Автор: Жиляк Айгуль Рамилевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ №72
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по физической культуре для 1-х классов на 2016-2017 учебный год (базовый уровень)
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы
_____________ Л.Г. Музаферова _____________Л.П.Шишкина
«____» ________________ Приказ № _______
от «____» ________________
Рабочая программа по физической культуре для 1-х классов
на 2016-2017 учебный год
(базовый уровень)
Рассмотрено и принято
на заседании ШМО
учителей развивающего цикла Учитель А.Р.Жиляк
Руководитель ШМО
______________О.В. Луканова
Протокол № _______
от «____»_____________________
г. Ульяновск
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- Концепции модернизации Российского образования;
- Концепции содержания непрерывного образования;
-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011);
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание
всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение
этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы
физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде
всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и
потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься,
воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности
обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В
процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия,
активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта
начального образования.
Уровень
изучения
учебного
материала
базисный.
Она
разработана
в
целях
конкретизации
содержания
образовательного
стандарта
с
учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой отводится 3 часа в неделю, всего часов в 1 классе 99, во 2-4 кассах 102.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии
с Концепцией структуры и содержания образования в области
физической культуры
предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление,
творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и
задач:
целью программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством
освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из
базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
-реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся,
материально-технической
оснащенностью
учебного
процесса
(спортивный
зал,
спортивные
пришкольные
площадки,
региональными
климатическими
условиями .
-реализацию
принципа
достаточности
и
сообразности,
определяющего
распределение
учебного
материала
в
конструкции
основных
компонентов
двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
3.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии изменениями, внесёнными в федеральный базисный учебный план курс «Физическая культура», изучается с 1-го по 4-й класс по три часа в
неделю. Программный материал делится на две части(базовую и вариативную). Общий объём учебного времени составляет 102 часов.
4.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных
традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
Ценность
человечества –
осознание
человеком
себя
как
части
мирового
сообщества,
для
существования
и
прогресса
которого
необходимы
мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. ЛИЧНОСНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности.
Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и
активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических
качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных
разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности
человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания
об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел
«Способы
двигательной
деятельности»
содержит
представления
о
структурной
организации
предметной
деятельности,
отражающейся
в
соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую
подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из
видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя
определенную
традиционность
в
изложении
практического
материала
школьных
программ,
настоящая
программа
соотносит
учебное
содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами
акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При каждый тематический раздел программы дополнительно
включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В
содержание
настоящей
программы
также
входит
относительно
самостоятельный
раздел
«Общеразвивающие
упражнения».
В
данном
разделе
предлагаемые
упражнения
распределены
по
разделам
базовых
видов
спорта
и
дополнительно
сгруппированы
внутри
разделов
по
признакам
функционального
воздействия
на
развитие
основных
физических
качеств.
Такое
изложение
материала
позволяет
учителю
отбирать
физические
упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических
качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий,
наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное
освоение содержания тем «Спортивные игры», «Подвижные игры
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах
учебный
материал,
при
этом
учителю
необходимо
избегать
учебных
перегрузок
учащихся,
не
нарушая
логику
распределения
программного
содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта .
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается
состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные
характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения
содержания учебного курса.
В
программе
освоение
учебного
материала
из
практических
разделов
функционально
сочетается
с
освоением
знаний
и
способов
двигательной
деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной
гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно
контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями
соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-
оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Формы организации
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной,
образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении
знаний
и
способов
деятельности
целесообразно
использовать
учебники
по
физической
культуре,
особенно
те
их
разделы,
которые
касаются
особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой
атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета
обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих
задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо
целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников
представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках
обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных
сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в
выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней
зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При
этом, развивая самостоятельность,
необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по
другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности
учащихся
достигается
усиление
направленности
педагогического
процесса
на
формирование
интереса
к
регулярным
занятиям
физическими
упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они
особенно
эффективны,
если
в
основе
их
содержания
используются
упражнения,
подвижные
игры,
способы
деятельности
и
знания,
освоенные
школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить
спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
Содержание курса
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной
деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь
с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования
правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя
зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и
физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на
животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора
на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис
стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий
с элементами лазанья иперелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных
положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,ловкость и
координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения
материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед,
назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи
поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя
максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие
координации:
произвольное
преодоление
простых
препятствий;
передвижение
с
резко
изменяющимся
направлением
и
остановками
в
заданной
позе;
ходьба
по
гимнастической
скамейке,
низкому
гимнастическому
бревну
с
меняющимся
темпом
и
длиной
шага,
поворотами
и
приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях
стоя
и
лежа,
сидя);
жонглирование
малыми
предметами;
преодоление
полос
препятствий,
включающих
в
себя
висы,
упоры,
простые
прыжки,
перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;
равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на
другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным
ориентирам и по сигналу.
