Автор: Сычева Александра Евгеньевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: ГБУДО ДШИ "ЦЕНТР"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфические требования и некоторые трудности при отборе детей для обучения в хореографические школы и школы искусств"
Раздел: дополнительное образование
СТАТЬЯ
На тему: «Специфические требования и некоторые трудности при
отборе детей для обучения в хореографические школы и школы
искусств».
Преподаватель А.Е. Сычева
Для
успешного
обучения
хореографическому
искусству
необходимо
хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей
тела. Симметричные черты лица, удлинённая, подвижная шея, красивая линия
плеч и предплечий, тонкая кисть и пальцы, руки – при опущенных руках, конец
среднего
пальца
находится
на
середине
бедра
или
чуть
ниже,
прямой
позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная
грудная
клетка,
красивая
линия
ног
с
продолговатыми
мышцами.
Особое
внимание
требует
стопа,
так
как
это
наиболее
нагружаемая
часть
тела.
Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы
равны по длине и длиннее 4 и 5 пальцев. Стопа должна быть узкая с разворотом
наружу.
Правильно
определить
способности
и
возможности
детей
довольно
сложно. На вступительных экзаменах преподавателю надо увидеть в ребёнке
потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-
либо умений и способностей, данных природой от рождения. Нужно отследить и
определить
хорошие
физические
и
хореографические
данные
в
ребёнке,
эмоциональную
насыщенность
образов,
крепкую
память
и
воображение.
Одарённость и труд, труд и талант в тесной связи между собой.
В связи с особыми требованиями, предъявляемыми к детям в освоении
учебной программы хореографического отдела школ искусств, нужно пройти
вступительные экзамены. Специфические особенности отбора детей на обучение
в хореографические школы и школы искусств несколько отличаются, чем в
хореографические
училища,
в
которых
готовят
артистов
балета.
В
хореографических училищах проходят вступительные экзамены в три тура:
1.
Физические и сценические данные.
2.
Медицинские требования.
3.
Танцевальность.
Учебный процесс на хореографическом отделении детских школ искусств
имеет ряд сходств с учебным процессом профессионального учебного заведения
(хореографического училища):
- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения;
-
наличие
в
учебном
плане
комплекса
специальных
дисциплин,
фундаментом которого является предмет «классический танец»;
- строгая последовательность в овладении хореографической лексикой и
программами по учебным предметам;
-
системность
занятий,
обеспечивающих
постепенность
в
развитии
природных данных и способностей учащихся.
Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – это
эстетическое
воспитание
средствами
танца,
то
обучение
здесь
доступно
значительно
большему
кругу
детей
и
подростков,
чем
в
хореографическом
училище.
Поэтому
принцип
отбора
по
приёму
детей
имеет
специфические
черты.
В
сравнении
с
хореографическим
училищем
на
хореографических
отделениях и в школах искусств учебный план отличается:
- меньше объем изучаемого материала;
-
ниже
уровень
требований
к
способностям
и
физическим
данным
учащихся;
- значительно меньше недельная нагрузка;
-
более
дифференцированный
подход
к
различным
группам
учащихся,
требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с
учетом возможностей каждого конкретного класса.
Главной
задачей
в
хореографических
учебных
заведениях
является
освоение учебных программ. В настоящее время различают три программы:
1.
Общеразвивающая программа.
2.
Общеобразовательная программа.
3.
Предпрофессиональная
программа.
(углубленное
изучение
отдельных предметов).
В основе этих трех программ лежит главная задача - освоение
хореографии как вида искусства. В учебный план входят предметы: «Ритмика»,
«Танец», «Гимнастика», «Классический танец», «Народно – сценический танец»,
«Слушание
музыки»,
«Подготовка
концертных
номеров»,
«История
хореографического
искусства». Существует вариативная часть, где педагог на
своё усмотрение, в средних или старших классах, может включить в учебный
процесс
отдельные
предметы:
«Историко
–
бытовой
танец»,
«Современный
танец».
Отличительной особенностью этих программ является уровень требований
и усложнённости в процессе обучения. Соответственно и требования к отбору
детей разные. Существуют критерии отбора по приёму детей для обучения по
разным учебным программам. Предпрофессиональная программа требует более
тщательного отбора детей, так как требования к учебному процессу имеют ряд
сходств профессионального учебного заведения (хореографического училища).
