Автор: Зубенко Оксана Ильинична
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Поспелихинская СОШ №1" Котляровская СОШ
Населённый пункт: п. Котляровка Поспелихинского района Алтайского края
Наименование материала: Учебно-воспитательная работа
Тема: Программа воспитательной работы классного руководителя с учащимися 5 класса
Раздел: среднее образование
МБОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено:
На методическом совете классных
руководителей
Протокол № ____
от « » _________2020 г
Утверждено:
Директор школы______________
Н.А. Пустовойтенко
Приказ № ____ от « 30 » сентября
2020 г.
Рабочая программа воспитательной работы
Филиала МБОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа
№1» Котляровская СОШ
за 2020- 2021 учебный год
5 класс
Автор: Зубенко Оксана
Ильинична
с.Поспелиха, 2020 г
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Филиал МБОУ «Поспелихинская СОШ № 1» Котляровская СОШ находится
в поселке Котляровка, Поспелихинского района, Алтайского края. Школа
малокомплектная, с численностью обучающихся – до 50 человека.
Школа в селе является культурно -досуговым и спортивным центром, так как
все школьные, культурные и спортивные мероприятия проходят в школе. В
школе спортивный зал, библиотека, компьютерный класс, спортивная
площадка и музейная комната по истории школы и села. Классные комнаты,
в которых проводятся учебные и воспитательные (классные, общешкольные)
мероприятия -светлые, оборудованные оргтехникой,и подобранной по
возрасту учащихся, мебелью. Школа поддерживает тесную связь с СДК.
Дети участвуют в концертах.
Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов и детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой
воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В 20 километрах от поселка находится районный центр –село Поспелиха, в
котором расположены ближайшие досуговые организации: ЦДТ, районная
ДЮСШ, краеведческий музей, кинотеатр, РДК, школа искусств, центральная
библиотека, социальные объекты и организации бытового обслуживания
населения. Регулярного автобусного сообщения с районным центром нет,
поэтому становится ценнее и значимее воспитательная деятельность
педагогов филиала МБОУ «Поспелихинская СОШ №1» Котляровская СОШ.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Целевые приоритеты:
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Задачи:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2.реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
3.вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6.организовывать профориентационную работу со школьниками;
7.развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
«Ключевые общешкольные дела»
«Классное руководство»
«Курсы внеурочной деятельности»
«Работа с родителями»
«Самоуправление»
«Профориентация»
«Организация предметно-эстетической среды»
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
•
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый
комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских, совместных), на которые приглашаются представители других
школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в
рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
•
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
•
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
•
разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе
которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта,
доброго юмора и общей радости.
•
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
•
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей.
•
капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и
школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы
жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского,
педагогического и родительского сообществ школы.
•
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
•
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
•
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
•
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
•
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель,
воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
•
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
•
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
•
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
•
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
•
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом.
•
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
•
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
•
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя с учителями-
предметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
•
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
•
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
•
привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
•
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного
отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них
трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в
команде.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
•
Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
•
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
•
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
•
родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
•
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
•
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
•
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
•
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
•
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
•
через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
•
через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
•
через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
•
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
•
через деятельность созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
•
через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
•
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел,
штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
•
через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии,
осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
•
через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
•
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
•
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
•
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
•
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
•
организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в
области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с
теми или иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки.
•
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-
тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-
тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
•
индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
•
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
•
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
•
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
•
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для школьников разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
•
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также
брать с них для чтения любые другие;
•
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
•
размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментариума – набора приспособлений для проведения
заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических
экспериментов;
•
событийный дизайн – оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
•
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых
событий;
•
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению
альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного
оформления отведенных для детских проектов мест);
•
акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 четверть
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
ДЕД-День знаний. Кл.часы
посвященные 75-летию Победы
в ВОВ.
1-9
«РДШ в безопасности»
1-9
«Единый день безопасности
дорожного движения.»
1-9
ДЕД: День учителя
1-9
«Деление на поколения»
1-9
Торжественная церемония
приема в ряды РДШ « Мы с
тобой, РДШ»
2-9
ДЕД: День рождения РДШ
2-9
Сдача норм ГТО
ДЕД: День народного единства.
1-9
Классное руководство
Дела
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Кл. час «Твой путь в школу»
(инструктаж по ПДД,
составление маршрутного листа)
5
Кл. час «Мое здоровье в моих
руках» (беседа о профилактике
гриппа, ОРВИ, значении
прививок)»
5
Кл.собрание «Итоги 1 четверти»
5
Индивидуальные беседы по
ситуации
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Количеств
о часов в
неделю
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
ОДНКНР
5
1
Геометрия вокруг нас
5
1
ЮИД
5
1
Работа с родителями
Дела
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Общешкольное родительское
собрание по теме «Особенности
организуемого в школе учебного
процесса в условиях
коронавирусной инфекции»
1-9
Индивидуальные беседы
- подготовка детей к школе;
- соблюдение режима дня;
- профилактика пропусков без
уважительной причины;
- выполнение домашнего
задания;
- по ситуации
5
Составление социального
паспорта семьи.
