Напоминание

Танцевальное искусство как средство всестороннего развития личности ребенка старшего дошкольного возраста


Автор: Сысоева Марина Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №13
Населённый пункт: г. Аксай, Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Танцевальное искусство как средство всестороннего развития личности ребенка старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Танцевальное искусство

как средство всестороннего развития

личности ребенка

старшего дошкольного возраста»

Сысоева Марина Анатольевна

музыкальный руководитель

МДОУ №13 «Сказка», г. Аксай

2021 г.

План

1.

История танца.

2.

Танцевальное искусство как средство всестороннего развития

личности ребенка.

3.

Система работы музыкального руководителя по обучению детей

элементам бального танца.

3.1. Цели и задачи.

3.2. Подбор музыкального репертуара к танцам.

3.3. Организация работы музыкального руководителя по обучению

детей элементам бального танца.

4.

Выводы

5.

Литература

6.

Приложение

2021 г.

История танца

Искусство древних славян неразрывно сочетало музыку, слово

и танец. Один из самых древних танцев на Руси – хоровод всегда

сопровождался песней. Его основной рисунок – круг, олицетворяв-

ший движение Солнца вокруг Земли. Позднее появились сольные

танцы, где требовалось особое выразительное исполнение, техниче-

ское мастерство и актерское дарование. Содержание стремились

передать в максимально реалистической и достоверной форме без

условностей и символики. Одни из самых ярких сольных плясок –

двое мужчин соревнуются в буйном переплясе или парень и девуш-

ка танцуют в парном поединке, когда она кокетлива и призывна, а он

отвечает ей удалью и лихостью. Пляска всегда имела четкую драма-

тическую линию, что стало основой русской школы танцев в балет-

ном искусстве.

Первыми профессиональными исполнителями танцев на Руси

были скоморохи. Короткие театральные постановки, высмеивающие

человеческие пороки или изображающие вечную борьбу добра и

зла, продолжили скоморошьи традиции. Затем появилась народная

кукольная комедия – театр Петрушки, бережно сохранившая старин-

ный танец, обобщившая его основные движения.

В 1718 году Петром I издается указ об ассамблеях, положив-

ший начало публичным балам. Преподавание бального танца в ка-

зенных учебных заведениях стало обязательным. Школа танцев

имела строгий церемониал. Русскую публику частенько не устраива-

ли чинные европейские танцы, и в самый разгар бала она переходи-

ла на более яркие и живые народные пляски. В связи с возросшим

интересом к танцам появились профессиональные школы и танц-

мейстеры, приглашаемые из-за границы.

2021 г.

Русская балетная школа берет свое начало в 1731 году, после

начала преподавания изящных искусств в Шляхетском кадетском

корпусе Петербурга. Под влиянием итальянской и французской школ

танцев произошло рождение новой самобытной русской классиче-

ской школы. Вторая половина XVIII века ознаменована феерическим

развитием балетного искусства, на сценах, оттеснив иностранцев,

появились русские исполнители.

На западе, начало XX века сопровождалось упадком хореогра-

фии. Классический балет практически был уничтожен, появились

танцы Востока, Египта, вошел в моду танец живота. Русское искус-

ство развивалось в своем русле, а мировое признание было получе-

но во время гастролей русского балета в Париже в 1909 году. Рус-

ские сезоны стали традиционными.

Искусство танца постоянно развивается, обновляется более

сложными формами, появляются совершенно новые танцевальные

течения.

Бальный танец - танец, который служит для массового развле-

чения и исполняется парой или большим количеством участников на

танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют так-

же бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного,

фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и при-

дворный) и сценический (ритуальный - храмовой, танец феодальной

знати, народных потешников) шел одновременно с расслоением об-

щества и его социальным расслоением на антагонистические клас-

сы. Этот процесс протекал схоже в странах Западной и Восточной

Европы, Азии и Африке. Народные истоки бального танца обеспечи-

ли его жизнеспособность и высокое распространение. Они способ-

ствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития

демократических жанров и форм бытового танца у различных наро-

2021 г.

дов. Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных

условий (разнообразной общественной жизни развивающихся горо-

дов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального

танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17

веках Франция становится законодательницей бального танца. Пер-

воначально бальный танец не имел четко установленной формы.

