Автор: Цамакаева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок
Населённый пункт: РСО-Алания г. Моздок
Наименование материала: семинар
Тема: " Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность"
Раздел: начальное образование
Доклад на тему:
« Формирование нравственных представлений и
поступков у детей с проблемами в развитии через
игровую деятельность»
ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок
Подготовила и провела : Цамакаева И.А.
Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь
общества является актуальной во всём мире.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей-инвалидов и с ОВЗ является оптимальное развитие
потенциальных возможностей их подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Современный человек – это человек активный и компетентный.
Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно
актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации
и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить
познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном
круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность,
напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая
свое будущее. Поэтому личностное становление обучающихся является
основой формирования и развития их познавательных потребностей,
социальной и гражданской активности
Тема нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями чрезвычайно
актуальна.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о
здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в
развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения
особых технологий, методов в работе педагога.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья определяется:
недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с
ограниченными возможностями здоровья);
семьи детей с ЗПР, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению,
количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.
Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных
родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети,
проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный
опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в
условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы; стихийное воспитание («уличное», не
целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать
серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая
их в «социально-опасную» группу населения.
Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры
художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах,
общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и
уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в
обучении, развитии и воспитании своих детей.
Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же,
воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы. Еще в детском саду во время одевания
детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать
товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга,
играть рядом, а затем и вместе.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл,
давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них
оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что
это и есть хороший, нравственный поступок.
Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных
нравственных представлений.
Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми
реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.
Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым.
Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в
воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен множеством
примеров нравственного поведения. Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности
должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду,
изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует
формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.
Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если
ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог
снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен... Взаимопомощь детей надо
постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и
т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи
и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки
несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми
анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех
или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо
помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы
праведной жизни.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической
деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный
мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в
общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора;
формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению
числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в
сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество
неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.
В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные
чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.
Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально
развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте.
Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована нами следующим образом: каковы,
социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной
школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?
Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимо:
(На данный момент проблема ещё не решена)
1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание нравственного
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3) разработать методико - технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Т.о., совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в
образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции
нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.
Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей:
милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими совместными
усилиями.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо
сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»