения содержания учебного материала:
•
не расширяя его объем, дать учащимся весь необходимый запас знаний;
•
обеспечить формирования методов мышления, позволяющих учащимся применять
накопленные знания и получать новые.
Базисом
любого
школьного
предмета,
в
том
числе
и
математики,
является
понятийный
аппарат.
Поэтому
результативность
обучения
диктуется
уровнем
его
сформированности у учащихся. В дидактическом отношении эта проблема распадается на
две взаимосвязанные задачи:
•
обеспечить освоение содержательной (предметной) стороны каждого изучаемого
понятия;
•
обеспечить освоение логической структуры каждого понятия, его определения.
Решение
этих
задач
предполагает
использование
эффективных
форм
контроля
качества знаний и способов деятельности.
Существуют различные формы проверки знаний и умений учащихся на уроках
математики:
устный
опрос,
текущие
самостоятельные
контрольные
работы,
математические диктанты, тестирование.
Под
тестированием
понимается
испытание
для
выявления
свойств
объекта,
применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов.
Тестирование, как и всякая форма контроля, имеет ряд недостатков:
•
большая вероятность выбора ответа наугад;
•
проверка
лишь
результатов
действий,
невозможность
проследить
логику
рассуждений учащихся.
Но,
тем
не
менее,
перечисленные
аспекты
не
умаляют
достоинства
самого
тестирования, которое является одним из актуальных форм контроля качества знаний
учащихся.
Поэтому,
я
всё-таки
считаю,
что
тестовый
контроль
обеспечивает
одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию
для
подготовки
к
каждому
уроку,
дисциплинирует
их,
а
также
способствует
накопляемости оценок. Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с
учениками.
Правильно
оформленный
тест
развивает
у
детей
добросовестность
и
аккуратность. Использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.
В своей практике при разработке тестов и организации тестового контроля я
опираюсь на следующую классификацию:
•
реконструктивно-вариативное тестирование;
•
эвристическое;
•
творческое.
Реконструктивно-вариативное
тестирование
характеризуется
заполнением
пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических
определений,
правил.
Оно
относится
к
тестам
со
свободным
выбором
ответа
и
направленно на проверку прочности овладения обязательным материалом, пониманием
смысла
изученного
на
уровне
воспроизведения.
Реконструктивно-вариативное
тестирование позволяет учителя определить сформированность речевой математической
культуры учащихся и выявить уровень овладения понятийным аппаратом.
Суть эвристического тестирования заключается в установлении истинности или
ложности утверждений, правильности формулировок определений, теорем. Данный вид
тестирования относится к серии альтернативных тестов, в которых предполагается лишь
два ответа для выбора «верно» - «неверно». С их помощью проверяется понимание
изученного в основном на продуктивном уровне, т.е. определяется готовность учащихся
рассуждать,
делать
выводы,
подводить
конкретный
факт
под
общее
положение,
обосновывать правильность действий на основе общих правил, свойств, теорем.
Творческое
тестирование
характеризуется
выбором
единственно-правильного
ответа из целого рядя предположенных вариантов. В тестах такого типа содержится как
правило не менее трех вариантов ответов. При их составлении учитывается типичные
ошибки учеников. Использование таких тестов позволяет проверить готовность учащихся
применить
учебный
материал.
Задания
этого
вида
рассчитаны
на
творческую
деятельность
учащихся,
логическое
мышление
при
выборе
правильного
ответа.
В
основном это геометрические тесты, в которых нужно обосновать выбор правильного
ответа и ошибочность других.
При разработке и подборе тестового материала я использую печатные издания,
консультируюсь со школьным психологом, учитываю уровень подготовки класса.
В зависимости от цели, содержания и прогнозируемого результата в процессе
занятий на уроке математике, я применю индивидуальные, фронтальные и групповые
формы тестирования.
При
использовании
такой
формы
контроля,
как
тестирование,
учителю
необходимо:
•
продумать цель, время и вид тестирования;
•
определить вид работы: выполнение заданий продуктивного и репродуктивного
характера, либо знаний на повторение.
•
продумать и определить методику устранения у учащихся, возможных затруднений
в
ходе
выполнения
заданий,
а
также
способ
быстрой
проверки
полученных
результатов.
Любая
деятельность
предполагает
наличие
мотивационно-целевого,
содержательно-процессуального и оценочно-результативного компонента. Однако, очень
часто
в
процессе
обучения
действует
принцип
«учи
все,
а
что-то
из
этого
будет
проверено»,
который
неприемлем,
недоступен
многим
ученикам,
убивает
всякий
раз
интерес к работе, мешает активному сознательному учению. Поэтому, изучая новую тему,
учащиеся
должны
получать
общее
представление
о
комплексе
задач,
содержании
деятельности и результатов, к которым должны стремиться.