5
Посещение квартир учащихся с
целью выяснения уровня
подготовки к школе,
ознакомления с условиями
жизни и учебы детей.
5
Сбор информации (согласие или
несогласие) относительно
прививок от ГРИППа.
5
Классное родительское собрание
«Адаптация пятиклассников»
5
Индивидуальные беседы по
ситуации
5
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Классные часы по вопросам : -
правила заполнения дневников
-организация дежурства по
классу
1-9
Подготовка праздничного
видеоролика ко дню учителя.
1-9
«Актив РДШ» Выборы в органы
ученического самоуправления,
актив РДШ запуск
регионального этапа конкурса
«Команда РДШ»
2-9
Проверка сохранности
школьных учебников
1-9
«Мое движение»
3-9
Профориентация
Дела, события, мероприятия
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Презентация и организация
работы внеурочной
деятельности.
1-9
Игра-викторина «Мир
профессий»
5
Организация предметно-эстетической среды
Дела
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Организация ЭКО десанта
«Чистый двор. Школа –наш дом
родной.»
1-9
Озеленение кабинета
5
Оформление поздравительного
плаката ко Дню учителя.
1-9
Акция «Чистый кабинет»
(генеральная уборка)
5
Школьный урок
Дела
Классы
Ориентир
овочное
время
проведени
я
Ответственные
Отмет
ка о
выпол
нении
Индивидуальные и
коллективные беседы:
соблюдение режима дня;
профилактика пропусков без
уважительной причины;
ведение тетради успеваемости;
своевременное заполнение
дневников;
пользование электронным
журналом
5
Индивидуальные беседы по
предварительным итогам 1
четверти
5
Посещение урока истории
5
2 четверть
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Ориентирово
чное
время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
«Моя мама в РДШ»
2-9
Конкурс «Колибри», посвященный
Дню Матери(7-11 лет)
1-4
ДЕД: День героев Отечества
1-9
Военно-спортивная игра «Зарничка»
1-4
День Конституции РФ
1-9
«С Новым годом»
1-9
Классное руководство
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Кл.-час «Мир без никотина»
1-9
Круглый стол «О маме с любовью…»
5
Кл. собрание «Итоги 2 четверти»
5
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Количество
часов в
неделю
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
ОДНКНР
5
Геометрия вокруг нас
5
ЮИД
5
Работа с родителями
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Общешкольное родительское собрание по
теме «Девиантное поведение подростка:
Криминальная подростковая субкультура.
Порядок реагирования родителей.
1-9
Праздник «Моя мама в РДШ»
1-9
Родительское собрание «Интернет в жизни
детей»
5
Индивидуальные беседы по итогам 2
четверти и по ситуации
5
Самоуправление
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметка
о
выполне
нии
Профориентация
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Диагностика «Самооценка волевых
качеств. Шкала самоэффективности»
5
06.11
Зубенко О.И.
Организация предметно-эстетической среды
Дела
Классы
Ориентирово
чное
времяпровед
ения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Конкурс рисунков ко Дню матери
1-9
Создание стенда «Мир без никотина»
5-9
Конкурс рисунков к Новому году.
1-9
Акция «Чистый кабинет» (генеральная
уборка)
5
Изготовление украшений и оформление
кабинета к Новому году
5
Школьный урок
Дела
Классы
Ориент
ировочн
ое
время
проведе
ния
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Тренинговое занятие «Тяжело в ученье –
легко в бою!»
5
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
результатам 2-й четверти
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
5
результатам 2-й четверти
Посещение урока биологии
5
3 четверть
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Ориентирово
чное
время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Классная встреча (онлайн)
1-9
Международный день книгодарения.
Акция «Подари книгу»
1-9
Конкурс чтецов «Живое слово»
5-9
Муниципальный этап всеросийского
конкурса социально-значимых проектов
«Я- гражданин России»
9
День защитника Отечества
1-9
Международный женский день
1-9
Литературный бал
5-9
Классное руководство
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Устный
журнал
«Любимые
зимние
праздники: Новый год, Рождество, Старый
Новый год, Крещение»
5
Кл.час «Поговорим о ВПР»
5
Праздничное
кафе
«Поздравляем
мальчиков с Днем Защитника отечества!»
5
Праздничное кафе «Поздравляем девочек с
Международным женским днем!»
5
Классное собрание «Итоги 3 четверти»
5
Подготовка и активное участие в
школьных праздниках
5
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Количество
часов в
неделю
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
ОДНКНР
5
Геометрия вокруг нас
5
ЮИД
5
Работа с родителями
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Индивидуальные беседы по ситуации
5
Общешкольное родительское собрание
«Родительский час БДД»
1-9
Классное собрание « Ребенок в Интернете»
5
Индивидуальные беседы по итогам 3
четверти и по ситуации
5
Привлекать родителей к участию в
школьных делах»
5
Самоуправление
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметка
о
выполне
нии
«Банк мнений» - сбор предложений и
мнений по улучшению жизни в школе.
