Автор: Клюкина Валерия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом" ДЗМ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: "Вулканы"
Раздел: дошкольное образование
Депатрамент здравохранения Москвы
Государственное казенное учреждение
Детский туберкулезный санаторий № 64
Конспект открытого занятия – эксперимента на
тему: «Вулканы».
Подготовила: воспитатель Клюкина В.М.
Возраст детей: 6-7 лет
Подготовка к занятию: беседы на тему «Природные явления», изготовление
вместе с детьми из папье-маше макета вулкана, возможен просмотр фильмов
(в согращении)
Цель: развитие познавательного интереса у детей.
Задачи:
1)
Образовательные:
обобщать
знание
детьми
понятия
«природные
явления», продолжать учить обобщать и делать выводы, продолжать учить
детей
соответственно
вести
себя
на
занятиях,
внимательно
слушать,
не
выкрикивать
с
места,
давать
полный
ответ,
ясно
выражать
свои
мысли,
грамотно строить предложения
2) Развивающие: развивать слуховое и зрительно внимание, произвольную
память
3) Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям по естествознанию.
В-ль: Здравствуйте ребята. Посмотрите в окно и скажите, какая сегодня
погода?
Ответы детей в зависимости от погодных условий.
В-ль:
давайте
подойдем
к
окну
и
внимательно
посмотрим,
что
еще
происходит на улице (светит солнце, дует ветер и т.д.)
Ответы детей.
В-ль: а как можно назвать все то, что вы называете?
Ответы детей (воспитатель подводит к тому, что все это природные явления)
В-ль:
правильно
ребята,
молодцы.
А
какие
еще
природные
явления
вы
знаете?
Ответы детей (по возможности)
В-ль: Вот у нас за окном дует ветер. А почему вы думаете, что ветер дует?
Ответы детей с перечислением признаков ветра. А кто знает как называется
природное явление, когда дует очень сильный ветер?
Ответы детей (ураган, буря).
Слайд 1: - ураган
В-ль: Вот у нас зимой идет снег. А как называется природное явление, когда
идет сильный снег и дует сильный ветер?
Ответы детей ( снежная буря)).
Слайд 2 - снежная буря
2
В-ль: А как вы думаете, в пустыне может быть снежная буря?
Слайд 3 – пустыня
Ответы детей
В-ль: а как вы думаете, где еще может быть буря?
Ответы детей. При необходимости в-ль задает детям наводящие вопросы: кто
отдыхал на море? А что такое море (много воды) и т.д. постепенно подводя
детей к буре на море
Слайд 4 – морская буря
(можно предложить детям запустить бумажный кораблик в таз с водой и
предложить
сильно
подуть
эмитируя
бурю
и
здесь
ввести
понятие
лаборатория).
Можно еще вставить про землетрясения (по необходимости)
В-ль:
молодцы
ребята,
теперь
вы
знаете,
какие
еще
природные
явления
существуют (закрепляет знания детей, предлагая назвать природные явления,
при необходимости демонстрируя слайды).
А сейчас смотрите внимательно, я вам кое-что покажу (демонстрируется
слайд с изображением вулканов.
В-ль: как вы думаете, что это?
Ответы
детей,
возможен
вариант
ответа,
что
это
горы.
В-ль
обращает
внимание детей на то, что горы имеют заостренные вершины, а на наших
изображениях
заостренных
вершин
нет,
а
наоборот,
они
как
будто
без
вершин. Что же это такое? Это вулкан. Сейчас мы с вами посмотрим, что же
такое вулкан.
Слайд 5 – короткий видеофильм об извержении вулкана.
В-ль: обсуждает с детьми увиденный фильм, обращая внимание на само
извержение.
В-ль: а знаете ребята, что бы лучше изучать разные природные явления,
ученые научились создавать разные природные явления в лабораториях и
сегодня
мы
с
вами
тоже
будем
учеными
и
попробуем
создать
в
нашей
лаборатории извержение вулкана. Мы с вами сегодня будем учеными и будем
проводить
научный
эксперимент.
Помните,
мы
с
вами
делали
гору
с
отверстием посередине? Это не просто гора, а вулкан, который мы с вами
заставим извергаться.
3
В-ль:
предлагает
группе
детей
помочь
подготовиться
для
проведения
эксперимента, назначает, кто будет помогать проводить сам эксперимент.
(Детям предлогаются халаты, шапочки, как у настоящих ученых)
Проводится
сам
эксперимент
при
участии
детей
с
подробными
комментариями происходящего (дети и воспитатель).
Смесь для извержения:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Обобщение с детьми результатов занятия.
4