Преобладали низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверанса-

ми, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопро-

вождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте,

тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на

балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявши-

еся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы

объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой,

павана с гальярдой и т.д. Большой популярностью в Италии и осо-

бенно во Франции пользовались Французский бальный танец

бранль, а также вольта (14-16 в.в.). В 17 веке бальный танец распро-

странился по всей Европе.

Танцевальное искусство как средство

всестороннего развития личности ребенка

Танец был популярен во всех странах мира на протяжении

всей истории человечества. Люди танцевали по разным поводам: во

время обрядов праздников, ради развлечения и забавы. Многие

танцы имеют культурное и историческое значение. Каково же

влияние танца на развитие личности ребенка? Танец-искусство

синтетическое,

оно

позволяет

решать

задачи

физического,

музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического

развития детей.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У

2021 г.

него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки,

он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает

предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье -

важнейшая предпосылка правильного формирования характера,

развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.

«…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны,

то

объем

информации,

поступающий

из

рецепторов

мышц,

уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и

приводит

к

нарушениям

его

регулирующей

функции!»

(Ю.Змановский). Как показывают многочисленные эксперименты,

дети, занимающиеся танцами, к моменту поступления в школу

владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и

умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для

них характерна правильная осанка, высокая работоспособность,

целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию.

Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым

требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного

возраста настолько велико, что врачи и физиологи называют этот

период «возрастом двигательной расточительности». И именно

занятия танцами помогают творчески реализовать эту потребность,

ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не

только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и

стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся танцами, гораздо

реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся

грамотно,

педагогически

продуманно

и

заинтересованно,

то

обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же,

конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих

воспитанников

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей,

2021 г.

предупреждать случаи гипердинамики и перевозбужденности.

Исследователи анатомо-физиологических и психологических

особенностей

детей

отмечают:

активное

развитие

опорно-

двигательного

аппарата,

скелетной

мускулатуры,

укрепление

сердечно-сосудистой системы, улучшение координации движений.

Лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим

телом. Большинству из нас не хватает раскованности и легкости в

движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются

приобретенные с детства психологические блоки.

Как правило, они обусловлены различными установками, инди-

видуальными особенностями личности, образом мышления и вос-

приятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, от-

сутствие гибкости мышления или слабость характера могут прояв-

ляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Таким об-

разом, внутренняя скованность рождает внешнюю, а внешняя в

свою очередь усугубляет внутреннюю. Получается замкнутый круг,

который со временем может дополниться вторичными проблемами:

замкнутостью, раздражительностью, конфликтностью.

Жить с этими «достижениями» трудно, бороться - тоже. Чаще

всего избавить человека от них под силу только профессионалу. Мы

в эту сферу углубляться не станем, а подумаем о том, как предот-

вратить их появление, ведь это под силу каждому.

Подавляющая часть наших блоков родом из детства. Поэтому

и без того немалый груз ответственности родителя перед ребенком

дополняется еще такими задачами. Как предотвратить у малыша

формирование негативных установок, улучшить отношение к окру-

жающим, скорректировать образ мыслей, раскрепостить тело,

научить расслабляться и самовыражаться.

2021 г.

Детский психолог Наталья Иветина считает, что эти проблемы

можно решить, отдав ребенка в детский танцкласс. Дело в том, что

танец является чем-то большим, чем просто движение под музыку.

Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в

любой сфере деятельности. Он учит ребенка сорганизовывать тело

и дух, помогает проявлять вовне то, что находится внутри нас.

И музыка, и танец, помимо развития специфических музыкаль-

ных навыков, помогают воспитывать внимание, волю и коммуника-

бельность.

Совсем недавно в прессе широко транслировались результаты

исследований, проведенных американскими учеными. Они доказа-

ли, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников

в развитии и добиваются больших успехов в учебе.

Бальные танцы очень важны и для эстетического воспитания

ребенка, ведь такие танцы дают малышу возможность почувство-

вать очарование латиноамериканских ритмов и научиться использо-

вать свое тело в качестве инструмента, способного выразить чув-

ства и эмоции. Эта программа развивает пластику, координацию

движений, дыхательную систему, и кроме того учит ребенка чувство-

вать и демонстрировать это в танце. А это лучше любых занятий с

психологом позволяет научиться не копить в себе эмоции, а свобод-

но и грамотно транслировать их в мир.