Я считаю, что тестирование позволяет решать следующий комплекс задач:
•
проверка обязательных результатов обучения для каждого ученика;
•
обозримость и доступность знаний;
•
тщательная
отработка
учащимися
умений
и
навыков,
выполнение
которых
будет обязательно проверена;
•
экономии
учебного
времени,
затрачиваемого
на опрос и
личного
времени,
направленного на проверку результатов, выполненной учащимися работы;
•
проверка большого объема изученного материала малыми порциями;
•
проверка глубины усвоения материала;
•
повышение
качества
обучения
при
самоконтроле,
т.е.
математической
подготовки основной массы учеников.
Результат
выполнения
тестов
оценивается
количеством
баллов
по
каждому
заданию.
Выбирается
система
оценок,
соответствующая
определенному
количеству
баллов в зависимости от сложности задания.
Такое понимание тестирования, как многогранного процесса, дает возможность
выявлять
необходимые
знания
из
любой
предметной
области
и
рассматривать
их
в
совокупности
как
процесс
педагогический
(соответствующий
целям
обучения),
психологический
(способствующий
развитию
у
учащихся
«культуры
мыслительной
работы»),
предметный
(способствующий
изучению,
закреплению
и
повторению
теоретического
материала),
методологический
(способствующий
установлению
логических связей между различными понятиями).
Я считаю, что контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты,
как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При
составлении тестов можно придерживаться определенного алгоритма:
1.Определение целей тестирования:
- оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
- проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;
- проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
- умение находить сходства и различия;
- умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах;
- знание правил методик;
- понимание концепций, теорий и т.д.
2.Определение вида контроля:
•
входной (установочный),
•
промежуточный,
•
тематический,
•
рубежный,
•
итоговый.
3.Выбор формы
тестового
задания,
который
зависит
от целей
тестирования
и
содержания.
Выделяется два типа тестов:
а)Закрытые, где есть готовые ответы: выбрать правильный ответ из 2,3,4 предоставленных
альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление
последовательности.
б)Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать самостоятельно
дополнить, закончить, составить.
4.Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и
ключ (ответ который находиться у учителя).
5.Инструкция, определяющая характер интеллектуальной деятельности учащихся,
должна быть чёткой, понятной для выполнения:
- дополнить, вписать, заполнить, закончить...;
- упорядочить по величине;
- установить соответствия;
- установить правильную их последовательность;
- определить истинность (ложность) утверждений.
6.При
формулировке
теста
задания
необходимо
придерживаться
следующих
методических советов:
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми;
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек;
- избегать таких слов как "иногда", "часто", "обычно" в правильных утверждениях и слов "
всегда", "иногда", "невозможно" в неправильных;
- располагать тесты по возрастанию трудности;
- каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те,
кто хорошо усвоил материал;
- задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а
число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом
типичных ошибок, допускаемых учащимися;
- правильные ответы должны распределяться в случайном порядке;
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
- ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
7.Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию,
степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материал проверяемой
темы.
8.Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности:
Уровень
1
-
задания,
рассчитанные
на
усвоение
основных
понятий,
на
простое
отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень 2 - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют
умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень
3
-
задания,
требующие
творческого
исполнения
приобретенных
знаний
и
позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
9.Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях:
•
узнавания и воспроизведения,
•
применения в знакомой ситуации,
•
применения в новой ситуации или творческого применения.
Такая
дифференциация
требований
к
учащимся
на
основе
достижения
всеми
обязательного
уровня
подготовки
поможет
создать
основу
для
разгрузки
слабых
учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к
учебе.
Результативность
в
процессе
обучения
во
многом
зависит
от
тщательно
отработанной методики контроля знаний. От того, как организован текущий контроль,
обеспечивающий
обратную
связь
«учитель
–
ученик
–
учитель»,
зависит
результат
учебной деятельности учащихся, воспитание у них правильной самооценки и чувства
ответственности. В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые
побуждают
к
творческой
деятельности.
На
протяжении
пяти
лет
я
наряду
с
традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволяет
активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного
большинства
детей,
следовательно,
оказывают
стимулирующее
действие.
Этот
метод
контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого
переключения
с
одной
задачи
на
другую,
обдумывания,
самостоятельности,
а
это
значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес,
вырабатывает
внимательность,
заставляет
систематически
готовиться
к
учебным
занятиям. Как следствие улучшается качество ЗУН учащихся.
Необходимость
использования
тестов
стала
наиболее
актуальной
в
связи
с
введением ОГЭ и ЕГЭ. И мне кажется, что эффективность работы повышается, если
учитель начинает готовить учащихся к экзамену как можно раньше, чтобы навык работы с
тестами был отработан до автоматизма.
Поэтому, адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие
успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 классе, ОГЭ в 9 классе.
Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с
традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в
обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке
как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается
стремление
к
творческой
активности. Ребята
ждут
новых
интересных заданий,
сами
проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в
классе:
учащиеся
не
боятся
ошибок,
анализируют
их
и
стремятся
исправить,
что
побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.