Напоминание

"Лес и человек". Заседание клуба знатоков.


Автор: Бабонина Нина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: Негосударственное общеобразовательное учреждение гимназия "Альтернатива"
Населённый пункт: город Елец
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира, 4 класс
Тема: "Лес и человек". Заседание клуба знатоков.
Раздел: начальное образование





Назад




Негосударственное общеобразовательное учреждение гимназия «Альтернатива» Конспект урока по окружающему миру по теме: «Лес и человек» Заседание клуба знатоков. Подготовила и провела учитель начальных классов Бабонина Н.Г. Октябрь, 2015 г 1
Урок – конкурс. Заседание клуба знатоков «Лес и человек» Цель: закрепить знания о лесной зоне, о животном и растительном мире, обобщить знания о роли леса в жизни человека и природоохранной деятельности человека, показать необходимость охранять и восстанавливать лес; расширять кругозор детей, развивать речь и память, мышление, умение обобщать и делать выводы; воспитание эмоциональной отзывчивости, совместных переживаний, вызванных коллективным решением задач и формирование на основе своих научных убеждений; воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. Оборудование: картина лесной зоны, картинки животных и растений, опорные таблицы, план, карта природных зон, грамзапись. Ход урока. 1. Организационный момент. Звучит грамзапись голосов леса. Есть просто храм Есть храм науки А есть ещё природы храм С лесами , тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. 2. Сообщение темы и целей урока. - открываем очередное заседание клуба знатоков. Тема обсуждения – « Лес и человек» . Мы закрепим знания о растительном и животном мире лесной зоны и выясним природоохранную роль человека. - В конкурсе принимают участие 4 команды. ( Идёт представление команд и их капитанов.) - За правильные полные ответы команда получает баллы в виде фишек на полотне. 3. 1 тур « Разминка» Капитаны выбирают задания на столе на больших листах. 1. Что лишнее? Объясни почему? -Клён, осина, ольха, сосна, дуб, липа. 2. Лиса, волк, рысь, тигр, медведь. 3. Глухарь, рябчик, ястреб, кедровка, белая сова. 4. Соедини части предложений стрелками. - Тигр, волк, рысь - животные тундры - заяц, олень, белка - хищники - песец, лемминг растительноядные животные 2
Вопросы командам. -Какие природные зоны изучили? - Что такое Арктика? Покажите. -Где находится тундра? Покажите. -Что такое лес? -На какие 2 группы делятся деревья? -Назовите хвойные деревья. Бывают ли хвойные кустарники? Назовите. -На какие группы делятся животные по способу питания? 4. Подведение итогов. Проверка работы капитанов с сигнальными карточками. 5. 2 тур « Домашнее задание» Капитаны выбирают задания. Наш девиз: «Знания каждого в общую копилку» На обсуждение 1 минута. Выберите выступающего. 1. Летом бродит без дороги Между сосен и берез. А зимою спит в берлоге От мороза прячет нос. Расскажите, что знаете. ( Медведь.) 2. Её всегда в лесу найдёшь Пойдёшь гулять и встретишь. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. ( Ель.) №4, 97, с. 56. 3. В лесу у пня суета, беготня, Народ рабочий Целый день хлопочет. Кто они, откуда? Чьи льются чёрные ручьи? Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. ( Муравьи.) 4. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчики. ) Дополнительные вопросы: -Какие лекарственные растения знаете? - В какой природной зоне мы живём? Учитель: Липецкая область расположена в лесной зоне. 40% лесных массивов – дубравы. Самый большой Усманский лес – 12000 га. В лесах – 25 видов зверей: лось, олень европейский, заяц, лиса, волк, косуля, кабан, куница, выхухоль, андатра. Птиц более 250 видов. В Красную книгу занесены краснозобые казарки, орлы, хорь, дрофа, гладконосые летучие мыши. 6. Музыкальная пауза « Во поле берёза стояла». Подведение итогов. 7. 3 тур. « Лес и человек» Изучение нового материала. На доске вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека? 3
-Поскольку лес – это сообщество растений и животных, разработку этой проблемы мы поручим двум командам. 1 команда: Что дают растения человеку? 2 команда: Что дают животные леса человеку? 3 команда: Что делает человек для сохранения лесных массивов? ( с. 71 – 72.) 4 команда: Чего нельзя делать в лесу? На подготовку ответа 3 минуты. Можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, записями в тетради. Составьте план ответа на листе из опорных слов для связного рассказа. 8. Самостоятельная работа. -Будьте внимательны. Слушая ответы товарищей и учителя, в конце урока вы должны ответить на следующие вопросы: 1. Какую роль играет лес в жизни человека? 2. Как лес защищает воздух, почву и водоёмы? 3. Какие заповедники созданы человеком? 4. Что можешь сделать ты для охраны леса? 9. Ответ 1 команды кислород, спички, защитник воздуха от пыли, водоёма, почвы, древесина, красота, отдых, вдохновение, лечение, Растения – человеку пища ( грибы, ягоды ) Животные - человеку радость общения, пища ( мёд, мясо ),одежда, лекар- ства, воспитание ответственности, ценный мех. Учитель обобщает, уточняет, дополняет ответы, выстраивает зрительный ряд. ( Известно, что дерево выделяет за 1 сутки кислорода для дыхания 3 челове- кам в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение суток всем учащимся нашего класса? 1 га леса за 1 час поглощает 8 кг углекислого газа. А за 12 часов? Стихи о лесе. Ответ 3 команды. ( Что делает человек для сохранения леса?) - По хозяйски использовать древесину, отходы. Человек должен не только любоваться красотой леса, не вредить ему, а выращивать новые леса. 4
- Запретить охоту на редких животных, взять их под охрану. -Создавать ботанические сады и заповедники. -Собирать макулатуру. Учитель: В связи с широким освоением лесной полосы вырубается много лесов, уничтожаются животные. Лесные заповедники помогут сохранить часть природы в неприкосновенности. Рассказ о заповедниках по опоре- таблице. 4 команда. -Мы должны дружить с лесом, - Нельзя собирать в букеты редкие растения. - Нельзя мять траву и цветы. - Нельзя шуметь в лесу и оставлять мусор. Нельзя разводить костры. Замусоренный лес теряет свою красоту. Об острые края банки может пораниться животное. К тому же осколки стекла собирают солнечные лучи, могут вспыхнуть сухие листья и случится пожар. ( Дети читают в учебнике с. 25. ) Стр. 73 – о правилах разведения костров. Подведение итогов. 4 тур. Закрепление. ( По данным ранее вопросам.) Подведение итогов. - Какую проблему мы решали сегодня сообща? -Работа в группе показала, что собирая знания в общую копилку, можно решить большие проблемы, и, конечно, сообща действовать в деле охраны природы. Какой же вывод помог сделать этот урок? -Лес – наше богатство. Его надо беречь и преумножать. ( с. 74 ) Наш русский лес Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Вручение победителям конкурса медалей « Лучшему знатоку природы». На дом: чтение с. 70 – 73. Ответы на вопросы. 5
6


В раздел образования