Напоминание

"Специфические требования и некоторые трудности при отборе детей для обучения в хореографические школы и школы искусств"


Автор: Сычева Александра Евгеньевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: ГБУДО ДШИ "ЦЕНТР"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфические требования и некоторые трудности при отборе детей для обучения в хореографические школы и школы искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СТАТЬЯ

На тему: «Специфические требования и некоторые трудности при

отборе детей для обучения в хореографические школы и школы

искусств».

Преподаватель А.Е. Сычева

Для

успешного

обучения

хореографическому

искусству

необходимо

хорошее физическое здоровье, а также наличие функциональных возможностей

тела. Симметричные черты лица, удлинённая, подвижная шея, красивая линия

плеч и предплечий, тонкая кисть и пальцы, руки – при опущенных руках, конец

среднего

пальца

находится

на

середине

бедра

или

чуть

ниже,

прямой

позвоночный столб с нормальными физиологическими изгибами, симметричная

грудная

клетка,

красивая

линия

ног

с

продолговатыми

мышцами.

Особое

внимание

требует

стопа,

так

как

это

наиболее

нагружаемая

часть

тела.

Идеальным строением стопы для обучения хореографии, когда 1,2,3 пальцы

равны по длине и длиннее 4 и 5 пальцев. Стопа должна быть узкая с разворотом

наружу.

Правильно

определить

способности

и

возможности

детей

довольно

сложно. На вступительных экзаменах преподавателю надо увидеть в ребёнке

потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту присутствия каких-

либо умений и способностей, данных природой от рождения. Нужно отследить и

определить

хорошие

физические

и

хореографические

данные

в

ребёнке,

эмоциональную

насыщенность

образов,

крепкую

память

и

воображение.

Одарённость и труд, труд и талант в тесной связи между собой.

В связи с особыми требованиями, предъявляемыми к детям в освоении

учебной программы хореографического отдела школ искусств, нужно пройти

вступительные экзамены. Специфические особенности отбора детей на обучение

в хореографические школы и школы искусств несколько отличаются, чем в

хореографические

училища,

в

которых

готовят

артистов

балета.

В

хореографических училищах проходят вступительные экзамены в три тура:

1.

Физические и сценические данные.

2.

Медицинские требования.

3.

Танцевальность.

Учебный процесс на хореографическом отделении детских школ искусств

имеет ряд сходств с учебным процессом профессионального учебного заведения

(хореографического училища):

- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения;

-

наличие

в

учебном

плане

комплекса

специальных

дисциплин,

фундаментом которого является предмет «классический танец»;

- строгая последовательность в овладении хореографической лексикой и

программами по учебным предметам;

-

системность

занятий,

обеспечивающих

постепенность

в

развитии

природных данных и способностей учащихся.

Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – это

эстетическое

воспитание

средствами

танца,

то

обучение

здесь

доступно

значительно

большему

кругу

детей

и

подростков,

чем

в

хореографическом

училище.

Поэтому

принцип

отбора

по

приёму

детей

имеет

специфические

черты.

В

сравнении

с

хореографическим

училищем

на

хореографических

отделениях и в школах искусств учебный план отличается:

- меньше объем изучаемого материала;

-

ниже

уровень

требований

к

способностям

и

физическим

данным

учащихся;

- значительно меньше недельная нагрузка;

-

более

дифференцированный

подход

к

различным

группам

учащихся,

требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с

учетом возможностей каждого конкретного класса.

Главной

задачей

в

хореографических

учебных

заведениях

является

освоение учебных программ. В настоящее время различают три программы:

1.

Общеразвивающая программа.

2.

Общеобразовательная программа.

3.

Предпрофессиональная

программа.

(углубленное

изучение

отдельных предметов).

В основе этих трех программ лежит главная задача - освоение

хореографии как вида искусства. В учебный план входят предметы: «Ритмика»,

«Танец», «Гимнастика», «Классический танец», «Народно – сценический танец»,

«Слушание

музыки»,

«Подготовка

концертных

номеров»,

«История

хореографического

искусства». Существует вариативная часть, где педагог на

своё усмотрение, в средних или старших классах, может включить в учебный

процесс

отдельные

предметы:

«Историко

бытовой

танец»,

«Современный

танец».