1-9
Организация выставки «Моя любимая
книга»
1-9
Участие в подготовке праздника
посвященного Дню защитника Отечества.
1-9
Профориентация
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Тестирование «Мир увлекательных
профессий»
5-9
Конкурс рисунков «Моя будущая
профессия»
1-9
Диагностика «Профессиональные
интересы»
5
Диагностика «Изучение общей
самооценки»
5
Организация предметно-эстетической среды
Дела
Классы
Ориентирово
чное
времяпровед
ения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Акция «Добрые дела»: принимаем участие
в организации порядка в школьной
раздевалке (девочки)
5
Озеленение кабинета. Акция «Посади
цветок»
5
Акция «Чистый кабинет» (генеральная
уборка)
5
Школьный урок
Дела
Классы
Ориентирово
чное
время
проведения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Своя игра «Школьные науки»
5
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
результатам 3-й четверти
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
результатам 3-й четверти
5
Посещение урока английского языка
5
4 четверть
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Ориентирово
чное
время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Ежегодная Всероссийская акция «Будь
здоров»
1-9
Научно-практическая конференция
«Продвижение»
Классная встреча (онлайн)
1-9
Международный День Земли
1-9
День Победы
1-9
Военно- спортивная игра «Зарница»
5-9
Фестиваль «РДШ. Итоги года.»
5-9
Торжественная линейка, посвященная
последнему звонку
1-9
Классное руководство
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Интеллектуально-познавательная
игра
«Это мы не проходили…»
5
Викторина ко Дню Победы «По страницам
истории»
5
Подвижные игры на свежем воздухе
5
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Количество
часов в
неделю
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
ОДНКНР
5
Геометрия вокруг нас
5
ЮИД
5
Работа с родителями
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отмет
ка о
выпол
нении
Общешкольное родительское собрание
«Итоги года»
1-9
Классное собрание «Итоги года»
5
Индивидуальные беседы по текущим
результатам итогам 4 четверти и по
ситуации
5
Привлечь родителей к ремонту кабинета
5
Самоуправление
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметка
о
выполне
нии
Участие в концерте, посв. 9 мая
1-9
Профориентация
Дела
Классы
Ориентирово
чное время
проведения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Игра «Угадай профессию»
5
Организация предметно-эстетической среды
Дела
Классы
Ориентирово
чное
времяпровед
ения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
ЭКО-субботник
1-9
Благоустройство территории
1-9
Озеленение кабинета
5
Акция «Чистый кабинет» (генеральная
уборка)
5
Школьный урок
Дела
Классы
Ориентирово
чное
время
проведения
Ответственн
ые
Отметк
а о
выполн
ении
Диагностика мотивационной сферы
учащихся
5
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
результатам 4-й четверти
Проверка ведения дневников,
дисциплинарной тетради.
Индивидуальные беседы с учащимися по
текущим результатам и предварительным
результатам 4-й четверти
5
Посещение урока математики
5
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сведения об учащихся
Фамилия, имя
Дата
рождения
Состояние здоровья,
физкультурная
группа
Адрес, телефон
Сведения о родителях учащихся
Ф.И.О.
учащихся
Ф.И.О. родителей
(лиц, их заменяющих)
Место работы
Место проживания,
телефон
Социальный паспорт семьи
Многодетные
Неполные
Полные
Единственный
ребенок в семье
Социальный паспорт класса
Количество учащихся в классе
Из них мальчиков
девочек
Воспитываются в полных семьях
Воспитываются одним родителем
Проживают в семье с отчимом
Воспитываются одинокими матерями (вдовами)
Количество детей, находящихся под опекой
Учащиеся, воспитанием которых занимаются бабушки,
дедушки, родственники
Количество малообеспеченных семей
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении
Многодетные семьи
Дети - инвалиды
Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле
Учащиеся, состоящие на учете в ПДН
Участие воспитанников в классных, общешкольных мероприятиях.
ФИО учащегося
Название мероприятия
ФИО учащегося
Название мероприятия
ФИО учащегося
Название мероприятия
ОТЧЕТ
классного руководителя 5 класса Зубенко О.И.
по итогам I четверти
Тематические
классные часы (указать темы)
Количество проведенных классных
родительских собраний (указать
количество присутствующих
родителей)
Учителя предметники - участники
родительского собрания
Участие родителей в жизни класса,
школы
Сколько и какие уроки были
посещены
Поездки, экскурсии (указать
количество участников)
Работа с учащимися и семьями,
состоящими на разных видах учета
Участие детей, состоящих на ВШУ в
активной роли во внеклассных
мероприятиях
Педагог, ответственный за ВР_________________