Напоминание

" Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность"


Автор: Цамакаева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок
Населённый пункт: РСО-Алания г. Моздок
Наименование материала: семинар
Тема: " Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему:

« Формирование нравственных представлений и

поступков у детей с проблемами в развитии через

игровую деятельность»

ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок

Подготовила и провела : Цамакаева И.А.

Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь

общества является актуальной во всём мире.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей-инвалидов и с ОВЗ является оптимальное развитие

потенциальных возможностей их подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Современный человек – это человек активный и компетентный.

Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно

актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации

и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить

познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном

круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность,

напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая

свое будущее. Поэтому личностное становление обучающихся является

основой формирования и развития их познавательных потребностей,

социальной и гражданской активности

Тема нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями чрезвычайно

актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о

здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в

развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения

особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья определяется:

недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями

здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с

ограниченными возможностями здоровья);

семьи детей с ЗПР, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению,

количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных

родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети,

проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный

опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в

условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы; стихийное воспитание («уличное», не

целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать

серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая

их в «социально-опасную» группу населения.

Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры

художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах,

общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и

уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в

обучении, развитии и воспитании своих детей.

Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же,

воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы. Еще в детском саду во время одевания

детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать

товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга,

играть рядом, а затем и вместе.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл,

давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них

оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что

это и есть хороший, нравственный поступок.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных

нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми

реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым.

Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в

воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен множеством

примеров нравственного поведения. Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности

должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду,

изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует

формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если

ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог

снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен... Взаимопомощь детей надо

постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и

т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи

и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки

несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми

анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех

или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо

помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы

праведной жизни.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической

деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями

здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный

мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в

общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора;

формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению

числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в

сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество

неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные

чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально

развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте.

Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована нами следующим образом: каковы,

социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной

школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимо:

(На данный момент проблема ещё не решена)

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание нравственного

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3) разработать методико - технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Т.о., совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в

образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции

нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.

Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей:

милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими совместными

усилиями.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо

сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»



В раздел образования