Отличительной особенностью этих программ является уровень требований

и усложнённости в процессе обучения. Соответственно и требования к отбору

детей разные. Существуют критерии отбора по приёму детей для обучения по

разным учебным программам. Предпрофессиональная программа требует более

тщательного отбора детей, так как требования к учебному процессу имеют ряд

сходств профессионального учебного заведения (хореографического училища).

Предмет

«Классический

танец»

по

праву

считается

главным

в

образовательном

процессе

хореографического

искусства.

Это

длительный

и

многоступенчатый процесс, образующий собой некую систему, состоящую из

ряда

взаимодействующих

компонентов,

в

качестве

которых

выступают

общефизическая и профессиональная подготовка, музыкальное и эстетическое

воспитание.

Эволюция классического танца сопровождается ростом сложности техники

танца.

Отсюда

все

возрастающие

требования

к

профессиональному

отбору

детей, поступающих в различного уровня хореографические учебные заведения.

Какие

бы

новшества

ни

привносило

в

хореографию

время,

какие

бы

современные направления ни появлялись в танце – от джаз - модерна до хип

-хопа – одно остаётся неизменным: классический экзерсис - стержень, на основе

которого развиваются другие танцевальные направления хореографии. Занятия

классическим

танцем

наиболее

правильно

и

гармонично

формируют

тело,

активно исправляют физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца

и

осанку.

Помощником

в

этом

служит

«вспомогательная

и коррегирующая

гимнастика». Иногда и она не может помочь детям с большими отклонениями от

допустимой нормы.

Приёмные экзамены принято проводить в конце учебного года. Главная

задача приёмных экзаменов – отобрать музыкальных и артистически одарённых,

физически

здоровых

детей.

Одновременно

оценивается

возможность

исправления и уменьшения некоторых недостатков телосложения поступающего,

что

необходимо

для

занятий

классическим

танцем

и

формирования

профессиональной балетной осанки. К приемным экзаменам допускаются дети,

по возрасту и состоянию здоровья пригодные для занятий хореографией (для

подготовительных групп — это дети 5—5.5 лет, для 1-го класса — 6.5 - 7 лет).

Возраст поступления в детские школы искусств хореографического отдела ниже,

чем

в

хореографические

училища.

Поэтому

специфика

отбора

и

процесс

обучения

имеют отличия. Соответственно и программа

составлена с учётом

возрастных особенностей и требований к обучению.

Существуют предварительные консультации для родителей, на которых

подробно излагаются требования к поступающим. Консультация служит и как

подготовительный этап к экзаменам:

- форма одежды;

- документы;

- профессиональные требования к поступающим;

- занятость в учебном заведении.

Различают

несколько

факторов

отбора

при

приёме

детей

в

хореографические учебные заведения:

1.Пропорции тела.

Принято различать три основных типа или формы пропорций тела:

первая форма — долихоморфная, и характеризуется относительно узким

туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причем

само туловище сравнительно короткое;

вторая

форма

-

брахиморфная,

в

противоположность

первой,

характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно

короткими ногами и руками;

третья

форма

мезоморфная,

представляет

собой

среднюю

форму

строения тела, промежуточную, между двумя предыдущими.

В хореографии отдается предпочтение долихоморфному и мезоморфному

типу телосложения, хотя и считают, что крайние формы обоих типов также

нежелательны.

Таким

образом,

учащийся

должен

обладать

пропорциональным

телосложением.

Однако

допускаются

некоторые

отклонения

от

идеальной

нормы:

а) длинная спина с соответственно короткими ногами при индексе 53;

б) короткая спина с соответственно длинными ногами — индекс 49.

Эти

отклонения

в

телосложении

(крайние

пределы

допускаемых

пропорций)

должны

компенсироваться

другими

качествами,

например,

артистической

одаренностью,

высокими

координационными

способностями,

трудолюбием и др.

2.Стопа

сложный

аппарат,

является

регулятором

равновесия

и

способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. В классическом танце

играет

ещё

и

эстетическую

роль,

создавая

вытянутым

подъёмом

вместе

с

вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

3.Балетный шаг - обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда

шага в сторону и вперёд зависит от степени выворотности ног и подвижности

тазобедренных

суставов.

Амплитуда

шага

назад

зависит

от

подвижности

позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра, а также

способствует высоте прыжка.

4.Гибкость

тела

одно

из

главных

профессиональных

требований

в

классическом танце. Она зависит от гибкости позвоночного столба. Прогиб назад

должен

быть

в

области

нижних

грудных

и

верхних

поясничных

позвонков.

