Автор: Светлана Анатольевна Тимофеева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва" МО "Островский район"
Населённый пункт: Псковская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературы "Сила растущего сердца"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
Конспект урока литературы по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»
Тема: «Сила растущего сердца…»
Цели:
Предметная:
- актуализировать знания учащихся;
-развивать
навыки
учащихся
воспринимать
и
интерпретировать
художественное произведение.
Личностная:
- использовать для решения задач различные источники информации.
Метапредметная:
- ориентироваться на тесную связь с социокультурным опытом учащихся;
- постигать противоречивость мира в действии;
- формировать ключевые компетенции, УУД.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Психологический настрой урока.
Задумываемся ли мы о счастье? Конечно, да. Совсем недавно мы писали
сочинение «Что значит быть счастливым?» Давайте посмотрим, какие
определения вы дали этому слову.
Естественно, что у каждого из нас представление о счастье своё.
Многие писатели тоже пытались ответить на этот вопрос. Среди них и
Андрей Платонов: «Есть время в жизни, когда невозможно избежать
своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других
людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом».
А я счастлива, что сегодня с вами провожу открытый урок. И, возможно,
смогу открыть ваши сердца для новых чувств.
III. Целеполагание.
Из фразы А. Платонова выпишите ключевые слова, раскрывающие смысл
слова «счастье», и запишите их в виде предложения. Это предложение станет
тезисом нашего урока.
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
«Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это
счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы
растущего сердца, согревающего своим теплом».
Мне кажется, эти слова можно отнести к платоновским героям, и,
в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором
сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться
жить «от силы растущего сердца». Но сначала герой этого не знает, как,
впрочем, не знаем и мы. Именно поэтому я так назвала наш урок.
Давайте попробуем определить цель урока.
IV. Реализация смысла.
1. Работа
по
содержанию
рассказа
с
помощью
приёма
«круг
ассоциаций».
- В одном-двух словах определите, какие чувства вызвал у вас рассказ?
(грусть, боль, чувство сострадание, мне было жаль героя, я счастлив,
оттого что герой вернулся в семью…)
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? Запишите их на
ваших рабочих листах (заполняют верхнюю часть кластера).
Куда? О чём?
Домой Как пройдёт встреча
С кем? От чего?
Почему? Любовь
С родными
Война
Возвращение
Путь
дорога
Радость
Разлука
Тревога
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
А теперь давайте расширим круг ассоциаций (нижняя часть кластера).
Какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете данные слова? (появляются
вопросы)
Сделайте вывод о том, что же такое возвращение?
(
Это путь домой после
долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости, любви и тревога о том,
как произойдёт встреча.)
Данное слово имеет прямое значение, которое вы назвали и переносное,
связанное с понятием «состояние души».
А вот какое возвращение главное для нашего главного героя, нам предстоит
выяснить. Для этого обратимся к основным эпизодам произведения.
2. Анализ эпизодов.
«Иванов и Маша»
- Торопится ли Иванов домой? (Нет) – Почему?
- Почему он остаётся с Машей ещё на два дня? Что их объединяет?
(подтвердите словами из текста)
(«…потому, что хотел погулять ещё
немного на воле», оба боялись возвращаться домой, так как привыкли к
войне, они чувствовали себя «осиротевшими без армии»)
- Не вызывает ли поступок Иванова у вас осуждения? (дискуссия)
- Как вы думаете, почему автор выбрал именно фамилию Иванов? (это одна
из самых распространённых фамилий в России, наверное, автор хотел этим
сказать, что такая беда постигла не только эту конкретную семью, то, что
такую ситуацию переживало большинство людей.)
«Встреча с родными» (проверка домашнего задания)
«Мать – это родина, женское начало, душа, … природа. Отец – это начало
мужское, духовное, идеальное. И они не должны существовать отдельно,
потому что тогда возникают дисгармония и трагедия».
- Действительно ли в семье Ивановых разлад? Докажите это.
(- Как отца встречает сын? Холодно, приехал на 6 сутки, удивляется, что
мало наград.