Формирование
осанки
:
ходьба
на
носках,
с
предметами
на
голове,
с
заданной
осанкой;
виды
стилизованной
ходьбы
под
музыку;
комплексы
корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела
и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие
силовых
способностей:
динамические
упражнения
с
переменой
опоры
на
руки
и
ноги,
на
локальное
развитие
мышц
туловища
с
использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы
упражнений
с
постепенным
включением
в
работу
основных
мышечных
групп
и
увеличивающимся
отягощением;
лазанье
с
дополнительным
отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и
перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку;
прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо
и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений;
прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений;
челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном
темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с
ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в
максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных
положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с
касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и
левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с
последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих
упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками
на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций. Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень)
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
· иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
· уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
· демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 1).
Контрольные
упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание на низкой
перекладине
из
виса
лежа, кол-во раз
11 – 12
9 – 10
7 – 8
9 – 10
7 – 8
5 – 6
П р ы ж о к
в
д л и н у
с
места, см
118 – 120
115 – 117
105 – 114
116 – 118
113 – 115
95 – 112
Н а к л о н
в п е р ед ,
н е
сгибая ног в коленях
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Бег
30
м
с
высокого
старта, с
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,2 – 7,0
6,3 – 6,1
6,9 – 6,5
7,2 – 7,0
Бег 1000 м
Без учета времени
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия
заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность
отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные
ошибки
–
это
такие,
которые
не
вызывают
особого
искажения
структуры
движений,
но
влияют
на
качество
выполнения,
хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях,
перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
7.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 1 классов
Разделы программы
1 класс
Знания о физической культуре (История
физической культуры. Физическая культура и
спорт в современном обществе. Базовые
понятия физической культуры. Физическая
культура человека.)
В процессе
урока
Организация и проведение занятий физической
культурой
В процессе
урока
Оценка эффективности занятий физической
культурой
Легкая атлетика
21
Гимнастика с основами акробатики
21
Лыжные гонки
30
Подвижные игры
30
Всего часов
102
Учебно-тематический план 1 класса
п/
№
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний
В процессе урока
2
Легкая атлетика и кроссовая
подготовка
21
10
11
3
Подвижные игры с элементами
спортивных игр
30
17
10
3
4
Гимнастика с элементами
акробатики
21
21
5
Лыжная подготовка
30
17
Всего часов:
102
27
21
27
24
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс
№
Разде
л.
Тема
урока
Дата
Предметные
результаты
Формы организации
познавательной
деятель ности
Организация
самостоятельной
деятель ности
Легкая атлетика
10
1
Инструктаж по ТБ.
Построение в
шеренгу и колонну
по одному, команды
«Равняйсь!»,
«Смирно!»,
«Вольно!».
1
Бегать на короткую
дистанцию
Правильно выполнять
прыжки в длину с места,
основные движения в ходьбе
и беге с изменением
направления; бегать с
максимальной скоростью до
60 м.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Ответы на вопросы
2
Повороты направо,
налево,
переступанием.
Бег 30 м. Высокий
старт. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Ходить под счёт
Правильно выполнять прыжки
в длину с места; бегать по
прямой 20-40 минут с
максимальной скоростью до 30
м, до 60 м.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
3
Прыжок в длину с
места.