Наклон

корпуса

вперед

и

вниз

совершается

благодаря

растяжению

межпозвонковых дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных

мышц и связок.

5.Прыжок - придает танцу необходимые для него качества: легкость,

воздушность, полётность и является его важной составной частью. Для прыжка

важно качество, обозначаемое в балете словом ballon (баллон) — то есть, умение

высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.

На

1

году

обучения

перед

учащимися

стоит

задача

освоения

приёма

отталкивания от пола, чувствуя растяжение ахиллова сухожилия и сохранять

позицию ног при приземлении. Над вытянутостью всего корпуса и ног во время

прыжка и сохранения неподвижности в воздухе

мы работаем на протяжении

всех лет обучения на уроках классического танца.

5.Музыкально-ритмическая координация — это умение координировать

(согласовывать) движения частей тела во времени и пространстве под музыку

для «решения конкретной задачи».

6.Устойчивость (аplomb), зависит от координации как в статике, так и в

динамике. Стержень апломба — позвоночник, поэтому во время исполнения

упражнений

надо

удерживать

ровное,

вытянутое

положение

корпуса.

Под

устойчивостью

тела

понимают

способность

сохранять

равновесие,

как

в

сложных статических положениях, так и в сложных двигательных ситуациях. Но

достичь хорошей устойчивости могут лишь те, кто обладает хорошим зрением,

нормальной

работой

вестибулярного

аппарата,

координацией,

физическим

развитием и здоровой нервной системой.

7.Темперамент. При обучении детей классическому танцу важно знать, к

какому типу высшей нервной деятельности относится психика ребенка. Принято

выделять

три

основных

свойства

нервной

системы

человека

силу,

уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. В

связи

с

этим

различают

свойства

темперамента,

которые

могут,

как

благоприятствовать,

так

и

противодействовать

формированию

и

развитию

учащихся

в

процессе

обучения

хореографическому

искусству.

Наиболее

подходящими из четырех типов темперамента принято считать сангвиников и

холериков, флегматики требуют особых индивидуальных с ними занятий. Что

касается

меланхоликов,

то

их

не

рекомендуется

принимать

при

отборе

кандидатов.

В

целях

более

эффективного

проведения

приемных

конкурсных

экзаменов

при

хореографических

учебных

заведениях

организованы

подготовительные группы, в которых занимаются дети дошкольного возраста.

Это позволяет делать меньше ошибок на вступительных экзаменах, а на занятиях

проводить

строгое

нормирование

учебной

и

физической

нагрузки

с

учетом

возраста.

Особое влияние в процессе обучения детей классическому танцу оказывает

рост

и

развитие

организма

человека.

Это

сложный

процесс,

обус-

ловленный

биологическими,

природно-климатическими,

социальны-

ми

факторами.

Рост

и

развитие

детей

идет

непрерывно,

но темпы роста и

развития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особенно в

хореографии,

необходимо

помнить,

что

в

некоторые

возрастные

периоды

преобладает

рост,

а

в

другие

развитие.

Периоды

ускорения

роста

соответствуют

определенным

в

жизни

ребенка

годам

и

достаточно

четко

отражают

генетически

детерминированный

биологический

ритм,

который

с

более или менее большей долей вероятности можно предвидеть и в ряде случаев

использовать с целью совершенствования процесса обучения и воспитания детей

вообще и в хореографии в частности.

Таким образом, при отборе кандидатов для обучения в хореографических

школах

и

детских

школах

искусств

требования,

предъявляемые

детям,

отбираемым для обучения, следует исходить из возрастных анатомо-физиолого

психологических

особенностей

и

тех

специфических

требований

(профессиональных данных), которыми должны обладать учащиеся. В процессе

работы следует учитывать и то, что у учащихся, как правило, нет в дальнейшем

перспективы профессионального исполнительства. Они должны максимально

реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения,

во время пребывания в школе искусств. Учебный процесс хореографических

отделений не копируется из хореографического училища, а приближается к нему,

но не по объему проходимого материала и степени его технической сложности, а

по

уровню

организации,

высокой

хореографической

культуре,

по

подходу

к

основным методическим принципам и приемам, высокому качеству обучения.

При

этом

хореографические

отделения

и

школы

остаются

в

рамках

своей

специфики и направленности

задач, используя хореографию как действенное

средство

воспитания.

Важно

не

только

выработать

у

учащихся

комплекс

практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из

которых – развитое творческое начало.



В раздел образования