Напоминание

Исследовательские методы обучения


Авторы: Гончарук Надежда Ростиславовна, Надежда Ростиславовна Гончарук
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 20"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: "Камни. Какие они?"Проект
Тема: Исследовательские методы обучения
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Проект

«Что такое камни?»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Гончарук Н.Р.

Курск – 2021

ПРОЕКТ: «Что такое – камни?»

Старший дошкольный возраст (6-7лет)

Срок реализации: краткосрочный (декабрь 2020год – февраль 2021 года).

Цель проекта:

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями,

учить классифицировать по разным признакам.

Познавательные задачи:

- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

исследовать, получать новые знания умения навыки.

- Расширять знания детей о камнях, какое значение имеют камни в природе?

- Закрепить знания о разнообразии камней и их назначении.

Развивающие задачи:

- Развивать интерес, творческие способности: наблюдательность, зрительное

восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память.

- Развивать естественнонаучные представления.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к природным явлениям.

- Формировать интерес к поисковой деятельности.

Ожидаемый результат:

* Интерес и желание детей узнать больше о камнях и разновидности камней;

* Положительное отношение к поисковой деятельности;

* Возникновение вопросов у детей с целью узнать, что-то новое на занятиях

и вне занятий;

* Выполнение детьми творческих заданий (рисование, лепка, аппликация);

* Познавательно-речевой (составление рассказов) и естественно-научных

(опыты, наблюдения) видах деятельности;

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

М

ЕС

ЯЦ

декабрь

январь

февраль

НОД

1.

Рассказывание

из личного

опыта на тему:

«Откуда берутся

камни?»

2.

«Учимся

определять

камни».

3.

Экспериментиро

вание: «Что

будет, если

положить

НОД

1.

Рассказывание

из личного

опыта на тему:

«Какие я видел

(ла) камни».

2.

Экспериментиро

вание: «Может

ли камень

издавать

звуки?».

3.

Рисование:

«Разрисовываем

НОД

1.Непосредственно

образовательная

область: «Камни.

Какие они?».

2.

Экспериментирова

ние: «Пахнут ли

камни?».

3. Рисование:

«Дом из камня».

4.Лепка: «Строим

дом» (барельеф).

2

камень в воду?».

4.

Рисование:

«Дождь».

5 Лепка:

«Разноцветные

камни».

Беседы:

1.

Какие бывают

камни?».

2.

Сказка

И.Рыжовой «О

чём шептались

камешки?»

Работа с

родителями:

1. Сбор разных

камней.

2. Загадки о камнях,

придумывание

чистоговорок

3.

Наблюдения-

экспериментиро

вание:

-«Какие бывают

камни?»

-«Каким камнем

лучше рисовать на

асфальте?».

Игры:

1.Игра-

импровизация

«Гора».

2. Д/и

- «Что исчезло?»

- «Найди свой

камень».

Выставка:

«Камни вокруг

нас» (морские и

речные)

камни -

настроение

камней».

4.

Лепка: «Гора»

(барельеф).

Беседы:

1.

«Камни, какие

они холодные

или тёплые»;

2.

«Лечебные

свойства

камней».

3.

Сказка П.Бажова

«Хозяйка

медной горы».

4. Придумывание

чистоговорок.

5.Выкладываем

каменную гору.

6.Дорога из

камней.

7.Наблюдения -

экспериментирован

ие:

- «Рассмотри

камень через лупу»

(кристаллы,

трещины, узоры).

- «Определи

камень на ощупь».

Игры:

1.

Д/и

- « Что лишнее?».

- «Вспомни сказку».

- Игра с ящиком

ощущений.

2. Сюжетно-ролевая

игра:

«Строители».

Выставка:

«Разнообразие

камней» (полезные

ископаемые).

Беседы:

1. «Как человек

использует

камни?».

2. «Какие камни на

нашем участке?»

Работа с

родителями:

1.

Сочиняем

рассказы

вместе с

детьми:

– Я маленький

(ая) морской

(речной)

камешек.

- Меня нашли

на берегу моря

(янтарь,

морской

камешек).

2.

Загадывание

загадок.

3.Выкладываем

разные фигуры из

камней.

4.Наблюдения-

экспериментирова

ние:

- «Твёрдый или

мягкий?».

- «Какие камни,

холодные или

тёплые?».

Игры:

1.

Д/и

- «Что

исчезло?».

- Игра с

ящиком

ощущений.

2. Сюжетно-

ролевая

игра:»Хозяйка

каменной

3

горы».

Создание

мини-музея:

«Камни. Какие

они?».

Мероприятия.

Познавательно-речевое развитие.

* НОД

- «Учимся определять камни»;

- рассказывание из личного опыта на темы: «Какие я видел камни»,

«Откуда берутся камни?»;

- «Камни. Какие они?»

* Беседы на темы:

- «Какие бывают камни?»

- «Камни, какие они холодные или теплые?»

- «Лечебные свойства камней».

- « Какие камни на нашем участке?».

- «Как человек использует камни?».

