Автор: Кузьмина Нина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: д. Дворищи ул. Центральная д. 10а
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к истокам русской народной
культуры
Кузьмина Н.Ф.,
воспитатель
МАДОУ д. Дворищи
В
течение
нескольких
лет
в
нашем
саду
работа
проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры».
Работая
по
этой
программе,
у
нас
есть
удивительная возможность дать детям почувствовать
себя
частью
великого
целого
–
своего
народа,
своей
страны,
научиться
уважать
их,
ценить
прошлое
и
настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь
только
в
этом
случае
мы
можем
рассчитывать
на
прогрессивное развитие.
Главное в работе нашего детского сада– творческое
развитие
ребёнка,
его
умение
действовать
в
воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира
чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти,
сознания,
его
индивидуальности
и
духовности..
Проводя
работу
по
данной
теме,
мы
стараемся
формировать
в
душе
ребёнка
любовь,
бережное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Всё
это
становится
неиссякаемым
источником нравственного и познавательного развития
р
е
б
ё
н
к
а
.
Вся
система
работы
включает
в
себя
поэтапное,
постепенное
воспитание
и
развитие
ребенка
на
традициях народной культуры. Работать начинаем
с
младшей группы. На каждый возраст (младший, средний,
старший) разрабатывается перспективный план работы
на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой
и
М.
Д.
Маханёвой
«Приобщение
детей
к
истокам
народной культуры».
Подойдя
творчески
к
реализации
программы,
были
разработаны
конспекты
занятий.
Интерес
к
теме
возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его
эмоционально-чувственная
сфера.
Это
достигается
благодаря
включению
в
программу
занятий:
игр,
элементов
театрализации,
фольклора
и
практической
деятельности,
во
время
которой
дети
имеют
в о з м о ж н о с т ь
с д е л а т ь
ч т о - т о
с в о и м и
руками.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на
формирование
душевных
качеств
ребёнка
–
развивает
любознательность,
воспитывает
чувство
прекрасного.
Детей
должны
окружать
предметы,
характерные
для
русского
народного
быта.
Это
позволяет
детям
с
раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В
группе
для
этого
отведён
уголок,
в
котором
есть:
альбомы:
«Дымковская
игрушка»,Городецкая
роспись
Хохлома
и
др.
Раскраски:
«Матрёшки»,
«Народное
творчество»
и
др.
Рассматривая
эти
альбомы
и
раскраски,
дети
знакомятся
с
элементами,
узорами,
орнаментами,
сюжетными
композициями…
Дети
с
удовольствием
рассматривают
узоры
с
изображением
сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей
силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится
обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и
др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием
занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…
Одним из условий успешного решения задач является
создание
предметно-развивающей
среды,
которая
способствует накоплению информации, с этой целью в
ДОУ создан мини
музей. Наш музей – не традиционен:
экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены
верёвкой.
Здесь
не
только
можно,
но
и
нужно
всё
потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле,
обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только
прикасаясь
к
настоящим
предметам
старины,
дети
чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи.
Только предметы, сделанные руками его далёких предков,
донесут до сознания ребёнка представления о жизни в
д а л ё к о м
п р о ш л о м .
Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее.
З а д а ю т
м н о г о
в о п р о с о в .
Широкое
использование
фольклора
(сказок,
песен,
частушек, пословиц, поговорок и др.)
В устном народном творчестве как нигде отразились
черты русского характера, присуще ему нравственные
ценности
–
представления
о
добре,
красоте,
правде,
верности и т. д. Особое место в таких произведениях
занимает уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому
ф ол ь к л о р
я вл я етс я
б о га т е й ш и м
и с т оч н и к о м
познавательного
и
нравственного
развития
детей.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во
всех
режимных
моментах,
например
на
утренней
гимнастике
мы
с
детьми
обращаемся
к
устному
народному
творчеству,
выполняем
упражнения
под
потешки, также при умывании и когда просыпаемся и
многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным
образом
сочетается
слово,
напевность,
музыкальный
ритм.
Адресованные
детям
потешки,
прибаутки,
заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и
поговорках
метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются
п о л о ж и т е л ь н ы е
к а ч е с т в а
л ю д е й .
Знакомство с русскими народными играми.
Русские
народные
игры
привлекают
внимание
не
только
как
жанр
устного
народного
творчества,
они
заключают в себе огромный потенциал для физического
развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту
движений,
силу,
меткость.
Разученные
считалки,
скороговорки делают процесс игры более интересным и
увлекательным.
Мною разработана картотека народных игр, для детей
по
возрастам;
система
совместных
мероприятий
взрослых и детей по приобщению к русским народным
играм.
Проведение
традиционных
народных
праздников.
Работа
с
детьми
предполагает
обязательное
использование
народного
устного
и
музыкального
фольклора, включая проведение традиционных народных
праздников
в
детском
саду.
Активно
участвуя
в
праздничных
действиях,
проживая
их
эмоционально,
коллективно,
дошкольники
приобщаются
к
различным
сторонам общественной жизни, культуре, языку своего
народа. В праздничных обрядах активно задействованы
художественное
слово,
предмет,
ритм,
музыка;
присутствует
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук,
победы
красоты
и
добра.
Всё
это
становится
неиссякаемым
источником нравственного и познавательного развития
ребёнка.
Здесь
в
качестве
основных
средств
воспитания
используются
все
компоненты
народной
культуры:
фольклор,
песня,
сказка,
пословицы,
поговорки,
художественные промыслы. К участию в традиционных
народных праздниках привлекаются родители, работники
местного Дома культуры.
Результативность работы.
За
время
работы
по
этой
программе
у
детей
появились знания о музее, о материалах и их признаках, о
том, что выбор материала для изготовления предмета
обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе
изготовления
вещей
из
разных
материалов
разными
инструментами.
Развивается
интерес
и
желание
заниматься
изобразительной
деятельностью,
дети
знакомятся
с
произведениями
декоративно-прикладного
искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты,
ритмично
чередуя
геометрические
фигуры,
соблюдая
симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Старшие
дошкольники
проявляют
интерес
к
истории,
народной
культуре,
фольклору.
В
изобразительной
деятельности, рассказах отражают интерес к событиям
истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры,
мелодии.
Участвует
в
народных
играх
и
праздниках.
Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ
без
участия
родителей
невозможно.
Родители
положительно
относятся
к
работе
по
проблеме
«Приобщение детей к истокам народной культуры».
Оплатить счёт № 21309