Напоминание

Приобщение детей к истокам русской народной культуры


Автор: Кузьмина Нина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: д. Дворищи ул. Центральная д. 10а
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к истокам русской народной

культуры

Кузьмина Н.Ф.,

воспитатель

МАДОУ д. Дворищи

В

течение

нескольких

лет

в

нашем

саду

работа

проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

«Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной

культуры».

Работая

по

этой

программе,

у

нас

есть

удивительная возможность дать детям почувствовать

себя

частью

великого

целого

своего

народа,

своей

страны,

научиться

уважать

их,

ценить

прошлое

и

настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь

только

в

этом

случае

мы

можем

рассчитывать

на

прогрессивное развитие.

Главное в работе нашего детского сада– творческое

развитие

ребёнка,

его

умение

действовать

в

воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира

чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти,

сознания,

его

индивидуальности

и

духовности..

Проводя

работу

по

данной

теме,

мы

стараемся

формировать

в

душе

ребёнка

любовь,

бережное

отношение

к

труду,

восхищение

мастерством

человеческих

рук.

Всё

это

становится

неиссякаемым

источником нравственного и познавательного развития

р

е

б

ё

н

к

а

.

Вся

система

работы

включает

в

себя

поэтапное,

постепенное

воспитание

и

развитие

ребенка

на

традициях народной культуры. Работать начинаем

с

младшей группы. На каждый возраст (младший, средний,

старший) разрабатывается перспективный план работы

на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой

и

М.

Д.

Маханёвой

«Приобщение

детей

к

истокам

народной культуры».

Подойдя

творчески

к

реализации

программы,

были

разработаны

конспекты

занятий.

Интерес

к

теме

возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его

эмоционально-чувственная

сфера.

Это

достигается

благодаря

включению

в

программу

занятий:

игр,

элементов

театрализации,

фольклора

и

практической

деятельности,

во

время

которой

дети

имеют

в о з м о ж н о с т ь

с д е л а т ь

ч т о - т о

с в о и м и

руками.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на

формирование

душевных

качеств

ребёнка

развивает

любознательность,

воспитывает

чувство

прекрасного.

Детей

должны

окружать

предметы,

характерные

для

русского

народного

быта.

Это

позволяет

детям

с

раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В

группе

для

этого

отведён

уголок,

в

котором

есть:

альбомы:

«Дымковская

игрушка»,Городецкая

роспись

Хохлома

и

др.

Раскраски:

«Матрёшки»,

«Народное

творчество»

и

др.

Рассматривая

эти

альбомы

и

раскраски,

дети

знакомятся

с

элементами,

узорами,

орнаментами,

сюжетными

композициями…

Дети

с

удовольствием

рассматривают

узоры

с

изображением

сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей

силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится

обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и

др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием

занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Одним из условий успешного решения задач является

создание

предметно-развивающей

среды,

которая

способствует накоплению информации, с этой целью в

ДОУ создан мини

музей. Наш музей – не традиционен:

экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены

верёвкой.

Здесь

не

только

можно,

но

и

нужно

всё

потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле,

обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только

прикасаясь

к

настоящим

предметам

старины,

дети

чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи.

Только предметы, сделанные руками его далёких предков,

донесут до сознания ребёнка представления о жизни в

д а л ё к о м

п р о ш л о м .

Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее.

З а д а ю т

м н о г о

в о п р о с о в .

Широкое

использование

фольклора

(сказок,

песен,

частушек, пословиц, поговорок и др.)

В устном народном творчестве как нигде отразились

черты русского характера, присуще ему нравственные

ценности

представления

о

добре,

красоте,

правде,

верности и т. д. Особое место в таких произведениях

занимает уважительное отношение к труду, восхищение

мастерством

человеческих

рук.

Благодаря

этому

ф ол ь к л о р

я вл я етс я

б о га т е й ш и м

и с т оч н и к о м

познавательного

и

нравственного

развития

детей.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во

всех

режимных

моментах,

например

на

утренней

гимнастике

мы

с

детьми

обращаемся

к

устному

народному

творчеству,

выполняем

упражнения

под

потешки, также при умывании и когда просыпаемся и

многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным

образом

сочетается

слово,

напевность,

музыкальный

ритм.

Адресованные

детям

потешки,

прибаутки,

заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,

нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и

поговорках

метко

оцениваются

различные

жизненные

позиции,

высмеиваются

недостатки,

восхваляются

п о л о ж и т е л ь н ы е

к а ч е с т в а

л ю д е й .

Знакомство с русскими народными играми.

Русские

народные

игры

привлекают

внимание

не

только

как

жанр

устного

народного

творчества,

они

заключают в себе огромный потенциал для физического

развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту

движений,

силу,

меткость.

Разученные

считалки,

скороговорки делают процесс игры более интересным и

увлекательным.

Мною разработана картотека народных игр, для детей

по

возрастам;

система

совместных

мероприятий

взрослых и детей по приобщению к русским народным

играм.

Проведение

традиционных

народных

праздников.

Работа

с

детьми

предполагает

обязательное

использование

народного

устного

и

музыкального

фольклора, включая проведение традиционных народных

праздников

в

детском

саду.

Активно

участвуя

в

праздничных

действиях,

проживая

их

эмоционально,

коллективно,

дошкольники

приобщаются

к

различным

сторонам общественной жизни, культуре, языку своего

народа. В праздничных обрядах активно задействованы

художественное

слово,

предмет,

ритм,

музыка;

присутствует

уважительное

отношение

к

труду,

восхищение

мастерством

человеческих

рук,

победы

красоты

и

добра.

Всё

это

становится

неиссякаемым

источником нравственного и познавательного развития

ребёнка.

Здесь

в

качестве

основных

средств

воспитания

используются

все

компоненты

народной

культуры:

фольклор,

песня,

сказка,

пословицы,

поговорки,

художественные промыслы. К участию в традиционных

народных праздниках привлекаются родители, работники

местного Дома культуры.

Результативность работы.

За

время

работы

по

этой

программе

у

детей

появились знания о музее, о материалах и их признаках, о

том, что выбор материала для изготовления предмета

обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе

изготовления

вещей

из

разных

материалов

разными

инструментами.

Развивается

интерес

и

желание

заниматься

изобразительной

деятельностью,

дети

знакомятся

с

произведениями

декоративно-прикладного

искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты,

ритмично

чередуя

геометрические

фигуры,

соблюдая

симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Старшие

дошкольники

проявляют

интерес

к

истории,

народной

культуре,

фольклору.

В

изобразительной

деятельности, рассказах отражают интерес к событиям

истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры,

мелодии.

Участвует

в

народных

играх

и

праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ

без

участия

родителей

невозможно.

Родители

положительно

относятся

к

работе

по

проблеме

«Приобщение детей к истокам народной культуры».

Оплатить счёт № 21309



В раздел образования