* Художественное слово:

- загадки о камнях;

- чистоговорки;

- сказка И.Рыжовой «О чем шептались камешки?»;

- сказка П.Бажова «Хозяйка медной горы».

* Сочиняем рассказы:

- я маленький морской (речной) камешек;

- меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек).

Художественно-эстетическая деятельность.

* Изодеятельность:

- рисование камнями «Дождь», «Дом из камня», разрисовываем камни –

настроение камней;

- лепка «Разноцветные камни», «Строим дом», «Гора» (барельеф);

- дорога из камней;

- выкладываем разные фигуры из камней;

- выкладываем каменную гору.

* Выставки:

- «Камни вокруг нас» (морские речные камни);

- «Разнообразие камней» (полезные ископаемые);

- декоративные камни: малахит, янтарь, агат, и т.д. (работа с родителями);

- природные камни: каменный уголь, пемза, кремень, известняк, и т.д.

Исследовательская деятельность.

* Экспериментирование:

4

- «Какие бывают камни?»;

- « Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры);

- « Определи камень на ощупь»;

- « Твердый или мягкий?»;

- « Может ли камень издавать звуки?»;

- « Каким камнем лучше рисовать на асфальте?»;

- « Что будет, если положить камень в воду?»;

- « Какие камни, холодные или теплые?»;

- « Пахнут камни или нет?».

Игровая деятельность.

* Дидактические игры:

- «Вспомни сказку»;

- «Камень, ножницы, бумага»;

- «Что исчезло?»;

- «Найди свой камень»;

- «Что лишнее?»;

- игра с ящиком ощущений.

* Игра-импровизация:

- «Гора».

* Сюжетно-ролевые игры:

- «Строители»;

- «Хозяйка Каменной горы».

Работа с родителями.

- Сбор разных камней;

- «Камни вокруг нас» морские и речные камни (выставка);

- сочиняем рассказы вместе с детьми.

* Создание мини-музея в группе «Камни. Какие они?»

ИТОГИ ПРОЕКТА:

1. В результате работы над проектом, дети показали хорошие знания,

как на занятиях, так и в индивидуальной деятельности.

2. С помощью разнообразных методов и приёмов (наблюдения, опыты,

экспериментирование, беседы), дети узнали то, что камень - это

кусочек горы. Камни бывают разные: речные, морские, драгоценные.

Камни меняют цвет в воде, превращаются в песок , имеют запах. То что,

камни нужны человеку для разных видов деятельности, также человек

применяет камни для украшений. Дети научились видеть красоту камня,

и обследовать их.

3. Дети с родителями придумали рассказы о камнях (морских, речных,

драгоценных), создали мини-музей «Камни. Какие они?».

5

Литература:

1.

А.А Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба»., Серия

«Зелёный дом». М., Просвещение 2008 г.

2.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2005 (стр.27)

3.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7-2006 (стр.8)

4.

Большая книга экспериментов для школьников. М., РОСМЭН, 2006.

5.

Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина.

Камни». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2005

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ:

«Я маленький морской камешек».

Дима Н.

« Я маленький морской камешек. Лежу себе на жёлтом, морском

песочке, греюсь на солнышке. Ночью мне поёт колыбель морской

прибой, и я засыпаю под эту песенку. Рано утром я просыпаюсь под

громкий человеческий голос - это люди пришли на берег моря. Иногда

со мной играют маленькие дети, они меня бросают в море, а волны

приносят меня обратно на берег. Как хорошо быть морским камнем!

« Я маленький речной камешек».

Катя К.

«Как приятно лежать на берегу реки. У меня много братьев и сестёр.

Они все такие разные и у них свой характер. Есть злые и хитрые - это

камни с острыми углами, они иногда делают людям больно. А есть и

хорошие, немного неровные, шершавые, но они добрые. Вот и я такой

же камешек, добрый. Мне нравится, когда лето, я всё время загораю».

«Меня нашли на берегу моря».

Настя В.

«Сегодня у меня и весёлый день и грустный. Вы спросите почему?

Меня нашли на берегу Чёрного моря. Я лежал, мечтал о путешествии

на берег другого моря. И тут подошла маленькая девочка взяла меня в

руку и громко закричала: «Мама, папа, я нашла очень красивый

камешек, он похож на куриное яйцо. Можно я возьму этот камешек с

собой?». И вдруг темнота, и стало ещё теплее, чем было. Вечером меня

спрятали в сумку с другими камнями. Там было темно и тесно. Потом

нас с другими камешками положили на дно аквариума. Там интересно

но, немного грустно. Нет морских волн, нет яркого солнца».

Даша Р.

6

« Вы представляете, какой я красивый, золотистый, и меня всегда с

собой носят на пальце – я янтарь. Раньше я лежал на морском дне,

потом морские волны выбросили меня на берег моря. Я там пролежал

не долго. Меня нашла на берегу моря старая женщина и положила к

другим таким же камням, как и я - коричневым, тусклым, шершавым.

Потом со мной много чего делали - чистили, мыли куда – то бросали. А

потом меня познакомили с кольцом, с которым я очень подружился.

Потом нас одели на палец и всегда мною хвастаются. Говорят что я

очень красивый янтарь».

