Напоминание

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"


Автор: Залюбовская Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 42
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
Раздел: начальное образование





Назад




Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Выступление на семинаре.

Тема: Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать

самостоятельно.

А. Дистерверг

Главная

цель

моей

педагогической

деятельности

это

формирование

саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю

необходимо

сформировать

у

школьника

готовность

и

способность

к

саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль

приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только

обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов,

кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы

межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

Коммуникативные

действия

обеспечивают

социальную

компетентность

и

сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по

общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в образовательном

процессе?

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик

стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный

ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации

ребенка к школе.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в

образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей

взрослой жизни.

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий

ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому

их формированию следует уделять пристальное внимание.

Видами коммуникативных действий являются (слайд 1)

инициативное сотрудничество;

планирование учебного сотрудничества;

взаимодействие;

управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество в себя включает (слайд 2)

-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества(слайд 3)

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие включает в себя (слайд 4 )

Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

строить понятные для партнера высказывания;

строить монологичное высказывание;

вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией(слайд 5)

-Умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого

общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность,

экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д .

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование

коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению

качества учебно-воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных УУД идет через групповые и парные формы

работы, помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, даёт

эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников, создание

атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.

Что делаем в паре: разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем,

обмениваемся опытом, сочиняем, решаем задачи, проверяем технику чтения, вычисления,

письменные работы…

Проверка домашнего задания в парах.

Пересказ сказки, используя иллюстрации.

Алгоритм обучения учащихся работе в паре

1.

Постановка цели работы перед учащимися.

2.

Распределение ролей.

(Рассказчик и слушатель)

3.

Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)

4.

Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах

5.

Самоанализ

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

Работа в группе.

Цели организации работы в группе:

создание учебной мотивации,

пробуждение в учениках познавательного интереса,

развитие стремления к успеху и одобрению,

снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание,

развитие способности к самостоятельной оценке своей работы,

формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников

обучения обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух

команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и

тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно

по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из

учеников, имеющих одинаковую степень познавательной активности. Кроме того, группы

могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям

работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе

могут распределяться по-разному:

все роли заранее распределены учителем;

роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в

течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли

самостоятельно, исходя из своего желания;

участники группы сами выбирают себе роли.

Подводим итоги.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

-

учащихся

учат

слушать;

перед

этим

учитель

обычно

говорит:

«Слушаем

внимательно».

2. Технология

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на

позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую

социальную компетентность. Технология будет работать если:

Определены цели (Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с

учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это

нужно, что он хочет получить в итоге?

Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между

наличным состоянием и желаемым).

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Выбран партнер по коммуникации. Формируя пары/группы/команды

учителю надо учесть следующее:

- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или

нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно,

продумать, как его подключать к работе;

- состав пар\групп должен меняться;

- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню обобщения

(высокий и средний, средний и низкий);

- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров

обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать

уровень шума.

Распределены функции и роли. (По мере использования групповых форм

учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном

содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия,

кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты

и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно

менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем,

конфликтному

– примерить

роль посредника.

Именно

обмен ролями даст

возможность ученику побыть в «чужой шкурке», лучше понять позицию партнера по

общению).

Ученики умеют действовать и взаимодействовать. (Для того, чтобы

научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы

работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила,

наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно

особенно выделить следующие:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки. Вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если

другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

Образцом

партнерской

коммуникации

для

детей

является

учитель.

Он

повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения

дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.)

Получаем и оцениваем результат. Следует последовательно и тактично

вести детей к осознанию ответственности не только за свой «кусочек»

работы, а за общий результат работы группы.

Общий результат должен быть сформулирован и принят всеми членами группы.

Очень

важным

этапом

работы

является

сличение,

сверка

полученного

парой/группой результата и той цели, которая была поставлена. Лучше, если свойства,

признаки, критерии этой цели будут кратко сформулированы и на первых порах даже

написаны на доске.

Делаем выводы и рефлексируем.

( Как каждый ученик работал в группе;

- кто внес наибольший вклад;

- почему в какой-то группе было трудно работать;

- соблюдались ли правила групповой работы;

- как сумели прийти к общему мнению).

Групповая работа, помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет

возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку

зрения. Групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям

строить отношения на основе толерантности.

Пример коммуникационных УУД фрагмент урока, каковы особенности работы в

группах. Урок по математике «Письменное деление многозначных чисел на двузначные».

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая

предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и

активную деятельность учащихся по её разрешению. На этапе актуализации

знаний, дети выясняют тему урока через проблему не могут решить

выражения .Дети не сразу могут ответить на этот вопрос. Поэтому приходим к

единому мнению, что ответить на него сможем только после того, как вспомним

сезонные алгоритм деления на однозначное число. Для этого на этапе Изучение

нового материала. Дети работают в парах (идет исследовательская работа через

коммуникативные действия).

Залюбовская Елена Александровна г. Комсомольск-на-Амуре МОУ СОШ № 42 2019г.

На этапе первичного закрепления использовались монологические и

диалогические формы развития речи, использовались задания, которые позволяют

начать обучение способам применения, задание частично-поискового и

творческого характера.

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной

деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а

что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в

плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

На мой взгляд использование проблемно-диалогического обучения в

образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие

коммуникативной деятельности, т.к. дети учатся ставить и решать задачи,

посредством диалога. В результате этого появляются:

значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;

возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в

творческом поиске;

развитие коммуникативных действий.

Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. Поэтому в классе

должен быть накоплен электронный учебный материал по каждому предмету.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но

и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их

коммуникативной деятельности.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего

образования с помощью технологии деятельностного подхода у выпускников будут

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Спасибо за внимание!



В раздел образования