Бег до 4 мин. с
изменением
направления в
чередовании с
ходьбой.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Ходить под счёт. Бегать на
короткую дистанцию с
ускорением
Правильно выполнять
основные движения в прыжке в
длину с места, в беге; бегать
по прямой 20 -40 м. с
максимальной скоростью до 60
м.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
4
Прыжок в длину с
места.
Бег по прямой 20-40 м.
1
Выполнять прыжки в длину с
места, метать мяч на
дальность.
Выполнять прыжки в длину с
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
5
Прыжок в длину с
места.
Бег по прямой 20-40 м.
п/и «К своим
флажкам». Подготовка
к сдаче норм ГТО.
1
Выполнять контрольное
упражнение – бег 30 м. .
перестраиваться из колонны по
одному в колонну по два.
Выполнять перестроение из
колонны по одному в колонну
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
6
Прыжок в длину с
места – контрольное
упражнение. Метание
мяча на дальность.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в метании
и в перестроении.
Перестраиваться из одной
шеренги в две. Метать
различные предметы и мячи на
дальность с места из различных
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
7
Бег 30 м – контрольное
упражнение.
Перестроение из
колонны по одному в
колонну по два.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в метании;
Правильно выполнять
основные движения при
подтягивании на перекладине.
Метать мячи на дальность с
места из различных положений
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
8
Перестроение из одной
шеренги в две.
Метание мяча.
Игра «Кто дальше
бросит». Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в
перестроении, знать свое место
в колонне.
Выполнять челночный бег.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
9
Метание мяча на
дальность –
контрольное
упражнение.
Подтягивания на
перекладине.
1
Играть в подвижные игры с
бегом, прыжками, метаниями
Играть в подвижные игры
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
10
Свое место в колонне.
Челночный бег 3х10 м.
п/и «Лисы и куры».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в
перестроении в колонну по
одному. Подбрасывать и ловить
мячи двумя руками.
Играть в подвижные игры с
бегом, прыжками, метаниями
Играть в подвижные игры с
бегом, прыжками, метаниями.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
Подвижные игры с
элементами спортивных игр
17
11
Инструктаж по ТБ во
время занятий играми.
Построение в колонну
по одному.
Подбрасывание и
ловля мяча двумя
руками.
1
Правильно выполнять
основные движения при ударе
мяча о пол и ловле его одной
рукой.
Выполнять удары мяча о пол и
ловить его одной рукой.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
12
Подвижная игра
«Быстро встать в
строй»
1
Правильно выполнять передачу
и ловлю мяча на месте в парах.
Играть в подвижные игры с
передачей и ловлей мяча
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
Устный опрос
Тренировочные.упр.
13
Удары мяча о пол и
ловля его одной рукой.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять ведение
мяча на месте и ловлю
отскочившегося мяча от пол.
Играть в подвижные игры,
связанные с ловлей и ведением
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
14
Передача и ловля мяча
на месте в парах.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Играть в подвижные игры с
бегом, прыжками, метаниями
мяча.
Играть в подвижные игры с
бегом, прыжками, метаниями
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
15
Ведение мяча на месте,
ловля мяча
отскочившего от пола.
П/и «Бросай-поймай».
1
Выполнять строевые команды.
Ловить и передавать мяч в
движении.
Играть в подвижные игры с
мячом.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
16
Урок-игра. п/и
«Бросай-поймай».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основную стойку баскетболиста
и правильно передвигаться.
Ведению мяча на месте.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
17
Построение в две
шеренги по расчету.
Ловля и передача мяча
в движении.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять прыжки
на двух ногах с продвижением
вперед и перепрыгиванием
справа и слева от шнура.
Прыжкам на двух ногах в
различных позициях.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
18
Основная стойка и
передвижения
баскетболиста.
Ведение мяча на месте.
1
Играть в подвижные игры с
бегом, с мячами.
Играть в подвижные игры с
бегом, с мячами.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
19
Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед
и перепрыгиванием
справа и слева от
шнура.
1
Правильно выполнять стойку
баскетболиста и его
передвижение приставным
шагом.
Освоить варианты игры в
баскетбол.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
20
Урок-игра.