Предмет
«Классический
танец»
по
праву
считается
главным
в
образовательном
процессе
хореографического
искусства.
Это
длительный
и
многоступенчатый процесс, образующий собой некую систему, состоящую из
ряда
взаимодействующих
компонентов,
в
качестве
которых
выступают
общефизическая и профессиональная подготовка, музыкальное и эстетическое
воспитание.
Эволюция классического танца сопровождается ростом сложности техники
танца.
Отсюда
все
возрастающие
требования
к
профессиональному
отбору
детей, поступающих в различного уровня хореографические учебные заведения.
Какие
бы
новшества
ни
привносило
в
хореографию
время,
какие
бы
современные направления ни появлялись в танце – от джаз - модерна до хип
-хопа – одно остаётся неизменным: классический экзерсис - стержень, на основе
которого развиваются другие танцевальные направления хореографии. Занятия
классическим
танцем
наиболее
правильно
и
гармонично
формируют
тело,
активно исправляют физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца
и
осанку.
Помощником
в
этом
служит
«вспомогательная
и коррегирующая
гимнастика». Иногда и она не может помочь детям с большими отклонениями от
допустимой нормы.
Приёмные экзамены принято проводить в конце учебного года. Главная
задача приёмных экзаменов – отобрать музыкальных и артистически одарённых,
физически
здоровых
детей.
Одновременно
оценивается
возможность
исправления и уменьшения некоторых недостатков телосложения поступающего,
что
необходимо
для
занятий
классическим
танцем
и
формирования
профессиональной балетной осанки. К приемным экзаменам допускаются дети,
по возрасту и состоянию здоровья пригодные для занятий хореографией (для
подготовительных групп — это дети 5—5.5 лет, для 1-го класса — 6.5 - 7 лет).
Возраст поступления в детские школы искусств хореографического отдела ниже,
чем
в
хореографические
училища.
Поэтому
специфика
отбора
и
процесс
обучения
имеют отличия. Соответственно и программа
составлена с учётом
возрастных особенностей и требований к обучению.
Существуют предварительные консультации для родителей, на которых
подробно излагаются требования к поступающим. Консультация служит и как
подготовительный этап к экзаменам:
- форма одежды;
- документы;
- профессиональные требования к поступающим;
- занятость в учебном заведении.
Различают
несколько
факторов
отбора
при
приёме
детей
в
хореографические учебные заведения:
1.Пропорции тела.
Принято различать три основных типа или формы пропорций тела:
первая форма — долихоморфная, и характеризуется относительно узким
туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причем
само туловище сравнительно короткое;
вторая
форма
-
брахиморфная,
в
противоположность
первой,
характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно
короткими ногами и руками;
третья
форма
—
мезоморфная,
представляет
собой
среднюю
форму
строения тела, промежуточную, между двумя предыдущими.
В хореографии отдается предпочтение долихоморфному и мезоморфному
типу телосложения, хотя и считают, что крайние формы обоих типов также
нежелательны.
Таким
образом,
учащийся
должен
обладать
пропорциональным
телосложением.
Однако
допускаются
некоторые
отклонения
от
идеальной
нормы:
а) длинная спина с соответственно короткими ногами при индексе 53;
б) короткая спина с соответственно длинными ногами — индекс 49.
Эти
отклонения
в
телосложении
(крайние
пределы
допускаемых
пропорций)
должны
компенсироваться
другими
качествами,
например,
артистической
одаренностью,
высокими
координационными
способностями,
трудолюбием и др.
2.Стопа
–
сложный
аппарат,
является
регулятором
равновесия
и
способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. В классическом танце
играет
ещё
и
эстетическую
роль,
создавая
вытянутым
подъёмом
вместе
с
вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
3.Балетный шаг - обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда
шага в сторону и вперёд зависит от степени выворотности ног и подвижности
тазобедренных
суставов.
Амплитуда
шага
назад
зависит
от
подвижности
позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра, а также
способствует высоте прыжка.
4.Гибкость
тела
–
одно
из
главных
профессиональных
требований
в
классическом танце. Она зависит от гибкости позвоночного столба. Прогиб назад
должен
быть
в
области
нижних
грудных
и
верхних
поясничных
позвонков.
Наклон
корпуса
вперед
и
вниз
совершается
благодаря
растяжению
межпозвонковых дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных
мышц и связок.
