Автор: Коренёва Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Карабаш, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №1 г. Карабаша"
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста»
Воспитатель старшей группы:
Коренёва А.В.
2019 г.
Формирование детского коллектива, характерные особенности группы
детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной
группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет
исключительный интерес.
В группах, существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так
или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то
ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие
оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические
процессы, которые выражают отношение человека, его позицию.
На
протяжении
всего
дошкольного
возраста
общение
детей
между
собой
значительно
меняется
по
всем
формам:
меняется
содержание,
потребности, мотивы и средства общения.
У
старших
дошкольников
намечается
тенденция
к
развитию
внеситуативно-деловой
формы
общения
со
сверстниками.
Развивается
сознательность и произвольность поведения, возрастают взаимоконтроль и
самоорганизация,
появляются
зачатки
коллективного
мнения,
возникают
требования, которые предъявляются самими детьми к каждому участнику
общего
дела.
Появляется
умение
оценивать
поступки
как
свои,
так
и
окружающих,
регулировать
свое
поведение
не
только
путем
подчинения
внешним требованиям, но и на основе собственных побуждений, в силу
формирующихся
у
детей
нравственных
представлений
и
чувств.
Следовательно,
возрастные
особенности
детей
шестого
года
жизни
дают
возможность воспитывать у них дружеские взаимоотношения, необходимые в
совместной коллективной деятельности.
В
последнее
время
все
чаще
отмечают
серьезные
трудности
у
дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к
сверстнику в общении, поддерживать и развивать установленный контакт,
адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку,
отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого
человека.
Все
это
приводит
к
различным
конфликтам
и
непониманию
собеседниками друг друга. Как отмечала М. И. Лисина, «доброжелательное
отношение к ребенку со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и
сопереживанием,
возможность
поделиться
с
ними
своими
радостями
и
огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает
человека
жизнерадостным,
счастливым,
создает
оптимистическое
настроение».
Все
это
влечет
за
собой
необходимость
формирования
дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников.
Существует множество литературы и практических рекомендаций по
руководству
развитием
игр
разных
видов.
Сейчас
педагоги
большое
внимание уделяют творческим играм детей, которые дети создают самим.
К творческим играм дошкольников относятся: сюжетно-ролевая, игра-
драматизация, театрализованная игра, а также режиссерская игра.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях,
где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью
войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных
семей
имеет
одного-двух
детей.
А
это
значит,
что
многие
дошкольники
просто
не
имеют
возможности
реализовать
свою
потребность
в
игре
в
условиях семьи в другом виде творческой игры.
В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного
воспитания
дошкольников
является
формирование
у
ребенка
гуманного
отношения
к
окружающим,
потребности
быть
полезным
и
добрым,
готовности использовать для этого все свои способности. Однако, родители
не
имеют
достаточных
знаний
о
способах
руководства
ее
развитием
в
условиях семьи.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно
обозначить
помощь
семье,
установление
д о б р оже л ат е л ь н о го ,
содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное
сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного
отношения к сверстникам в условиях семьи.
Советы родителям для благоприятного развития и формирования у
ребенка
гуманного
отношения
к
сверстникам,
формирование
дружеских
взаимоотношений к сверстникам:
1.
Ежедневно пытаться понять природу ребенка.
Что бы понимать своего ребенка, что бы не возникало конфликтов и
разочарований, вам следует слушать его, постоянно слушать. Не только то,
что они говорят, а пытаться понять, что они делают. Дети в корне отличаются
от взрослых по природе. А существа, которые по природе отличаются от нас,
понять сложно. Поэтому нужно пытаться понять мотивы их действий и
беседовать с ними.
2.
Дружить с детьми, как со взрослыми.
Не нужно видеть в ребенке кого-то, кто еще не развит или может вы
думаете, что он не в силах понять, что вы ему скажете или объясните. Надо
видеть в нем настоящего свершившегося человека. И дружить с ним. Те дети,
у
которых
доверительные
отношения
в
семье
с
родителями,
они
имеют
высокие шансы на успех, чувствуют, что их принимают без оговорок, в них
верят и им доверяют.
3.
Создавать обстановку заботы и любви вокруг ребенка.
Это
единственная
среда,
где
все
функции
ребенка
максимально
раскрываются. Сторониться запретов и порицаний.
Вседозволенность и запреты – одинаково плохи. И середины здесь нет:
я
буду
что-то
запрещать
и
что-то
разрешать.
Вообще
лучше
ничего
не
запрещать ребенка, как бы сложно это не было для вас, родителей. Просто
предостерегайте детей, чтобы они себе не навредили. И без запретов нужно
воспитывать
те
качества
в
ребенке,
которые
обеспечат
его
безопасное
существование, – нравственные качества.
4.
Понимать, что воспитание идет через живые образы.
Мы часто требуем от ребенка того, что сами не в силах свершить. Себя
меняйте
ежедневно,
чтобы
самому
становиться
лучше.
И
тогда
ребенок
увидит, какие прекрасные и чистые образы подают родители и конечно же у
него возникнет желание подражать вам, быть такими же.
5.
Создать прекрасную обстановку в семье.
Чтобы
отношения
с
родственниками,
членами
семьи
всегда
были
уравновешенными,
спокойными.
Ребенок
это
видит
и
воспринимает,
перенося такие же модели на свою семью в будущем.
К
сожалению
в
настоящее
время,
в
своей
практике
я
вынуждена
наблюдать, как дети в своей речи используют нецензурную брань, как они
проявляют жесткость к сверстникам, дети почти не знают детских, добрых
песен, дети мечтают о свадьбе и о деньгах. Считаю, что это не допустимо, мы
должны вкладывать в ребенка всё самое доброе, нежное, искреннее.
Воспитатели и родители должны работать в одной команде, только при
тесном сотрудничестве, можно добиться высоких результатов.
Совместная работа детского сада и семьи по формированию у детей
дошкольного
возраста
дружеских
взаимоотношений
со
сверстниками
содержит
в
себе
огромные
возможности
и
большой
воспитательный
потенциал.
Тесная
взаимосвязь
между
участниками
педагогического
процесса
(родителями
и
педагогами),
их
умелое
руководство
развитием
социальной
компетентности
дошкольника,
формированием
е го
нравственности
–
важное
и
необходимое
условие
для
воспитания
всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.