п/и «Мяч водящему»
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
движения при перебрасывании
мяча одной рукой и ловить его
двумя руками.
Освоить варианты игры в
баскетбол на основе игры «Мяч
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
21
Основная стойка и
передвижение
баскетболиста
приставным шагом.
1
Правильно выполнять
движения при ведении мяча
стоя на месте, его передаче и
ловле.
Освоить варианты игры в
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
22
Перебрасывание мяча
одной рукой и ловля
двумя руками.
1
Играть в подвижные игры с
бегом, с мячами.
Освоить игру
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
Устный опрос
Тренировочные.упр.
23
Ведение мяча стоя на
месте, передача и
ловля. п/и «Мяч в
корзину»
1
Правильно выполнять
движения при забрасывании
мяча в корзину.
Освоить варианты игры в
баскетбол
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
24
Урок-игра. п/и «Бросай
- поймай» Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
движения при перебрасывании
мяча через шнур двумя руками
из-за головы..
Освоить варианты игры в
баскетбол
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
25
Ходьба и бег парами.
Забрасывание мяча в
корзину.
1
Играть в подвижные игры с
бегом, с мячами.
Освоить игры:
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
26
Перебрасывание мяча
через шнур двумя
руками из-за головы.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Выполнять строевые команды,
правильно выполнять ходьбу и
бег с перепрыгиванием через
предметы.
Выполнять акробатические
элементы раздельно и в
комбинации
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
27
Урок-игра «Играй-
играй мяч не теряй»,
«Мяч водящему».
1
Выполнять строевые команды
Выполнять акробатические
элементы раздельно и в
комбинации
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
Гимнастика с элементами
акробатики
21
28
Инструктаж по ТБ
Правила поведения в
гимнастическом зале.
Повороты на месте;
1
Выполнять строевые команды
Выполнять акробатические
элементы раздельно и в
комбинации
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
29
Счет по три и
перестроение в три
шеренги. Ходьба и бег
с перепрыгиванием
через предметы.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Выполнять упражнения на
гимнастической лестнице и
правильно выполнять ходьбу по
гимнастической скамейке
парами.
Сочетать при кувырке
движения ног, туловища с
одноименными и
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
30
Ходьба и бег между
предметами, ползание
по гимнастической
скамейке на животе.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Научиться выполнять
движения – лазание по
гимнастической лестнице.
Прыгать через скакалку.
Выполнять упражнения в
равновесии
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
31
Упражнения на
гимнастической
лестнице и ходьба по
гимнастической
скамейке парами.
1
Научиться правильно
выполнять прыжки через
скакалку , построению в круг на
вытянутые руки.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
32
Лазанье по
гимнастической
лестнице вверх, вниз,
влево, вправо. Прыжки
через скакалку.
1
Ходить по гимнастической
стенке;
Выполнять упражнения в
равновесии
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
33
Прыжки через
скакалку. Построение
в круг на вытянутые
руки. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Лазать по наклонной скамейке
с опорой на руки. Перелазание
через стопку матов.
Выполнять упражнения в
равновесии
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
34
Ходьба на носках и
пятках по
гимнастической
скамейке. Равновесие.
Подтягивание, лежа на
наклонной скамье.
1
Правильно выполнять
движения при ходьбе по
уменьшенной площади опоры с
сохранением устойчивого
равновесия.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
35
Разучить лазанье по
наклонной скамейке с
опорой на руки.
Перелезание через
стопку матов.
1
Правильно выполнять
движения-
выполнении прыжков через
скакалку и при лазании по
канату.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
36
Ходьба по
уменьшенной площади
опоры с сохранением
устойчивого
равновесия.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Владеть мячом: держание,
передачи на расстояние, ловля,
ведение, броски в процессе
подвижных игр
Освоить варианты игры в
баскетбол
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
37
Прыжки через
короткую скакалку на
двух ногах. Лазанье по
канату произвольным
способом.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Научиться выполнять строевые
упражнения. Правильно
выполнять ОРУ с
гимнастической палкой.
Выполнять упражнения
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
38
ОРУ с малыми мячами.
Перестроения в три
шеренги. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
упражнения на равновесие.