Кроме того, ребенок, делающий что-то, что у него получается,

ощущает реализованность, удовлетворение, видит признание соб-

ственных успехов. Это формирует позитивный настрой, учит радо-

ваться за других, снимает предпосылки для формирования комплек-

сов или чувства неполноценности.

Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к

импровизации. Занятия позволяют наиболее ярко раскрыть харак-

2021 г.

тер и индивидуальность ребенка, развить такие качества как целе-

устремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому,

что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощен-

ными, открытыми и общительными. А значит, во взрослую жизнь они

войдут гармоничными полноценными людьми без лишних блоков и

негатива.

Система работы по обучению детей элементам бального танца

Все программы музыкального воспитания и развития детей

имеют стандартный набор танцевальных движений. Многие дети

легко их усваивают, тогда и возникает потребность изучения новых,

оригинальных, современных движений. Дети с интересом и удоволь-

ствием знакомятся с новыми направлениями и видами танца.

Формируя танцевальную группу необходимо учитывать следу-

ющее: желание детей и задатки. Зачастую, дети желающие научить-

ся танцевать, добиваются больших успехов.

Успешное решение поставленных задач на занятиях, возможно

только при использовании открытых педагогикой принципов и мето-

дов обучения.

Принцип доступности и индивидуализации – предусматривает

учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Доступ-

ность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успеш-

ного преодоления путем физических и психических усилий занимаю-

щегося. Одним из основных условий доступности является преем-

ственность и постепенность усложнения заданий. Практически это

достигается на занятиях. Индивидуализация подразумевает учет ин-

дивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеоб-

разные функциональные возможности, поэтому по-разному проте-

2021 г.

кает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на

физические нагрузки.

Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду

непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия

дисциплинируют детей, тем самым приводят к хорошим результатам.

Принцип сознательности и активности – предполагает обуче-

ние, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение

детей к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку

необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему

именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала – танцевальные занятия

требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Толь-

ко при многократных повторениях образуется двигательный стерео-

тип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся ка-

кие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и прие-

мы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как

они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают поло-

жительные эмоции.

Принцип наглядности – понимается как широкое взаимодей-

ствие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно

связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разу-

чивании новых движений наглядность – это безукоризненный прак-

тический показ движений педагогом.

Все вышеуказанные принципы могут быть удачно реализованы

только во взаимосвязи с методическими приемами.

Метод показа. Разучивание нового движения, позиции педагог

предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в испол-

нении педагога движение представляет в законченном варианте.

2021 г.

Дети сразу видят художественное воплощение образа, что бу-

дит воображение.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без

словесных пояснений, которые должны быть краткими, точными, об-

разными и конкретными. В словесном методе очень важна интона-

ция. Словом можно стимулировать активность детей, но можно и

убить их веру в себя.

Метод иллюстративной наглядности. Занятие с дошкольниками

вовсе не исчерпывается только задачей физической и музыкальной

тренировки. Полноценная творческая деятельность не может проте-

кать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без

знакомства с репродукциями, фотографиями и видеофильмами. Ко-

нечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предло-

женного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен

ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь

разобраться в увиденном.

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и

эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равно-

душных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом

пользуется педагог. Какой бы метод он не выбрал, главное, чтобы

ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и

с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Цели и задачи

Цель работы: Приобщать ребенка к миру танца, воспитывать

любовь и интерес к бальному танцу, формировать пластику, культуру

движений, их выразительность, способствовать развитию творче-

ских психических, познавательных способностей.

Задачи:

2021 г.

1. Способствовать общему физическому развитию ребенка.

2. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окру-

жающего мира через музыку и движение.

3. Учить понимать язык музыки и выражать его в танце.

4. Развивать у детей творческое начало, уметь применять эле-

менты бального танца в импровизации.

Подбор музыкального репертуара к танцам

Музыка в области танцевального искусства занимает одно из

центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво

двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень

хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах

музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной

силой

эмоционального

воздействия,

сопровождая

движения,

повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность,

четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье

и соответствующая подготовка.

Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка,

его способность пластически отражать особенности музыки –

ритмические, темповые, эмоциональные.