- Как встречают его дома? Что он чувствует, оказавшись дома? Возвращение
героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное
довольство. Война миновала».
Знакомится с предметами, вспоминает
запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих,
согревает душу). («Странен и ещё не совсем понятен был Иванову родной
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
дом… до …и он не мог ещё ясно понять, почему у Петрушки сложился
такой характер».)
- Кто командует в доме? Подтвердите текстом. О чём это говорит? (Петька.
(Эпизод про печку, про картошку). «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить
надо, он с войны пришел…».Мальчик рано повзрослел, война нужно
выживать.)
Вывод: война действительно внесла в семью трагедию – Петрушка лишён
детства, Настя не знает отца.
- Почему, ребята, казалось бы все вместе, должны радоваться, а все плачут?
(За годы войны он просто отвык от семейной жизни. У него обида. Думает
больше о себе, чем о семье: жене, детях.)
«Ссора с женой».
- Какова причина ссоры Иванова с женой? О чём говорит его поведение? Как
вы оцениваете его в этом эпизоде?
Вывод: душа Иванова никак не может «оттаять», он берёт на себя право
судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить.
«Возвращение».
- Что происходит утром в доме Ивановых?
- Почему герой решил уехать к Маше? (Прибыв с войны в родной дом, в
семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Иванов испугался
трудностей, он вспомнил о другой женщине, с которой ему было тепло и
уютно.)
- Чтение эпизода «Его сердце ожесточилось…»
- Кто помог Иванову возвратиться домой? (Дети помогают ему в этом. Он
возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир,
а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение
и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным.)
- Через что переступает герой, возвращаясь в семью? (Через собственное
самолюбие.)
Вывод. Мы можем сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе
настоящему. Действительно, искалеченные войной души поддаются лечению
только любовью и пониманием.
V. Подведение итогов.
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
- Кто смог прекратить ссору, произошедшую между мужем и женой?
(Ребёнок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей,
своих родителей, он нашёл в себе силы понять отца и простить его.)
- Что помогло восстановить гармонию? (Любовь.)
- Сколько возвращений было в произведении? (2)
- О каком возвращении говорит заглавие? (Возвращение к себе, к семье)
- Сколько раз в тексте повторяется слово сердце? (15) Как вы думаете
почему? (От него, согревающего своим теплом, «действительно должно
приходить счастье» и именно такое сердце «просыпается» в груди
Иванова, человека, вернувшегося к себе.)
VI. Рефлексия.
- Работая в парах, составьте синквейны по прочитанному произведению.
(любовь, сердце, возвращение, герои, Петрушка)
VII. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
Обсуждая открытый вопрос «Что такое счастье?» на уроке мы выяснили, что
счастье –
возможность вернуться к
себе прежнему, настоящему,
в
нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев,
ее опора, надежность, и ней спасение от одиночества. Пусть ваши растущие
сердца всегда будут сильными, будут обнажены для любви и доброты. Пусть
в ваших семьях царит гармония.
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
Рабочий лист к уроку
«Сила растущего сердца…»
(по рассказу А. Платонова «Возвращение»)
I. «Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это
счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы
растущего сердца, согревающего своим теплом».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Цель урока:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Кластер «Круг ассоциаций».
Вывод:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
IV. Анализ эпизодов.
«Иванов и Маша»
«Встреча с родными»
«Ссора с женой»
«Возвращение»
V. Рефлексия.
Составьте
синквейн,
используя
следующие
слова:
сердце,
любовь,
возвращение, герои, война (одно слово на выбор).
ВОЗВРАЩЕНИЕ
МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва» МО «Островский район» Псковской области»
Тимофеева Светлана Анатольевна
Правила составления синквейна.
1 строка. Существительное, обозначающее тему синквейна.
2
строка.
Два
прилагательных,
раскрывающих
какие-то
интересные,
характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
3 строка.
Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д.,
свойственные данному явлению, предмету.
4 строка.
Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая
предыдущие две строки.
5 строка.
Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее
черту.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
VI. Домашнее задание.
Мои мысли и чувства после прочтения рассказа А. Платонова
«Возвращение».
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________