Освоить игру «Два мороза»
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
39
ОРУ с гимнастической
палкой. Повороты
кругом стоя и при
ходьбе на носках.
Подготовка к сдаче
1
Научиться правильно
выполнять кувырок вперед из
упора присев.
Выполнять упражнения
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
40
Упражнения на
равновесие. п/и «Два
мороза» Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Научиться правильно
выполнять стойку на лопатках с
поддержкой согнув ноги
Выполнять упражнения
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
41
Кувырок вперед из
упора присев.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Научиться ходьбе по
гимнастической скамейке.
Перешагиванию через
набивные мячи, лазанию по
канату.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
42
Кувырок вперед из
упора присев. Стойка
на лопатках с
поддержкой , согнув
ноги.
1
Правильно выполнять кувырок
вперед
Освоить технику выполнения
кувырка вперед.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
43
Ходьба по
гимнастической
скамейке,
перешагивание через
набивные мячи.
Лазанье по канату.
1
Разучить «Мост» лежа на
спине (со страховкой).
Освоить технику выполнения
«Моста» лежа на спине
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
44
ОРУ с гимнастической
палкой. Кувырок
вперед. Полоса
препятствий.
1
Разучить «Мост» и стойку на
лопатках.
Освоить технику выполнения
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
45
ОРУ со скакалкой.
Разучить «Мост» лежа
на спине (со
страховкой).
Подготовка к сдаче
1
Разучить подтягивание в висе
на перекладине (мальчики);
девочки - подтягивание в висе
лежа
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
46
Акробатика: «Мост» и
стойка на лопатках.
П/и «Прыгающие
воробушки».
1
Закрепить умения выполнять
строевые упражнения.
Освоить строевые упражнения
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
47
Мальчики:
подтягивание в висе на
перекладине; девочки
- подтягивание в висе
лежа. Комплексный
Подвижная игра: «У
медведя во бору»
1
Передвигаться на лыжах
скользящим шагом без палок.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
48
Строевые упражнения.
П/и «Через кочки и
пенечки».
1
Правильно переносить лыжи
Правильно ухаживать за
лыжами
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
Лыжная подготовка
30
49
Инструктаж по ТБ
Правила поведения на
уроках лыжной
подготовки. Переноска
лыж способом под
руку; надевание лыж.
1
Передвигаться на лыжах
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
50
Повороты на месте
переступанием вокруг
пяток лыж.
Передвижение
скользящим шагом без
палок.
1
Передвигаться на лыжах по
кругу, чередуя ступающий и
скользящий шаг.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
51
Передвижение
скользящим шагом 30
м. Игра «Слушай
сигнал».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах
ступающим шаг ом с широкими
размахиваниями руками; с
небольшого разбега
ступающим шагом длительное
скольжение
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
52
Передвижение по
кругу, чередуя
ступающий и
скользящий шаг.
Игра «Шире шаг».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах под
пологий уклон скользящим
шагом без палок.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
53
Ступающий шаг с
широкими
размахиваниями
руками; с небольшого
разбега ступающим
шагом длительное
скольжение на одной
лыже.
1
Передвигаться на лыжах
скользящим шагом без палок-
30 м, с палками по кругу,
обгоняя с переходом на
соседнюю лыжню.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
54
Передвижение под
пологий уклон
скользящим шагом без
палок. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах
скользящим шагом с палками
до 500 м в умеренном темпе
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
55
Передвижение
скользящим шагом без
палок-30 м, с палками
по кругу, обгоняя с
переходом на
соседнюю лыжню.
1
Передвигаться на лыжах
переступанием вокруг носков
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
56
Передвижение
скользящим шагом с
палками до 500 м в
умеренном темпе.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
подъем ступающим шагом
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
57
Повороты
переступанием вокруг
носков. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
повороты переступание
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
58
Подъем ступающим
шагом.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
Спуски в высокой стойке.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
59
Повороты
переступанием. п/и
«По местам».
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
Подъем «лесенкой».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
60
Спуски в высокой
стойке.
Игра «Салки».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
Спуски в низкой стойке.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
61
Подъем «лесенкой».