7

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Непосредственно образовательная деятельность

«Камни. Какие они?»

в группе компенсирующей направленности

для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

Воспитатель: Гончарук Н.Р.

Курск – 2021

8

Задачи:

Познавательные:

- дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные

имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой

формы, гладкие);

- познакомить со свойствами каменного угля и пемзы.

Развивающие:

- развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть особенности

и свойства (крепкий, твёрдый, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий,

красивый и др.);

- закреплять умение обследовать камни с помощью разных анализаторов.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к камням, видеть их красоту;

- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Чтение сказок: П.Бажова «Хозяйка медной горы», Рыжовой И.Н. «О чём

шептались камешки», беседа о прочитанном, беседа «Какие бывают камни?».

Материал: глобус, конверт с письмом и посылка с камнями (морские,

речные). Камешки каменного угля, пемзы. Тарелочки с разнообразными

камнями, два вида стаканчиков с водой, палочки, салфетки, акварельная

бумага для рисования(1/4 часть), (по количеству детей). Запись «Морской

прибой», «Камнепад».

Ход:

Воспитатель: Дети сидят на стульях. Ребята, мне сегодня утром передали

письмо и вот эту посылку. Давайте сначала прочитаем письмо:

«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть, вы её

сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

В серёжках у мамы огнём горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в ройке годиться на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

До встречи! Хозяйка Медной горы».

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку

(открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно

отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни.

Посмотрите на глобус. У нашей земли есть одежда. Она состоит из

камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много

камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они

обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом. На глобусе очень много

9

голубого цвета. Это вода – моря, реки, океаны. В воде тоже очень много гор,

которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить

маленькую гору в воде? Ответы детей. Воспитатель предлагает выложить

гору.

Эксперимент № 1.

Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не

складываются ровно? Потому что в воде они скользкие и гладкие. Такими их

делает вода. Дети строят гору.

Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё

же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но

время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в

обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и,

наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим

бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. На столах лежат разные

камни на тарелочках. Воспитатель предлагает детям найти морские камни.

Какие они? Почему они такие?

Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые

и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны.

Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими.

Воспитатель: Потрогайте их, какие они?

Дети: речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми

углами.

Эксперимент № 2.

Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и

постучите ими друг о друга, затем понюхаем. Если у детей не получается,

воспитатель берёт два камня и самостоятельно стучит ними друг о друга, а

потом предлагает понюхать. После экспериментирования дети выходят на

ковёр.

А теперь давайте отдохнём. Воспитатель стоит в центре, а дети вокруг как бы

«прилипли» к воспитателю.

Физминутка.

Стоит гора высокая, поднимают руки вверх

Стоит гора широкая.

Её ветер обдувает, обмахивают кистями рук

Её дождик поливает, встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает.

Камешки теряет. Часть детей отделяется от горы,

Катятся, катятся

камешки прочь.

Отодвигается в сторону: приседают.

Раскатись камешки, и с той поры

Ничего не осталось

От нашей горы! Двумя руками показывают на опустевшее

место.

10

После физминутки дети садятся за столы. Воспитатель предлагает закрыть

глаза и представить себя морским камешком, лежащим на береге моря

(звучит «Морской прибой»).

Воспитатель: вам понравилось быть камешком? Ответы детей.

Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто его знает?

Ответы детей (пемза). Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется

– вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана.

Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и

раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы,

которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе

столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет?

Ответы детей.

Эксперимент № 3.

Дети берут кусочек пемзы и опускают её в воду. Почему пемза не тонет?

«Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают

рук.

Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным

камнем. Но сначала отгадайте загадку.

С виду неприглядный камень.

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Это в шахте горняки

Отбивают молотками

Это очень – нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет. (Уголь).

Называется он каменный уголь. Найдите его на тарелочке и возьмите его в

руку. Скажите, какой он?

Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий.

Воспитатель: Как вы думаете, он прочный? Ответы детей. Давайте

проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он

не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не

просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его

основу составляют остатки погибших древних растений, которые

разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много,

много лет образуется каменный уголь. Что с ним произойдет, когда мы

опустим его в воду? Предположения детей.

Эксперимент № 4.

Давайте опустим его в стакан с водой. Что произойдёт? Каменный уголь

утонул. Он тяжёлый. Как выдумаете каменный уголь растворяется в воде

или нет? Как можно проверить? Возьмите палочку и помешайте. Меняет ли

вода цвет? Ответы детей (уголь не растворяется). Запомните: каменный уголь

нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и

попробуйте им нарисовать, что ни - будь на бумаге. Дети рисуют. В конце

11

показывают свои работы. Вытирают руки салфетками. Выходят из-за столов

и садятся на стульчики.

Итог:

Вы сегодня познакомились с разными камнями. Назовите мне их. Морские,

речные, пемза, каменный уголь. Чем отличаются морские камешки от

речных?

Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и

холодные, красивые, разного цвета; речные камешки – шершавые, неровные,

разной формы, с острыми углами. Чем вам больше всего понравилось

заниматься? Ответы детей.

12



В раздел образования