5.Прыжок - придает танцу необходимые для него качества: легкость,
воздушность, полётность и является его важной составной частью. Для прыжка
важно качество, обозначаемое в балете словом ballon (баллон) — то есть, умение
высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.
На
1
году
обучения
перед
учащимися
стоит
задача
освоения
приёма
отталкивания от пола, чувствуя растяжение ахиллова сухожилия и сохранять
позицию ног при приземлении. Над вытянутостью всего корпуса и ног во время
прыжка и сохранения неподвижности в воздухе
мы работаем на протяжении
всех лет обучения на уроках классического танца.
5.Музыкально-ритмическая координация — это умение координировать
(согласовывать) движения частей тела во времени и пространстве под музыку
для «решения конкретной задачи».
6.Устойчивость (аplomb), зависит от координации как в статике, так и в
динамике. Стержень апломба — позвоночник, поэтому во время исполнения
упражнений
надо
удерживать
ровное,
вытянутое
положение
корпуса.
Под
устойчивостью
тела
понимают
способность
сохранять
равновесие,
как
в
сложных статических положениях, так и в сложных двигательных ситуациях. Но
достичь хорошей устойчивости могут лишь те, кто обладает хорошим зрением,
нормальной
работой
вестибулярного
аппарата,
координацией,
физическим
развитием и здоровой нервной системой.
7.Темперамент. При обучении детей классическому танцу важно знать, к
какому типу высшей нервной деятельности относится психика ребенка. Принято
выделять
три
основных
свойства
нервной
системы
человека
—
силу,
уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. В
связи
с
этим
различают
свойства
темперамента,
которые
могут,
как
благоприятствовать,
так
и
противодействовать
формированию
и
развитию
учащихся
в
процессе
обучения
хореографическому
искусству.
Наиболее
подходящими из четырех типов темперамента принято считать сангвиников и
холериков, флегматики требуют особых индивидуальных с ними занятий. Что
касается
меланхоликов,
то
их
не
рекомендуется
принимать
при
отборе
кандидатов.
В
целях
более
эффективного
проведения
приемных
конкурсных
экзаменов
при
хореографических
учебных
заведениях
организованы
подготовительные группы, в которых занимаются дети дошкольного возраста.
Это позволяет делать меньше ошибок на вступительных экзаменах, а на занятиях
проводить
строгое
нормирование
учебной
и
физической
нагрузки
с
учетом
возраста.
Особое влияние в процессе обучения детей классическому танцу оказывает
рост
и
развитие
организма
человека.
Это
сложный
процесс,
обус-
ловленный
биологическими,
природно-климатическими,
социальны-
ми
факторами.
Рост
и
развитие
детей
идет
непрерывно,
но темпы роста и
развития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особенно в
хореографии,
необходимо
помнить,
что
в
некоторые
возрастные
периоды
преобладает
рост,
а
в
другие
—
развитие.
Периоды
ускорения
роста
соответствуют
определенным
в
жизни
ребенка
годам
и
достаточно
четко
отражают
генетически
детерминированный
биологический
ритм,
который
с
более или менее большей долей вероятности можно предвидеть и в ряде случаев
использовать с целью совершенствования процесса обучения и воспитания детей
вообще и в хореографии в частности.
Таким образом, при отборе кандидатов для обучения в хореографических
школах
и
детских
школах
искусств
требования,
предъявляемые
детям,
отбираемым для обучения, следует исходить из возрастных анатомо-физиолого
психологических
особенностей
и
тех
специфических
требований
(профессиональных данных), которыми должны обладать учащиеся. В процессе
работы следует учитывать и то, что у учащихся, как правило, нет в дальнейшем
перспективы профессионального исполнительства. Они должны максимально
реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения,
во время пребывания в школе искусств. Учебный процесс хореографических
отделений не копируется из хореографического училища, а приближается к нему,
но не по объему проходимого материала и степени его технической сложности, а
по
уровню
организации,
высокой
хореографической
культуре,
по
подходу
к
основным методическим принципам и приемам, высокому качеству обучения.
При
этом
хореографические
отделения
и
школы
остаются
в
рамках
своей
специфики и направленности
задач, используя хореографию как действенное
средство
воспитания.
Важно
не
только
выработать
у
учащихся
комплекс
практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из
которых – развитое творческое начало.