п/и «Слушай сигнал»
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход без палок.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
62
Спуски в низкой
стойке. п/и «Слушай
сигнал». Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход без палок.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
63
Попеременный
двухшажный ход без
палок.
П/и «У кого красивее
снежинка».
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
Подъемы и спуски с небольших
склонов.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
64
Попеременный
двухшажный ход без
палок.
П/и «Шире шаг».
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход без палок.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
65
Подъемы и спуски с
небольших склонов
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход без палок
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
Устный опрос
Тренировочные.упр.
66
Попеременный
двухшажный ход без
палок. п/и «Салки с
домом».
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход без палок
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
67
Попеременный
двухшажный ход с
палками под уклон.
П/и «Накаты».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
Подъемы и спуски с небольших
склонов.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
68
Попеременный
двухшажный ход с
палками под уклон.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
повороты переступанием.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
69
Подъемы и спуски с
небольших склонов.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
попеременный двухшажный
ход с палками.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
70
Повороты
переступанием.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
учиться самоконтролю при
занятиях лыжами.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
71
Попеременный
двухшажный ход с
палками. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
правильно выполнять
Переноску лыж на плече.
Передвигаться на лыжах.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
72
Приемы самоконтроля
при занятиях лыжами.
П/и «Снежные
снайперы». Подготовка
к сдаче норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
передвижение на лыжах до 1,5
км
Передвигаться на лыжах.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
73
Переноска лыж на
плече. Игры на лыжах.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
спуски в низкой стойке,
передвигаться на лыжах до 1,5
км
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
74
Передвижение на
лыжах до 1,5 км
П/и «Снежные
снайперы».
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
подъемы и спуски с небольших
склонов.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
75
Спуски в низкой
стойке. Передвижение
на лыжах до 1,5 км
1
Передвигаться на лыжах,
выполнять
передвижение на лыжах до 1,5
км
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
76
Подъемы и спуски с
небольших склонов.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться на лыжах,
пройти дистанцию 1,5 км в
умеренном темпе.
Передвигаться на лыжах
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
77
Передвижение на
лыжах до 1,5 км.
П/и «Кто быстрее?»
1
Владеть мячом: держание,
передачи на расстояние, ловля,
ведение, броски в процессе
подвижных игр;
Играть в мини-баскетбол
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
78
Прохождение
дистанции 1,5 км в
умеренном темпе.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Владеть мячом: держание,
передачи на расстояние, ловля,
ведение, броски в процессе
подвижных игр;
Освоить игру -
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ
СПОРТИВНЫХ ИГР
13
79
Инструктаж по ТБ
Стойка и перемещение
в стойке на согнутых в
коленном суставе
ногах. «Играй-играй
мяч не теряй».
1
Владеть мячом: держание,
передачи на расстояние, ловля,
ведение, броски в процессе
подвижных игр;
Играть в мини-баскетбол
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
80
Перемещения в шаге и
беге, прыжок вверх
толчком двумя ногами.
«Мяч водящему».
1
Попадать по мячу. Вести мяч в
движении.
Освоить игру
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
81
Ловля и передача мяча
двумя руками от груди;
двумя руками с
отскоком от пола.
1
Передавать и ловить мяч от
груди на месте. Вести мяч в
движении.
Закрепить игру
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
82
Перемещения: ловля и
передача мяча двумя
руками от груди, после
подбрасывания над
собой. «Передал
-садись». Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Бегать с остановками в шаге, с
изменением направления
движения. Вести мяч в
движении.
Закрепить игру
«Передал -садись».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
83
Передача и ловля мяча
от груди на месте
партнеру, после
перемещения в
эстафетах и подвижных
играх.
1
Передавать и ловить мяч от
груди на месте. Вести мяч в
движении.
Освоить игру
«Играй-играй мяч не теряй».
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
84
Бег с остановками в
шаге, с изменением
направления
движения. П./и
«Передал -садись».
1
Передавать и ловить мяч от
груди на месте. Вести мяч в
движении.
Освоить игры
«Попади в обруч», «Мяч
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
85
Ловля мяча на месте в
паре. «Играй-играй мяч
не теряй». Подготовка
к сдаче норм ГТО.
1
Передавать и ловить мяч от
груди на месте. Вести мяч в
движении.