Есть,

скажем,

дети,

у

которых

заметна

своего

рода

заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует

сосредоточить

преподавательские

усилия.

Обычно

такая

заторможенность мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле

такта.

Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша.

Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как

воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит

проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на

2021 г.

три четверти, придающий совсем иной характер движению. И,

наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они

разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки),

между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между

диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука).

Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития

ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

Музыку

иногда

считают

второстепенным,

придаточным

элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу

танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает

подлинной выразительности исполнение. Именно музыка, причем

хорошо

подобранная,

позволит

с

самого

начала

избежать

формального подхода к самым простым упражнениям.

Детей

надо

знакомить

с

музыкой,

передающей

разно-

характерные образы, – от веселых, беззаботных или лирических,

нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и

организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить

свои движения во времени, в соответствии с различным метро-

ритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Успех

работы

решается

не

количеством

проделанных

упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию.

Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по

ним сразу же видно, что дают детям музыка и танец.

Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной

важности. Именно в течение последовательного ряда занятий

ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению.

Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и

2021 г.

восприятию

мелодии,

особенно

на

первых

порах.

Если

в

композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной

разработке,

ее

можно

несколько

упростить,

подвергнув

аранжировке.

Разумеется,

музыка

должна

выбираться

в

соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его

критериев, они определяются такими понятиями, как ясность,

доходчивость, законченность мелодии.

Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного

произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только

тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в

разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Все, о чем мы говорим здесь, направлено к одной цели:

сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки,

способность получать подлинное эстетическое наслаждение от

контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.

Организация работы музыкального руководителя

по обучению детей элементам бального танца

Чтобы организовать танцевальный коллектив, нужно провести

большую подготовительную работу. Начинать с условий: есть ли

помещение, аппаратура. Далее, основной этап, прием детей. При

отборе детей следует учитывать следующее: хорошее чувство

ритма

у

детей,

хорошее

здоровье

(отсутствие

врожденных

патологий), желание детей.

Целесообразным будет разделить детей на две подгруппы. В

первой подгруппе будут заниматься все желающие, а во второй –

наиболее способные, с хорошими физическими данными. Если

этого не сделать, то слабые дети быстро потеряют веру в свои

возможности, а более способным наскучит повторять одни и те же

освоенные упражнения. В итоге и у тех и у других пропадет интерес

2021 г.

к занятиям. Работа вновь организованного коллектива начинается с

собрания, где решаются все организационные вопросы: форма для

мальчиков и для девочек, время проведения занятий, правила

поведения.

При первой же встрече с детьми руководитель обязан добиться

внимания к каждому своему слову и ответственного отношения к

основным правилам работы и поведения. Четко структурированное

занятие задает определенный темп, а смена видов деятельности

целесообразна для концентрации внимания.

План занятия

Вводная часть:

приглашение детей в зал;

разминка;

мини-этюды;

Основная часть:

знакомство с танцем;

разбор основных движений;

постановка танца;

Заключительная часть:

импровизация;

релаксация;

поклон, уход из зала.

Выводы

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь

человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения

конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами

2021 г.

музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в

развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители

задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить

ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают

для своего ребёнка занятия танцем. На таких занятиях ребёнок не

только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и

будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это

именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться,

показать окружающим, как он видит этот мир.

2021 г.

Литература

1. Адлер Н. О чем рассказала музыка. — М., 1976.

2. Васильева Е. Танец. — М., 1968.

3. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. —

М., 1963.

4. Власенко Г. Создание танцев на основе игровых песен.

Методические рекомендации. — Куйбышев, 1983.

5. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. —

Л., 1964.

6. Дешкова И. Загадки Терпсихоры. — М., 1989.

7. Конорова Е. Ритмика в театральной школе. — М.— Л., 1947.

8. Константинова А. Стретчинг. Учебное пособие. - СПб., 1993.

9. Константиновский В. Учить прекрасному. — М., 1972 г.

10.

Котельникова

Е.

Биомеханика

хореографических

упражнений. — Л., 1973.

11. Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. — М.,

1972.

12. Степанова Л. Бальные танцы. — М., 1972.

13. Субботина Л. Развитие творчества у детей. — Ярославль,

1996.

14. Страунинг А. Методы активизации мышления. — Обнинск,

1994.

2021 г.



В раздел образования