Освоить игры
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
86
Игра: «Попади в
обруч», «Мяч соседу».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Передвигаться по прямой:
выполнять свободный бег,
ускорение, свободный бег (по
звуковому сигналу).
Закрепить игру
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
87
Игры «Пятнашки с
освобождением»,
«Играй-играй мяч не
теряй». Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
остановку в широком шаге по
сигналу при беге в среднем
темпе.
Закрепить игру: «Мяч соседу».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
88
Передвижение по
прямой: свободный
бег, ускорение,
свободный бег (по
звуковому сигналу).
1
Передавать мяч в колоннах
двумя руками , одной слева,
одной справа
Освоить технику выполнения
передачи мяча.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
89
Остановка в широком
шаге по сигналу при
беге в среднем темпе.
1
Выполнять упражнения с
передачей мяча.
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
90
О.Р.У. с мячом.
Передачи в колоннах
двумя руками , одной
слева, одной справа.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге; бегать с высокого старта.
Максимальной скоростью до 30
м.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
91
Эстафеты с ведением и
передачей мяча.
Игра «Школа мяча».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге; прыгать через скакалку.
Бегать с максимальной
скоростью, выполнять прыжки
через скакалку.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
11
92
Техника безопасности
при беге, метаниях и
прыжках. Прыжки
через скакалку.
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках;
Прыгать в полную силу
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
Устный опрос
Тренировочные.упр.
93
Бег на 30м с высокого
старта; поднимание и
опускание туловища за
30секунд. Подготовка к
сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках
Прыгать в полную силу.
Освоить игры:
Фронтально-
индивидуальная
работа; работа в парах.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
94
Прыжок в длину с
места. Челночный бег
3х10 м. Игра «К своим
флажкам». Подготовка
к сдаче норм ГТО.
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках,
наклоны вперед из положения
сед на полу; сгибание и
разгибание рук в упоре лежа.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
95
Челночный бег 3х10 м.
Прыжок в длину с
места. «Рыбаки и
рыбки», «Невод».
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках;
Прыгать в полную силу.
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
96
Многоскоки с ноги на
ногу. Прыжок в длину с
места. Наклон вперед
из положения сед на
полу; сгибание и
разгибание рук в упоре
лежа.
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках
Прыгать в полную силу.
Освоить игры: «Пятнашки»,
«Попрыгунчики-воробушки».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
97
Прыжок в длину с
разбега с мягким
приземлением на обе
ноги. Челночный бег
(3х10 м). П/и «Лисы и
куры».
1
Правильно выполнять
основные движения в прыжках
Прыгать в полную силу.
Освоить игру: «Круг-кружочек».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
98
Бег 30 м. Прыжки в
длину с разбега
(отталкиваться одной,
приземляться на обе
ноги). «Пятнашки»,
«Попрыгунчики-
воробушки».
1
Правильно выполнять
основные движения в беге на
500 м в умеренном темпе.
Бегать в умеренном темпе.
Освоить игру: «Так и так».
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
99
Прыжки в длину с
разбега (обратить
внимание на
отталкивание одной
ногой).
1
Правильно выполнять
основные движения в беге на
1500 м в умеренном темпе.
Бегать в умеренном темпе без
учета времени. Закрепить игру:
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
100
Бег на 500 м в
умеренном темпе.
П/и «Так и так».
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Активно участвовать в
соревнованиях.
Играть в подвижные игры
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
101
Бег 1500 м без учета
времени.
П/ и «К своим
флажкам». Подготовка
к сдаче норм ГТО.
1
Активно участвовать в
соревнованиях.
Играть в подвижные игры
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
102
«Охотник и утки», «
Воробьи и ворона».
Соревнования.
Подготовка к сдаче
норм ГТО.
1
Активно участвовать в
соревнованиях.
Играть в подвижные игры
Фронтально-
индивидуальная
работа;
индивидуальная
работа.
Устный опрос
Тренировочные.упр.
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Москва «Просвещение» 2011.
Учебники:
1. Лях, В. И. Физическая культура: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2011.
3. Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н.Литвинов, Г.И.Погадаев - М.«Просвещение»,2010.